БЕСПРОВОДНАЯ СВЯЗЬ

Низкий спрос на продукцию и спад в экономике сказались и на производителях сотовых телефонов и карманных компьютеров - конец марта им пришлось потратить на затягивание поясов.

Пытаясь пережить ситуацию, которую остроумцы уже окрестили “беспроводным спадом”, Ericsson, Nokia, Motorola и Palm провели серию увольнений, а также закрыли некоторые свои предприятия.

Трудные времена заставляют производителей пересмотреть свою деятельность. Раньше они старались производить все, начиная с компонентов серверной инфраструктуры и заканчивая клиентскими устройствами, теперь же намечается специализация производств, что вполне может задушить инновации и в конце концов негативно сказаться на функциональности беспроводных продуктов и услуг.

“Пользователи меняют свои мобильные телефоны гораздо реже, чем прежде, - заявил президент и исполнительный директор Ericsson (Стокгольм, Швеция) Курт Хеллстром, выступая в конце марта перед акционерами своей фирмы. - Многие выжидают, чтобы сразу перейти на новые технологии типа GPRS (General Packet Radio Service - общая служба пакетной передачи данных по радиоканалу) и Bluetooth. Только так я могу объяснить нынешнее состояние рынка”.

Полагаться только на собственные силы  

В условиях экономического спада производители мобильных

карманных устройств вынуждены экономить на всем

Накануне ежегодного собрания акционеров Ericsson объявила о сокращении 3300 рабочих мест в Европе и приостановке производства на заводах в Карлтоне и Сканторпе (Великобритания). Такие меры, как ожидается, позволят фирме сэкономить в следующем году около 2 млрд. долл.

Несколько раньше, в январе, Ericsson обнародовала свое намерение передать производство мобильных телефонов сингапурской фирме Flextronics, которая предоставит работу 4200 нынешним служащим Ericsson и наладит выпуск карманных устройств в Азии.

Продукция Ericsson для серверных инфраструктур продолжает приносить прибыль, но по объему сбыта карманных телефонов эта фирма уступает своему конкуренту Nokia. По мнению инвесторов, чтобы выйти из такой ситуации, было бы лучше вообще избавиться от подразделения телефонных аппаратов, передав его в руки какого-нибудь азиатского производителя. В качестве возможных кандидатов называются фирма Panasonic, входящая на правах подразделения в компанию Matsushita Electric Industrial, и компания Samsung Electronics.

О сокращении 400 рабочих мест в своем подразделении широкополосных систем объявила в конце марта и Nokia (Эспу, Финляндия), хотя у этой компании дела со сбытом клиентских устройств идут более успешно. По сравнению с дорогостоящими системами высокого класса производства Ericsson дешевые карманные устройства Nokia пользуются массовым спросом.

Сообщение об увольнении 4 тыс. служащих поступило в конце марта также от компании Motorola, которая решила в числе прочего сократить свой сектор сетевого оборудования. Эта мера предпринята в рамках объявленной ранее программы, предусматривающей сокращение 22 тыс. рабочих мест по всем направлениям деятельности, включая выпуск клиентских устройств и инфраструктурных компонентов.

Выступая на собрании акционеров, Хеллстром настойчиво повторял, что Ericsson не откажется от выпуска карманных устройств. Эти его слова вызвали недовольство присутствующих, но понравились некоторым консультантам.

“Нужно, чтобы кто-нибудь занимался разработкой таких систем, - считает Фрэн Рейбак, отвечающий за изучение мобильных технологий в консультационной компании Alliance Consulting (Филадельфия, шт. Пенсильвания). - Если все побегут из этого бизнеса, может возникнуть очень опасная ситуация. Мы просто не устоим перед натиском японского потребительского рынка, и нам придется забыть об инновациях”.

Правда, Рейбак разделяет точку зрения Хеллстрома, что чрезмерно стремительная смена новинок удерживает потенциальных клиентов от приобретения уже выпускаемой продукции, особенно когда речь идет о вложении денег в сотни устройств и ПО к ним. Рейбак утверждает, что именно это происходит, например, с продукцией Palm и ряда других производителей.

”Я бы посоветовал своим клиентам дождаться появления новой микросхемы Secure Digital”, - говорит он. Дело в том, что недавно Palm анонсировала два новых устройства, но к их выпуску пока не приступает.

О том, что не стоит торопиться, свидетельствуют опубликованные финансовые показатели Palm (Санта-Клара, шт. Калифорния). В конце марта фирма объявила о сокращении 250 штатных и внештатных сотрудников, а также о замораживании строительства нового офисного здания в Сан-Хосе (шт. Калифорния).

Ее модели Palm m500 и m505, выпуск которых должен начаться в конце нынешней весны, будут оснащаться гнездом расширения Secure Digital. Такая архитектура позволит добавлять и менять внешние платы, обладающие большей памятью и способные хранить больше географических карт и программных приложений. Пока же Palm старается распродать прежние модели, хранящиеся на ее складах.

У этой фирмы есть еще одна проблема - ей предстоит успокоить своих корпоративных клиентов. Не так давно ее инвесторы высказали недовольство тем, что в разгар экономического спада Palm приобрела фирму Extended Systems, специализирующуюся на разработке межплатформного ПО синхронизации и обеспечения работы беспроводных систем. А Ericsson, Motorola и Nokia тем временем продолжают попытки сбалансировать выпуск клиентской и серверной продукции.