ОБЗОРЫ    

 

Как когда-то прочно вошли в обиход обычные фотоаппараты, позволявшие запечатлеть на цветной фотопленке важные или просто приятные события нашей жизни, так в наше время сердцами фотолюбителей постепенно овладевают цифровые технологии. Цифровой фотоаппарат уже не является только профессиональным инструментом или предметом роскоши. Благодаря развитию технологий цифровые камеры переходят в разряд бытовых приборов, доступных для поклонников фотоискусства со средним достатком.

Теперь мы можем хранить снимки на компьютере, редактировать их специальным графическим ПО, записывать на компакт-диски, пересылать по электронной почте и размещать в Сети. Но почему-то хочется, как в “доцифровые” времена, подержать в руках красивое глянцевое изображение, поставить любимую фотографию в рамочке на стол или пролистать фотоальбом.

Как вы уже могли заметить, все больше фотомагазинов предоставляет цифровые фотоуслуги различной сложности и качества. Профессионалы цифрового фотодела за доступное рядовому покупателю вознаграждение исполнят любой ваш каприз, будь то распечатка снимков с цифрового фотоаппарата или сложный фотомонтаж. На практике цифровые технологии переноса изображений на фотобумагу позволяют получить фотографию с нереальным сюжетом, с эффектами, которых просто невозможно добиться в классической, аналоговой фотографии. В общем, все то, что вы сотворяете с изображением на компьютере, вы теперь без труда выводите в виде фотографии.

Для этого используются цифровые мини-фотолаборатории (мини-лабы) - именно эти специальные сложные аппараты и переносят изображения из компьютерных файлов на традиционную цветную фотобумагу. В качестве источника цифровых изображений в современных фотолабораториях используются всевозможные цифровые носители: дискеты и Zip-диски, CD-ROM и флэш-карты. Кроме того, вы можете принести в фотомагазин свой цифровой фотоаппарат или прислать отсканированное изображение по электронной почте. Не остались в обиде и классические фотопленки, однако современные мини-лабы печатают их не традиционным способом, а так же, как и прочие цифровые файлы, предварительно отсканировав кадры пленочным сканером.

Зачем нужна фотобумага?

Первый вопрос, который приходит в голову компьютерно грамотному пользователю, наверное, такой: “А зачем вообще нужны какие-то мини-лабы, если графический файл можно за доли минуты распечатать на цветном принтере?”. Действительно, сейчас разрабатываются технологии скоростной печати фотографий, основанные на принципе работы струйных принтеров, однако до промышленного производства им пока еще далеко. Струйные принтеры уже “научились” производить отпечатки сравнимого с фотографическим качества, но по долговечности такие фотографии заметно проигрывают серебросодержащим материалам: они выгорают, краски со временем высыпаются. Да и по себестоимости они не выдерживают конкуренции. Так, если отпечаток 20x29 см, сделанный на струйном принтере, обойдется примерно в 40 центов, то для фотобумаги эта цифра будет по крайней мере в 2,5 раза меньше.

Как это работает?

Изображение на фотобумаге формируется с помощью света, поэтому для печати в цифровом мини-лабе необходимы специальные устройства, которые спрятанную в графическом файле информацию о картинке преобразуют в излучение оптического диапазона.

Таких устройств придумано довольно много, и все они различаются по принципу работы. В цифровых мини-лабах серии Frontier японской фирмы Fuji содержится три лазера “основных” цветов - красного, зеленого и синего. Они смешиваются в необходимых пропорциях в оптической системе мини-лаба и благодаря вращающейся оптической призме построчно экспонируют фотобумагу. Такая технология называется трехламповым аддитивом. Основное ее преимущество по сравнению с прочими состоит в том, что каждая точка изображения формируется одним и тем же источником света, что обеспечивает наилучшую в группе рассматриваемых моделей мини-лабов однородность по полю фотографии. Подобным образом работают и цифровые фотолаборатории Agfa серии D-Lab.

Некоторые производители отказались от построчной развертки и в качестве печатающих устройств используют линейки светоизлучающих элементов, которые движутся вдоль листа фотобумаги. Например, на таком принципе основана работа японских мини-лабов Noritsu QSS-2611 и Konica QD-21. Каждый элемент линейки обладает уникальными световыми характеристиками, и чтобы обеспечить однородность изображения, печатающие узлы периодически требуют калибровки. Роль источника света играют светодиоды и вакуум-флюоресцентные элементы, поэтому технология носит название LED-VF (light emiter diod - vacuum fluoriscent).

Подобна описанной выше технология MLVA (micro light valve array - линейка световых микроклапанов), примененная, например, в мини-лабораториях Noritsu QSS-2901. Отличается она тем, что линейка состоит не из излучающих элементов, а из специальных крохотных заслонок, открывающихся на рассчитанный системой управления интервал, с тем, чтобы на фотобумагу попало необходимое количество света в заданном пикселе.

Довольно интересно устройство печатающего узла фотолабораторий серии Master Flex Digital производства швейцарской фирмы Gretag Imaging. Он реализован на базе двумерной матрицы из крошечных микрозеркал, которые свет от лампы, направленной на матрицу, в зависимости от управляющих сигналов отражают на фотобумагу или в специальную светопоглощающую область. Интенсивность насветки зависит от длительности включения соответствующего зеркальца. А так как цвет формируется излучением трех разных цветов, то между лампой и матрицей находится колесо с закрепленными на нем светофильтрами. Вращаясь, оно поочередно придает излучению лампы красный, зеленый и синий свет. Технология получила название DLP (digital light processing - цифровая обработка света). Основное достоинство таких систем - высокая производительность, хотя разрешение по сегодняшним меркам оставляет желать лучшего.

Цифровая фотолаборатория Kodak System 88, которую для компании Kodak производит французская фирма KIS, формирует изображение при помощи жидкокристаллической матрицы, работающей на просвет. Источником света, как и в Master Flex, служит лампа с последовательно включаемыми светофильтрами. Что примечательно, матрица находится под небольшим углом к направлению световых лучей и при каждой смене светофильтра поворачивается вокруг оси, расположенной перпендикулярно к поверхности бумаги, что позволяет сгладить пикселизацию.

Еще одно устройство, преобразующее набор чисел в изображение, находится практически у каждого из нас на столе. Я имею в виду конечно же монитор. Однако обычные мониторы не позволяют добиться требуемого качества печати из-за низких по фотографическим меркам контрастности и разрешения. Поэтому были разработаны специальные электронно-лучевые трубки, не имеющие кадровой развертки. Попробуйте представить себе монитор, сплюснутый в вертикальном направлении. Примерно так выглядит FOCRT (волоконно-оптическая электронно-лучевая трубка) - сердце новейших цифровых мини-лабов Netprinter 812 и Netprinter Digital Print Station производства Gretag Imaging Group. Изображение “рисуется” строчка за строчкой при движении фотобумаги в направлении, перпендикулярном к развертке луча. Чтобы луч не рассеивался в стекле по дороге к эмульсии фотобумаги, экспонирующая поверхность трубки состоит из оптических волокон. Благодаря такой технологии в настоящее время лаборатории этих моделей обеспечивают наивысшее разрешение - 500 точек на дюйм (dpi), тогда как большинство цифровых мини-лабов работают с разрешением около 300 dpi. Правда, и это разрешение не вызывает нареканий потребителя, так как обеспечивает свойственные фотографии четкость изображения и проработку деталей.

И снова пикселы против точек

На этом моменте стоит остановиться подробнее, поскольку разрешение современных струйных фотопринтеров измеряется числами порядка тысяч dpi, а мы говорим о каких-то сотнях. В чем загвоздка? Дело в том, что струйный принтер формирует каждый элемент изображения набором крохотных точек чернил так называемых основных цветов постоянного размера. Каждая точка, таким образом, состоит из матрицы мелких точек. При этом чем больше градаций цвета надо обеспечить, тем меньшего размера должны быть капли чернил и тем больше их капелек требуется на каждый элемент изображения; следовательно, тем большим числом характеризуется разрешение принтера. На фотобумаге изображение формируется “как есть”: каждому его элементу соответствует не набор точек, а одна точка на фотобумаге, имеющая интенсивность и цвет, соответствующие числовым значениям в файле. Это происходит потому, что красители в эмульсии фотобумаги располагаются один над другим, тогда как при печати струйным методом они расположены в одной плоскости. Кроме того, интенсивность каждого красителя фотоэмульсии изменяется плавно, в зависимости от того, сколько времени свет экспонировал галогениды серебра. В результате такое на первый взгляд никудышное разрешение, как 300 dpi, при цифровой печати на фотобумаге обеспечивает превосходное качество изображения, сравнимое с фотографическим.

Лидеры рынка цифровых мини-лабов

Noritsu. Полностью цифровая мини-фотолаборатория NORITSU QSS-2901 в качестве печатающего узла использует решетку световых микроклапанов, что обеспечивает разрешение цифровой печати 400 dpi (напоминаю, непрерывного тона!). Ее производительность составляет порядка 1500 фотографий размером 9x13 см в час. Возможна печать фотографий всех стандартных фотографических форматов вплоть до 30x45 см. Устройствами ввода-вывода в стандартной конфигурации являются FD и CD-ROM, однако этот перечень может быть дополнен CD-R/RW, MO, Zip, DVD, CompactFlash, Smartmedia, PC Card, Flatbed Scaner. Само собой разумеется, что мини-лаборатория может печатать фотографии с традиционной фотопленки - негативной, позитивной и черно-белой.

В мини-лаборатории установлен 17-дюймовый монитор, отображающий не только собственно графические изображения, но и подсказки по работе с машиной, так что даже оператор с не очень большим опытом не будет испытывать трудностей. Мини-фотолаборатория QSS-2901 может одновременно работать с двумя бумажными кассетами, поэтому смена формата осуществляется очень быстро.

Поставляемое с машиной программное обеспечение позволяет с минимальными затратами времени и сил компоновать визитные карточки, поздравительные открытки, фотокалендари и комбинированные отпечатки, содержащие на одном листе фото разных размеров. Кроме того, ничто не мешает вам установить на компьютере свой любимый Photoshop.

Gretag. Новейший цифровой фотопринтер Netprinter 812, разработанный швейцарской компанией Gretag Imaging, позволяет печатать изображения с любых распространенных цифровых носителей на обычной цветной фотобумаге с разрешением 500 dpi. Собственно говоря, такое разрешение требуется только для качественной проработки мелких шрифтов и еще некоторых специальных задач; для работы с обычными фотографиями предусмотрен режим 300 dpi. Экспонирование производится с помощью оптоволоконной оптической трубки FOCRT. По сравнению с предыдущими моделями в этой улучшена цветопередача благодаря использованию четвертой зоны “2Y” на трубке. Максимальный формат - 30x45 см. Производительность колеблется от 280 отпечатков формата 10x15 см до 90 отпечатков формата 30x45 см в час.

Внутренний компьютер, входящий в состав принтера (так называемый сервер), выполняет только функции управления блоками этой мини-фотолаборатории и отправляет графические файлы напрямую в печатающий узел. Посредством сетевого протокола 10/100Base-T Ethernet к нему подключаются рабочие станции-клиенты, на которых и обрабатываются файлы. По соотношению цена/качество Netprinter 812 является, видимо, наиболее привлекательным вариантом.

Fuji. Новейшая разработка компании Fujifilm - полностью цифровая мини-фотолаборатория Frontier 330, впервые представленная на выставке PMA-2000. Печать осуществляется с помощью лазерного принтера, реализующего технологию трехлампового аддитива (см. выше), которая позволяет добиться высокой стабильности и обеспечить качество, недоступное для других технологий.

Производительность лаборатории составляет 650 отпечатков в час для формата 9x13см и 570 отпечатков в час для 10x15 см. Форматы - от 9x13 до A4 (20x30). Возможна печать с пленок 110, 126, 135, APS, 120, RV.

Традиционный тракт оптической печати отсутствует. Печать с фотопленки производится тем же лазерным принтером после сканирования. В качестве источника света для сканера применяется не обычная лампа, а светодиод, что обеспечивает длительный срок службы. Основной узел сканера, матрица ПЗС, содержит 3,2 млн. точек. При печати предварительно сканируется вся пленка. При этом универсальная негативная рамка работает как с обычной пленкой 135, так и с системой APS.

Предусмотрена возможность включения Frontier 330 в сеть Ethernet 10/100. Благодаря использованию специальных фотохимикатов значительно уменьшено влияние отходов на окружающую среду.

Начало продаж этой фотолаборатории намечено на конец 2001 г.

Konica. В модели QD-21 реализована новая концепция Konica - мини-фотолаборатория под Windows. Возможна печать с любых носителей с применением специальных эффектов.

Мини-фотолаборатории Konica отличаются высокой производительностью: скорость получения отпечатка с негатива составляет 79 секунд, тогда как для большинства фотолабораторий она колеблется около значения 5 минут.

Модель QD-21 имеет интуитивно понятный интерфейс управления с сенсорным экраном. Программное обеспечение позволяет быстро использовать виньетки, печатать визитки, календари, практически не снижая общей производительности системы. Возможности мини-фотолаборатории расширяются обновлением программного обеспечения. Функция работы в компьютерной сети позволяет обрабатывать изображения на терминальных ПК с печатью на QD-21.

Компактность (1,65 м) и использование “сухой химии” ECOJET (один интегрированный картридж) позволяют устанавливать QD-21 в любом помещении. Производительность фотолаборатории - 1800 отпечатков размера 127x89 мм в час. Разрешение печати - 300 dpi (256/4096 градаций), максимальный размер отпечатка 303,5x465 мм.

Kodak. Новейшая из мини-фотолабораторий Kodak, представленных на нашем рынке, - System 88 - была продемонстрирована на московской выставке “Фотофорум-2001”. Она предназначена для стран с развивающейся экономикой, где большое значение имеет цена, а высокая производительность не является решающим фактором.

Первоначально лаборатория была разработана французской фирмой KIS, но позже Kodak дополнила ее своим программным обеспечением и технологией сканирования. System 88 осуществляет цифровой ввод и обработку изображения (включая нетрадиционные для аналоговых мини-лабов повышение контрастности и улучшение резкости). Устройством ввода может служить негативная, позитивная, APS-пленка, CD-ROM, PCMCIA-карта, Zip-диск, дискета, цифровая фотокамера, цифровая документальная система, Интернет.

Сканирование производится с высоким разрешением: 32-зонный сканер по цветам и 200-точечный сканер по контрасту обеспечивают точный анализ кадра и оптимальное качество фотографии. Параметры сканирования полностью соответствуют стандартам APS Print Quality Improvement и обеспечивают существенное увеличение скорости выхода последующих отпечатков.

Встроенное ПО позволяет создавать фотокалендари, визитные карты, вставлять изображения в рамки, ретушировать и комбинировать отпечатки.

Производительность мини-фотолаборатории - 500 отпечатков формата 10x15 см в час. Максимальный размер отпечатка - А4. Разрешение печати колеблется в диапазоне от 213 до 512 dpi в зависимости от размера фотографии.

Лаборатория очень удобна в обслуживании. Например, нет необходимости в частой смене бумажных кассет, так как System 88 накапливает заказы в памяти и начинает печать только после того, как обнаружит заправленную бумагу нужного размера. Более того, для заказа повторной печати клиент может даже не приносить второй раз свою пленку - оператору достаточно перезапустить из памяти машины уже отпечатанный заказ.

Agfa. Печатающим узлом в одной из последних цифровых фотолабораторий Agfa d-lab.3 является система лазеров, обеспечивающая высокое качество печати с разрешением 400 dpi. Синий и зеленый лучи формируются аргоновым лазером, красный - полупроводниковым.

Примечательна технология сканирования фотопленки, примененная в этой модели. Она получила название d-TFS. (Digital Total Film Scaning - полное цифровое сканирование фотопленки). В ходе обработки в Agfa d-lab.3 пленка сканируется дважды. Первое, быстрое сканирование всей пленки производится с небольшим разрешением. В результате предварительного сканирования определяются данные, позволяющие рассчитать основные параметры пленки с тем, чтобы использовать их как предустановки сканера во время сканирования пленки с высоким разрешением. После этого пленка, двигаясь в обратном направлении, обрабатывается высококачественным сканером (ПЗС-матрица размером 2Kx3K, глубина цвета 12 бит на канал). Кроме сканирования в видимом диапазоне пленка подвергается сканированию в инфракрасном диапазоне для сбора информации о попавшей на нее пыли и повреждениях эмульсионного слоя. Данные, полученные при основном сканировании пленки, направляются для обработки в компьютер, который приводит размер цифрового изображения в соответствие с выбранным для будущего отпечатка форматом.

Функция управления контрастностью отпечатка дает возможность значительно улучшить тонопередачу снимков, сделанных при ярком солнечном свете или при свете вспышки, позволяя одинаково хорошо проработать как передний, так и задний план. Цифровая обработка позволяет значительно улучшить и качество отпечатков с недоэкспонированных негативов. Отпечатки, сделанные с таких кадров на Agfa d-lab.3, по контрастности и яркости цвета практически невозможно отличить от отпечатков с нормально экспонированных негативов. Цифровая технология повышения четкости придаст сочность и прозрачность даже фотографиям, сделанным недорогими “мыльницами”, а технология избирательного управления цветовой насыщенностью позволяет достичь большей насыщенности цветов без ущерба для передачи тонких цветовых переходов.

Благодаря большой производительности компьютера Agfa d-lab.3 время сканирования и полного цикла цифровой обработки отпечатка 10x15 см составляет около 1,5 с. Таким образом, производительность может достигать 1700 отпечатков в час. Максимальный размер отпечатков - 20x30 см.

Тенденции развития

Естественно, развитие цифровых технологий и телекоммуникаций не обошло стороной разработку оборудования для фотобизнеса. Как вы уже видите, фотолаборатории фактически становятся периферийными устройствами для компьютеров. Они подключаются в локальные сети, некоторые производители даже выпускают плагины для графических редакторов, позволяющие выполнять печать прямо с компьютера даже без переключения окон. Более того, возможно подключение современных фотолабораторий к Сети и передача через нее графических файлов на печать прямо из дома. Практически все основные игроки рынка выпустили и выносные терминалы самообслуживания, которые размещаются в людных местах - в метро, супермаркетах, на вокзалах. Так что уже в скором будущем в ожидании поезда метро можно будет подойти к киоску, скажем, Kodak с любимым цифровиком, сгрузить в лабораторию картинки, по ходу дела подправить качество и нанести надписи. Остается ввести номер кредитки и адрес доставки - и уже к вечеру ваши фотографии будут ждать вас дома.

С автором статьи можно связаться через сайт http://minilab.h1.ru.