В2В

Но неясно, будет ли она востребована

Большинство компаний, функционирующих на рынке туристических услуг, используют вычислительную технику неэффективно - в основном как печатающую машинку для набора договоров и работы с электронными таблицами. Тех, кто применяет ее для более сложной обработки информации, можно пересчитать по пальцам. Между тем не переводятся энтузиасты, стремящиеся изменить положение дел.

В конце октября было объявлено о создании В2В-системы электронной торговли для проведения сделок (бронирования авиабилетов) на рынке чартерных перевозок MATISSE.ru. Управлять ею будет одноименная фирма, владельцем контрольного пакета которой является системный интегратор ЛАНИТ (он же и был главным разработчиком).

По оценке генерального директора MATISSE Сергея Соловьева, оборот рынка чартерных перевозок составит в 2002 г. около 510 млн. долл., или 25% от всего российского рынка туристических услуг. Однако этот рынок страдает от массы проблем: информационной непрозрачности, многоуровневости структуры посредников, недогруженности рейсов и высоких рисков. Преодолеть эти недостатки и должна помочь MATISSE, что будет способствовать росту финансовых результатов участников этой системы.

MATISSE позволит компаниям получать в онлайновом режиме оперативную и надежную информацию о рейсах, наличии мест, ценах и бронировать билеты.

Устройство системы

Все функции системы MATISSE.ru можно разделить на два основных блока: профессиональная информационно-справочная система и электронная торговая площадка (ЭТП).

Основные функции системы

Информационно-справочная система содержит страноведческую и визовую информацию: базовые географические сведения, информацию о климате, валюте, национальных праздниках, принятых стандартах, национальных особенностях, порядке получения виз, о необходимых для поездок документах и регламентирующих правилах и др.

На ЭТП же совершаются сделки с местами и блоками мест на чартерных авиарейсах. Чартерный рынок устроен так, что для любого рейса всегда существует компания (консолидатор), выкупающая его целиком, а затем перепродающая блоки мест в салоне. Другие участники рынка приобретают и перепродают более мелкие блоки мест.

Работая в MATISSE.ru, консолидатор имеет возможность непосредственно размещать данные о рейсах и выставлять места и блоки мест на продажу, а также оперативно корректировать стоимость авиабилетов. Это позволяет быстро учитывать конъюнктуру рынка и гибко реагировать на изменения спроса и предложения. Кроме того, консолидатор может вести учет продаж и регулярно получать детальные отчеты.

В свою очередь туроператор или турагент (посредник более низкого уровня) получает достоверную и актуальную информацию, имеет возможность бронировать места и блоки мест в онлайновом режиме, а также выставлять их для перепродажи. Таким образом, любой пользователь проекта может выступать одновременно и как покупатель, и как продавец мест и блоков мест.

Важнейшим качеством системы MATISSE.ru декларируется предоставление гарантий ее участникам по осуществляемым сделкам. В основном эти гарантии сводятся к ответственности за достоверность информации, выставленной в системе продавцами, - отношения между ними и MATISSE регулируются двусторонними договорами. Подобные договора с покупателями не заключаются. Отсеивание нечистоплотных заказчиков производится с помощью “черных списков” и проверки покупателя при подключении к системе; кроме того, требуется подтверждение бронирования со стороны продавца.

Стремясь упростить использование MATISSE, разработчики не стали подключать ее к платежной системе, так что платежи между участниками должны производиться либо путем наличного расчета, либо через банк. В последнем случае покупателю приходится специально запрашивать счет-фактуру и получать его по отдельным каналам, например по факсу.

Пока MATISSE работает в тестовом режиме, и ее испытания продлятся до 1 января 2002 г. Но примерно в середине следующего года она должна перейти в платный режим, а к 2005 г. разработчики планируют перевести на нее 50% рынка чартерных перевозок. Насколько удобным все это окажется для потребителей на самом деле, остается только догадываться. Опыт других торговых площадок показывает, что они приживаются в нашей стране с большим трудом.