“Тяжеловесы” корпоративной телефонии

УАТС

За последние десять лет российский рынок корпоративных телефонных систем сделал стремительный рывок вперед. В начале 90-х годов популярностью пользовались небольшие учрежденческие автоматические телефонные станции (УАТС), возможности которых были весьма ограниченны. Такие станции и сегодня успешно продаются на рынке и находят спрос у небольших компаний (Small and Medium Enterprises, SME). В эпоху превращения Интернета в мощный фактор повседневной жизни, во время становления новых форм ведения бизнеса, известных как “электронная коммерция”, все ведущие производители обратили самое пристальное внимание на рынок малых станций. Этот рынок достаточно специфичен, и на нем часто оказываются невостребованными решения, прошедшие проверку временем в “среднем” и “тяжелом” весе (сектор MLE, Medium and Large Enterprises). Однако именно последний приносит главный доход производителям систем корпоративной телефонии. И визитной карточкой основных вендоров продолжают оставаться УАТС старших моделей.

Появление территориально разнесенных представительств компаний дало толчок развитию информационно-компьютерных сетей и одновременно ускорило становление корпоративных сетей телефонной связи. Цифровые станции оказались подходящими для этого и довольно быстро все крупные компании обзавелись подобными сетями. Они не только предоставляют удобный механизм управления предприятиями, но и позволяют существенно сократить накладные расходы. Корпоративная среда часто используется для трансляции вызовов в телефонные сети других городов, благодаря чему компании могут экономить на междугородной связи.

Отличительным признаком современных цифровых УАТС является наличие развитой функциональности. Каждый производитель с гордостью перечислит сотни разнообразных функций, доступных пользователю его станции. Но способен ли среднестатистический абонент применить все это богатство на практике? Конечно нет, но такая потенциальная возможность позволяет конфигурировать станции под различные, порой весьма специфические приложения. Обычно задействован ограниченный набор функций, которые поддерживают все без исключения производители. Это, в частности, переадресация вызова, происходящая при наличии некоторых заданных условий. Например, если абонент занят или не снимает трубку какое-то время, переадресация может происходить сразу. Функции удержания вызова и передача его другим абонентам очень часто используются секретарями компаний. Популярны и различные категории запрета вызовов, справочники сокращенного набора, конференц-связь, перехват вызовов и др.

Из опыта работы многих компаний хорошо известно, что типичный абонент пользуется тремя - десятью функциями. Это дало повод рассмотреть вопрос о сокращении “лишних” сервисов телефонных станций. Такую позицию активно поддерживают компании, для которых рынок телефонных станций стал новым бизнесом. В частности, компания Cisco Systems в своей системе корпоративной телефонии предлагает довольно ограниченный базовый набор функций. В то же время пользователи обеспечиваются инструментарием для создания собственных приложений, ориентированных на конкретное применение и способных к интеграции с базовой системой.

Новые веяния

У традиционных цифровых станций в последние два-три года появился постепенно набирающий силы конкурент - системы пакетной телефонии, в первую очередь на базе технологии IP. Изменения начались с сектора SME. В конце 1999 г. компании Cisco и 3Com предложили IP-УАТС, предназначенные для обслуживания одной-двух сотен абонентов. Очень быстро телефонные системы на базе пакетных технологий смогли выйти и на рынок MLE. Самые активные шаги в этом направлении предприняла Cisco Systems, которая уже сегодня предлагает решения, способные предоставить телефонную связь многим тысячам абонентов в рамках единой системы. По мнению представителей компании, телефонную связь ожидает безусловный переход на решения, основанные на технологиях сетей передачи данных.

Киты индустрии телефонных станций в свою очередь начали усиленно встраивать в привычное оборудование решения, поддерживающие технологии VoIP. Они предлагают пока не идти путем кардинальных перемен, а постепенно эволюционировать в сторону интеграции положительных свойств пакетной и канальной технологий. Сегодня сложно прогнозировать, какой из этих двух подходов будет доминировать на рынке корпоративной телефонии через несколько лет. С уверенностью можно предсказать лишь, что в ближайшие годы доминантой в развитии этой области станут приложения.

Новое поколение учрежденческих телефонных систем все чаще берет на себя выполнение функций, ранее являвшихся прерогативой информационных систем. Большое распространение получили системы универсальной обработки сообщений или универсальная почтовая служба (Unified Messaging), позволяющая с помощью одного устройства, будь то телефонный аппарат или персональный компьютер, получать и отправлять послания электронной почты, факсимильные или голосовые сообщения. За последний год чрезвычайно востребованными оказались операторские центры с их возможностью интеллектуально распределять входящие вызовы между сотрудниками компании. Во многих станциях предусматриваются механизмы управления вызовами для каждого абонента, основанные на его персональном расписании и даже личных предпочтениях. Представляют интерес для электронной коммерции и автоматизации управленческих процессов в компаниях приложения управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и комплексная система управления предприятием (ERP), которые также успешно интегрируются с новым поколением телефонных систем.

Новые тенденции в построении корпоративной телефонии вызвали изменение подхода всех ведущих компаний к их созданию. Если еще пару лет назад каждый производитель предпочитал разрабатывать собственную систему единолично, что приводило к их полной несовместимости, то сегодня просматривается явный поворот в сторону открытых стандартов. Многие вендоры приглашают третьи компании к написанию приложений для своих систем. Свежим примером является всемирный конкурс компании Cisco по созданию приложений для IP-телефона Cisco 7690 с помощью стандартных средств XML. Не отстают и другие компании - Avaya усиленно способствует разработке приложений для операторских центров, а Alcatel сертифицировала несколько десятков софтверных фирм для написания приложений к своим станциям.

Основные требования

Большинство заказчиков предъявляют к корпоративным телефонным системам довольно схожие требования. Начнем с того, что система должна быть надежной во всех отношениях. Именно это требование порой становится преградой на пути внедрения решений, базирующихся на пакетных технологиях. Надежность, выражаемая цифрой 0,99999, пока недостижима для многих из них.

Телефонная составляющая офисной телекоммуникационной инфраструктуры должна обеспечивать высокую производительность. Обычно не менее 20-30% сотрудников в любом офисе одновременно разговаривают по телефону. Эта доля зависит от профиля деятельности компании и может быть намного выше. Городские и учрежденческие телефонные станции различаются по величине допустимой удельной нагрузки абонентских линий. Городские АТС обычно характеризуются нагрузкой до 0,15 Эрл на абонентскую линию, а УАТС - от 0,2 до 1 Эрл.

При выборе телефонной системы абоненты надеются получить необходимую им функциональность. И наконец, она должна быть удобной в обслуживании, не занимать много места, не шуметь, не потреблять много электроэнергии, в общем, быть незаметной в офисе, но полностью выполнять свои задачи.

Кроме объективных критериев выбора, связанных с функциональными и техническими характеристиками, значительную роль при выборе современной и довольно дорогой УАТС играет престиж организации в глазах клиентов или партнеров. По этой причине “солидные” клиенты предпочитают системы европейского и североамериканского производства, хотя аналогичные по возможностям корейские системы могут стоить намного дешевле.

В мире насчитывается большое число производителей телефонных систем, ориентированных на разное применение. Учитывая сказанное в начале статьи, рассмотрим подробнее несколько решений хорошо известных компаний, сумевших занять на российском и мировом рынке ведущие позиции и предлагающих решения для сегмента MLE. У этих систем немало общих черт, например развитые сетевые возможности, позволяющие создавать распределенные корпоративные сети на инфраструктуре разных видов - TDM, ATM, Frame Relay, ISDN, TCP/IP. В то же время каждое из представляемых решений имеет свои особенности, свои сильные стороны, обеспечивающие им достойное место на весьма “плотном” телекоммуникационном рынке. Менее распространенные на российском рынке станции фигурируют только в таблице. Кроме рассмотренных ниже моделей на отечественных просторах можно найти продукцию еще более чем десятка фирм, как западных, так и отечественных. И хотя некоторым продуктам, не упомянутым в настоящей статье, присущи многие характерные черты крупных УАТС, они, как правило, рассчитаны на обслуживание не более одной-двух тысяч абонентов. Таким системам, а также “средним” модификациям рассмотренных ниже систем будет посвящена другая публикация.

Alcatel OmniPCX 4400

Коммуникационная система OmniPCX 4400 является дальнейшим развитием станции Alcatel 4400, которую компания успешно продавала на российском рынке много лет.

Основу данной коммуникационной системы продолжает составлять хорошо зарекомендовавшая себя структура “кристалл”, обеспечивающая неблокируемую связь до 5000 абонентов. Они могут подключаться к станции по аналоговым и цифровым линиям. Последние обладают высокоскоростным интерфейсом (256 кбит/с), имеют структуру 3B+D и используют фирменный протокол UA. Удаленность абонента при включении специальных усилителей-бустеров может достигать 6 км. В составе станции предлагается широкий выбор терминальных устройств, а мобильность абонентов достигается применением технологии DECT.

Пользователям системы OmniPCX 4400 предлагается сервис таких приложений, как речевые подсказки, индивидуальный автоматический ассистент, Unified Messaging, телефонный справочник. После покупки компанией Alcatel известной фирмы Genesys в состав системы вошло одно из лучших решений для создания центра обработки вызовов.

В OmniPCX 4400 большое внимание уделено поддержке возможностей, предоставляемых стеком протоколов TCP/IP. Это подключение телефонных аппаратов с помощью специального встраиваемого адаптера, что позволяет гибко использовать имеющийся модельный ряд. К услугам абонентов - программный эмулятор softphone для мультимедийного компьютера. По сети IP осуществляется соединение станций OmniPCX 4400 и подключение выносных модулей. В этом случае фирменный сетевой протокол ABC инкапсулируется в поток IP. Для работы в составе неоднородной сети поддерживается работа с внешними терминалами, шлюзами и Gatekeeper протокола Н.323.

Avaya Definity

История присутствия на отечественном рынке единой унифицированной коммуникационной платформы Definity ECS (Enterprise Communications Server), как предпочитает называть свою станцию компания Avaya, начинается еще со времен компании AT&T. Затем ее поставляла компания Lucent Technologies, а с осени 2000 г. эту эстафету подхватила Avaya.

Станция Definity выпускается в трех модификациях, различающихся числом поддерживаемых абонентов. Самая старшая модель Definity G3R способна обеспечить связью до 29 тыс. пользователей. Примечательно, что самая большая станция этого класса за пределами США установлена в нашей стране - она стала основой модернизированной телефонной сети комплекса зданий Министерства путей сообщения.

Отличительной особенностью Definity является встроенная поддержка ведомственных стандартов сигнализации, применяющихся на сетях энергетиков и железнодорожников. Этот коммуникационный сервер является единой платформой для передачи голоса, данных и видео, он поддерживает большое число коммуникационных подсистем, терминалов и прикладных систем. На базе данного сервера можно решать разнообразные задачи, например, создавать масштабные корпоративные сети, системы компьютерно-телефонной интеграции (CTI), операторские центры и высокоскоростные сети передачи данных, он поддерживает Unified Messaging.

Avaya Definity G3R

Решения IP-телефонии для Definity можно функционально разнести по двум группам: поддержка соединительных линий и поддержка IP-терминалов, представленных семейством телефонных аппаратов серии 4600 и программным эмулятором аппарата для персонального компьютера. Эта программа работает в двух конфигурациях - Road Warrior и Dual Connect Phone, обеспечивая различные варианты удаленного взаимодействия абонентов и ресурсов центральной системы.

С помощью тех же аппаратных плат, обеспечивающих работу сервера с IP-абонентами, можно организовать соединительные линии для корпоративной телефонной сети. Это решение IP-trunk полностью поддерживает фирменный протокол DCS, а также стандартный протокол сигнализации Q-SIG для ведомственной сети ISDN.

Cisco Systems CallManager

Компания Cisco предлагает собственную технологию AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data), ориентированную на решение следующих задач: создание корпоративной цифровой телефонной системы, подключение ее к телефонным сетям общего пользования и действующей офисной сети, поддержка широкого спектра современных услуг.

Архитектура AVVID включает в себя четыре основных компонента. Базу составляет сетевая инфраструктура с поддержкой протокола IP, которая изначально является приоритетным продуктом Cisco. Значительное место отводится интеллектуальным клиентским местам, таким, как IP-телефоны, softphone, видеооборудование и т. п. Служебные серверные приложения обеспечивают управление всей системой. Однако на первое место по значимости компания Cisco ставит разнообразие приложений, являющихся неотъемлемой частью архитектуры AVVID.

Для организации корпоративной телефонной системы необходимы специализированные телефонные IP-аппараты, включаемые в локальную сеть Ethernet. При этом на каждом рабочем месте достаточно иметь только один сетевой разъем RJ-45, к которому подключается IP-телефон, а персональный компьютер использует аналогичный разъем на IP-телефоне. В настоящее время выпускается несколько их модификаций, характеризующихся различными функциональными возможностями. Для повышения надежности работы телефонной системы предусматривается дистанционное питание аппаратов по технологии Inline Power, использующей стандартную витую пару пятой категории.

CallManager способен обслуживать до 2,5 тыс. IP-телефонов. С целью увеличения отказоустойчивости допускается объединение до восьми CallManager в кластеры, поддерживающие уже до 10 тыс. абонентов. Если требуется предоставить связь большему числу клиентов единой корпоративной сети, то можно воспользоваться Gatekeeper H.323 на базе маршрутизатора Cisco. Это обеспечит взаимодействие до 100 кластеров.

В корпоративной сети IP-телефонии компании Cisco Systems абонентам доступны многие базовые телефонные функции и целый ряд приложений. Это система интерактивных голосовых меню, Unified Messaging, поддержка персонального управления входящими вызовами и решения для построения интеллектуального центра обработки вызовов.

Ericsson MD110

Система рассчитана на коммутацию информации различного рода - речи, голосовых и факсимильных сообщений, данных и мультимедиа. Станция обладает хорошей совместимостью с российскими телекоммуникационными сетями и поддерживает все основные протоколы, используемые в ведомственных сетях. Модульная структура MD110 позволяет создавать системы емкостью до 26 тыс. портов. Данная цифровая коммутационная система предназначена для использования не только в полностью цифровых сетях, но и в условиях аналогового окружения.

Ericsson MD110

К услугам абонентов системы MD110 большой выбор базовых телефонных функций, присущих любой станции ISDN, а также современных приложений. Реализована офисная беспроводная связь на основе стандарта DECT и услуга персонального номера. Этот сервис позволяет настраивать персональное расписание и перенаправлять входящие вызовы на другие телефонные номера, например домашнего или сотового телефона. Станция MD110 имеет встроенную функцию автоматического распределения вызовов, являющуюся основой для создания операторских центров, как часто называют центры обработки вызовов.

Новые функциональные возможности появились у системы MD110 при дополнении ее структуры поддержкой протокола IP. В состав ее модулей входит специализированная плата с интегрированным IP-шлюзом, после установки которой абоненты могут использовать IP-телефоны, а удаление от станции ограничивается лишь характеристиками сети передачи данных. Кроме того, появляется возможность организовывать по IP-сети соединительные линии. Специалисты компании считают, что такие решения лучше всего подходят удаленным абонентам для доступа к одновременной передаче голоса и данных.

Nortel Networks Meridian 1

Станция хорошо известна в нашей стране, особенно энергетикам и также представляет собой единую платформу для передачи голоса, данных и видео. Имеется несколько моделей, старшая из которых, 81С, способна обеспечить связью 16 тыс. абонентов. Применяется технология DECT для поддержки мобильности пользователей и АТМ для организации широкополосных соединений. Модульная архитектура, построенная по принципу клиент-сервер, обеспечивает простую масштабируемость и внедрение новых видов приложений.

Список базовых телефонных возможностей станции Meridian 1 насчитывает сотни функций. Поддерживаются многие современные приложения, такие, как Unified Messaging, интегрированный персональный менеджер вызовов, операторский центр, который наряду с предложениями компаний Alcatel и Avaya является одним из лучших на рынке. Для экономичного решения по созданию корпоративной сети станция Meridian 1 поддерживает работу с несколькими моделями удаленных офисов. С их помощью можно подключить к базовой станции по линиям ISDN или по IP-сети от одного до 32 абонентов, обеспечив их голосовой связью и доступом к сети передачи данных.

Для доступа к новому классу сервисов и подключения удаленных абонентов в системе Meridian 1 предусмотрена организация шлюзов IP-телефонии. Для этого служит решение ITG Line, работающее со специализированными IP-телефонами, в которых используется инкапсуляция фирменного протокола сигнализации MCD. ITG Trunk служит для организации соединительных линий между станциями и к удаленным офисам, он способен взаимодействовать с другими системами по протоколу Н.323. В станции поддерживается работа с беспроводными абонентскими IP-терминалами и с помощью протокола IP осуществляется взаимодействие с универсальной почтовой системой.

Siemens Hicom 300 H

Новое предложение компании Siemens представляет собой эволюционный шаг в развитии хорошо зарекомендовавшего себя в нашей стране модельного ряда станций Hicom 300. Станция Hicom 300 H имеет две модификации для создания корпоративных телефонных систем различного масштаба. Старшая модель с индексом 350 способна обслуживать до 5760 абонентов. Большое внимание в этом сервере уделено взаимодействию с сетями АТМ, подключение к которым осуществляется с помощью интерфейса 155 Мбит/с. Поддерживается взаимодействие между станциями и абонентами, подключаемыми непосредственно к сети АТМ.

Среди приложений выделяются развитые функции беспроводной связи на основе стандарта DECT. Для абонентов, выполняющих специфические функции, например биржевых дилеров или диспетчеров, предлагаются специализированные приложения, учитывающие особенности этих сфер деятельности. Система директорской связи поддерживает проведение телефонных конференций с большим числом участников и развитые функции шеф-секретарской коммутации. Абоненты станции Hicom 300 H могут воспользоваться сервисом единого корпоративного справочника и системы Unified Messaging. Для этого коммуникационного сервера предусмотрена организация системы распределения вызовов с большими интеллектуальными возможностями.

Siemens Hicom 300 H

Как и в других современных телефонных системах, в этой станции особое внимание уделено использованию оборудования протокола IP. С сервером Hicom 300 H интегрируются решения HiPath 5500/5300, поддерживающие не только передачу голоса, данных, видео, но и мультимедийную маршрутизацию, синхронизацию вывода информации из баз данных и многое другое. С помощью шлюза HiPath RG 2500 осуществляется подключение станций Hicom 300 H к локальным сетям. В качестве абонентских терминалов на основе IP выступают либо программные продукты семейства optiClient, устанавливаемые на обыкновенные ПК, либо IP-телефоны семейства optiPoint. Предлагается специальный адаптер optiPoint IP-adapter для подключения цифровых телефонов optiset E к сети Ethernet.

Распределение рынка

Точных данных, описывающих распределение российского рынка между основными производителями УАТС (обычно счет идет по количеству установленных портов), нет. Пару лет тому назад попытку исследования отечественного рынка предприняла компания IDC. По ее результатам, лидирующие позиции принадлежат Avaya (до сентября 2000 г. - Lucent Technologies) - более 20%, следом идут Nortel и Siemens с долей около 10%, на Ericsson приходится около 6%, на Alcatel - 3%. Дальневосточные LG и Panasonic, доминирующие на рынке SME, располагали по 5%, а доля NEC и Samsung, предлагающих решения и для сектора MLE, составляла 2 и 1% соответственно. Остальная треть рынка принадлежит другим фирмам, продукция которых менее распространена. Сегодня картина, конечно, изменилась, но коренных перемен на этом весьма консервативном рынке, наверное, не произошло. Всего же в недалеком прошлом на российский рынок, по данным IDC, в год поставлялось около 700 тыс. линий на базе УАТС.

УАТС для крупных предприятий

В более “открытой” Европе ситуация несколько иная. По данным консультационной компании MZA, по итогам 2000 г. в западной части континента лидируют Siemens и Alcatel. Из общего количества проданных линий в 16,3 млн. на долю немецкой компании приходится 20%, а французской - 18%. Правда, если рассматривать только сектор малых станций (10-250 абонентов), то на нем Alcatel лидирует с показателем 19%. Далее роли распределяются так: Nortel - 13%, Ericsson - 9%, Telenovis (до 2000 г. - Bosch Telecom) - 7% и Avaya - 6%. Доля продаж IP-УАТС по итогам 2000 г. не превышала 1%.

На североамериканском рынке лидируют “аборигены” Avaya и Nortel, занимая в разных секторах рынка от 20 до 30%. При этом, по данным компании InfoTech, Nortel Networks удерживает первое место и на рынке IP-УПАТС для сектора MLE.

По данным маркетингового опроса компании Datapro, наиболее привлекательной для руководителей из 30 стран кажется продукция Nortel, следом идут Alcatel и Avaya и затем пара Siemens - Ericsson.

Такое распределение рынка складывалось не один год. Продажи УАТС, которые прежде служили порой более 10 лет, да и сейчас покупаются не на один год, составляют основные статьи доходов производителей телекоммуникационного оборудования. Поэтому компании всеми силами стараются сохранить и упрочить завоеванные позиции.