“ВЕЛЕС-дата” планирует выйти на зарубежные рынки

ИТОГИ И ТЕНДЕНЦИИ

И собирается сделать свой бизнес максимально прозрачным

“В декабре минувшего года компании “ВЕЛЕС-дата. Компьютерный центр” (www.veles.ru) исполнилось 10 лет. О том, как прошел юбилейный год и какими тенденциями он ознаменовался, нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину рассказал генеральный директор “ВЕЛЕС-даты” Николай Котов.

Николай Котов: “Каждый сотрудник

должен знать, где и сколько денег

зарабатывает фирма и на что она

эти деньги тратит!”

PC Week: Николай Алексеевич, у вашей компании достаточно необычное имя. В честь кого она названа?

Николай Котов: В честь Велеса, бога богатства и покровителя домашних животных. Этот бог был весьма почитаем на Руси до принятия христианства, да и после его культ сохранялся очень долго...

PC Week: Ну и как, оправдывает ваша компания свое название? Что, например, можно сказать об итогах минувшего года?

Н. К.: В 2001 г. оборот фирмы вырос по сравнению с 2000 г. на 40%. Я считаю, что это хороший показатель, так как в течение 2000 г. наш бизнес увеличился лишь на 20%. Если же говорить о вкладе в общее дело семи наших зарабатывающих подразделений, то картина вырисовывается следующая: отдел дистрибуции - 50%; отдел оборудования Canon - 16%; отдел мобильных систем - 14%; отдел по работе с корпоративными клиентами, занимающийся сетевой и системной интеграцией, - 12%; отдел СМ ЭВМ - 4%; отдел промышленной автоматизации - 2%; сервисный центр - 2%.

Общая численность компании за минувший год выросла на 30% и достигла 130 человек (первоначально в ее штате было всего пять сотрудников). Еще одно достижение минувшего года - начало внедрения системы управления качеством, соответствующей стандарту ISO 9001: 2000. Надеемся, что процесс сертификации на соответствие этому стандарту - его осуществляет немецкая компания TUV Cert - закончится в апреле.

PC Week: Какие позитивные и негативные тенденции наметились в этом году на отечественном ИТ-рынке?

Н. К.: По нашим сведениям, сократилось число фирм, занимающихся самосборкой ПК. Просто потому, что это занятие теперь не столь прибыльно, как раньше. Во многих случаях теперь выгоднее купить технику у крупного сборщика и перепродать ее конечному пользователю, чем содержать людей, занимающихся добыванием и скручиванием комплектующих. Особенно четко эту тенденцию мы ощутили во второй половине минувшего года. Другая позитивная тенденция состоит в том, что для региональных компаний, которые прежде отчаянно боролись за снижение стоимости продаваемой им техники на несколько рублей, теперь гораздо важнее стало качество поставляемого оборудования.

Самый главный негативный момент отечественного ИТ-рынка заключается в том, что несмотря на многочисленные публикации и семинары многие крупные клиенты до сих пор не понимают, что за ПО надо платить, и готовы выкладывать деньги лишь за программные продукты, требующие внедрения. Многие заказчики также недооценивают важность своевременного проведения профилактических работ (особенно на высокопроизводительном копировальном и печатающем оборудовании) и обращаются в сервис-центр лишь тогда, когда это оборудование уже “загнано” так, что практически не подлежит восстановлению. Я уж не говорю про важность своевременного апгрейда вычислительной техники. Создается ощущение, что владельцам предприятий проще тратить деньги на покупку новых машин, чем на модернизацию старых...

К сожалению, не перевелись пользователи, предъявляющие к технике весьма странные требования. Мне известен случай, когда один из клиентов с целью “экономии” требовал поставить ему зарубежный ПК на базе процессора Pentium IV, но не со 128 Мб оперативной памяти, а лишь с шестнадцатью. При этом его совершенно не волновало, где поставщик найдет 16 Мб модуль и куда он денет штатное ОЗУ. А другой клиент вдруг потребовал заменить в довольно крупной партии поставляемых ему зарубежных машин все жесткие диски Fujitsu (с трехлетней гарантией от производителя!) на изделия IBM. Просто потому, что диски других производителей он не признает!

PC Week: Ну вам-то с такими привередливыми клиентами разговаривать проще. Ведь вы сами являетесь производителями ПК...

Н. К.: Да, мы без особой шумихи начали собирать ПК после августовского кризиса 1998 г., когда некоторым нашим клиентам зарубежные ПК стали не по карману. Когда же мы отладили процесс сборки и поняли, что можем делать качественные машины, то публично объявили о заключении соглашения с ИНЭУМом и начале производства ПК под торговой маркой СМ ЭВМ. Оно началось в мае (см. PC Week/RE, № 16/2001, с. 28. - В. М.). За семь месяцев минувшего года под торговой маркой СМ ЭВМ мы продали примерно 1500 компьютеров. В этом году мы планируем реализовать до 10 тыс. машин СМ ЭВМ. А вообще в стенах ИНЭУМа мы можем выпускать до 3 тыс. ПК в месяц.

PC Week: Кроме торговой марки, чем эти машины отличаются от своих IBM PC-совместимых собратьев?

Н. К.: Мы ориентируемся исключительно на корпоративный рынок. А на этом рынке очень важны различные аспекты информационной безопасности. Поэтому мы по желанию заказчика будем оснащать наши машины аппаратными (на основе смарт-карт) средствами разграничения доступа и соответствующим ПО. Разрабатывать и поддерживать это ПО будет новое подразделение, которое сейчас создается в рамках “ВЕЛЕС-даты”.

PC Week: С чем вы связываете перспективы компании?

Н. К.: С выходом на зарубежные рынки. В свое время под торговой маркой СМ ЭВМ было выпущено около 85 тыс. компьютеров. Часть из них попала не только на Украину, в Белоруссию, Азербайджан, Грузию, Таджикистан и другие бывшие республики СССР, но и в страны бывшего СЭВ: Венгрию, Германию, Китай, Кубу, Монголию, Польшу и т. д. Почему бы не использовать этот плацдарм торговой марки СМ ЭВМ? Почему бы не создать в этих странах свои представительства? Но это все планы на будущее. В этом году мы станем обкатывать наши модели лишь на внутреннем рынке. Кстати, на выставке Комтек-2002 наш стенд будет посвящен исключительно машинам СМ ЭВМ.

PC Week: Выход на зарубежные рынки предполагает не только соответствие системы управления качеством стандартам ISO 9001, но и наличие в компании совершенной ERP-системы. Довольны ли вы своим корпоративным ПО?

Н. К.: Сейчас мы используем программу “1C:Предприятие”, но подумываем о переходе на более мощную ERP-систему. Мы просмотрели ряд пакетов и пришли к выводу, что в большинстве зарубежных изделий очень эффективные логистические, складские и производственные подсистемы, но вот локализация их финансовых модулей не поспевает за быстроменяющимся российским законодательством. Хромает и поддержка этих модулей. Во всяком случае уровень ее бесконечно далек от того поставленного на поток сервиса, который осуществляет фирма “1С” и ее партнеры. Поэтому пока из всех рассмотренных продуктов нам больше всего понравилась отечественная система “Парус”, где все блоки хорошо увязаны с действующим законодательством. Не исключено, что на ее внедрение мы потратим несколько десятков тысяч долларов.

PC Week: Что вы ждете от внедрения новой ERP-системы?

Н. К.: Еще большей прозрачности бизнеса. Я - сторонник максимально открытых взаимоотношений внутри компании. Каждый сотрудник должен знать, где и сколько денег зарабатывает фирма и на что она эти деньги тратит. В нормально работающей компании даже зарплата топ-менеджеров не должна быть секретом!

PC Week: Но ведь прозрачность бизнеса - не самоцель...

Н. К.: Совершенно верно, но если бизнес прозрачен, то он управляем, а если непрозрачен - то с управлением рано или поздно возникают проблемы. Как только в компании появляются какие-либо тайны или недомолвки, то они начинают трактоваться самым невероятным образом и между отдельными сотрудниками появляются трения, отнюдь не способствующие улучшению показателей деятельности фирмы. Прозрачный же бизнес доступен для аналитики и потому прогнозируем. Более того, он позволяет более грамотно увязать заработную плату каждого сотрудника с общей эффективностью компании и построить систему стимулирования, ориентированную на конечный результат.

PC Week: Что вы можете сказать о перспективах ИТ-отрасли в целом?

Н. К.: Не секрет, что ИТ-бизнес зависит от экономической обстановки в стране. Поэтому если в государстве все будет хорошо, то и у нас все будет нормально. Честно говоря, меня пугают те “слуги народа”, которые заботятся не столько об интересах избирателей, сколько о своих личных интересах или интересах определенных узких группировок. К сожалению, на созданном нашими законодателями экономическом поле приходится не столько творить, сколько бороться с постоянно возникающими на твоем пути ветряными мельницами. Но мы не падаем духом и верим в поддержку бога Велеса, именем которого названа наша фирма!