Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 19/2002, с. 20.

Как считать прибыль

Теперь поговорим о том, как рассчитывается прибыль студии.

Здесь одно из слагаемых - это положительный имидж студии. Зарекомендовавшая себя с хорошей стороны студия всегда сдает работу вовремя, и ее заказчики уверены, что сроки, написанные в календарном плане, - истинные.

Один из наших теперешних заказчиков однажды решил сэкономить и обратился в малоизвестную студию, делавшую все значительно дешевле за счет расположения на периферии. Началась работа, рассчитанная на месяц. Через две недели фирма неожиданно отказалась от заказа, так как он велся для политического деятеля, чьи взгляды не совпадали со взглядами руководства студии. Денег за созданный к этому моменту дизайн не взяли. После чего заказчику пришлось срочно искать нового исполнителя. После непродолжительных поисков нашлась неизвестная московская студия (не зарегистрированная официально), которая согласилась выполнить программную часть за небольшие деньги. Она показала портфолио, получила предоплату и приступила к работе. Прошел месяц, а результатов не было видно. Еще через месяц вышла какая-то абсолютно недоделанная версия, причем программист уверял, что он линуксоид и объяснял, что работать с кодировкой Windows нельзя, и все документы необходимо набивать в KOI-8. Но студия обещала все скоро доделать. Прошел еще месяц, и все, кто работал над проектом, исчезли. Невозможно было дозвониться, на письма не отвечали. Заказчику пришлось плюнуть и искать новый способ закончить разработку. Опять же после непродолжительных поисков был найден программист-фрилансер с Украины, который четко пообещал выполнить задачу в очень короткие сроки. И действительно, прошла неделя и черновой вариант был готов. Заказчик перечислил 70% предоплаты за работу, и все - тишина, программист день не отвечает, неделю+ А сроки давно уже сгорели, бюджет истощился, времени прошло пять месяцев, ждать больше нету сил. И уставший заказчик обращается в нашу студию ArtLogic с просьбой доработать “мелочи”. То есть нужно было быстро проанализировать код, написанный другим человеком, не пожелавшим оставить комментарии в программе, и исправить ошибки. Процесс поиска чужих ошибок - это страшная вещь, сложнее исправления собственных ошибок. За эту работу заказчику пришлось, естественно, нам заплатить. После чего он проклял неизвестные фирмы и пришел к выводу, что лучше работать с людьми, которые отвечают за каждое свое действие. Ведь вся работа могла быть выполнена за месяц при тех же затратах. При этом следует учитывать трату нервов и времени заказчика.

Вывод из этой истории таков: очень много значит репутация студии. Чем выше эта репутация, тем больше риска, что не уложенное в срок задание отразится на последующих отношениях с клиентами и будут потеряны заказы. За фактор компетентности, репутацию и ответственность мы добавляем 20% к стоимости работ (соответственно если студия - лидер, то этот процент может быть выше). То есть стоимость нашего проекта для заказчика увеличивается до $2213.

Второй фактор - это сложность и уникальность задачи. Например, в приведенном в статье задании этого фактора нет: обычные требования, для их выполнения нужен только опыт. Но, например, разбираться в чужом коде, выполнить задание в ускоренном режиме (без выходных), написать уникальную систему, создать дизайн, на который все будут “молиться”, - это уже неординарные задачи, их не может выполнить любая студия или любой фрилансер. За уникальность вдобавок приходится выплачивать премии или проценты работникам, поэтому за все это можно накидывать от 40% и выше.

Третий фактор - это слаженность команды. Задача и сроки, описанные выше, невыполнимы, если у вас нет четко взаимодействующего между собой коллектива. Добавляем 10% к стоимости, получается $2400 .

Готовые программные модули “форум” и “новости” стоят в сумме $350 (это дешевле, чем писать их с нуля). Прибавляем ее, и стоимость изготовления сайта становится равной $2850.

Также следует взять в расчет и другие факторы, например, НДС.

Дополнительные факторы, влияющие на стоимость

В период тестирования уже учтены затраты человеческих ресурсов. Но если заказчик что-то захочет переделать, на это приходится идти, чтобы клиент остался доволен. Но эти поправки должны быть небольшими по срокам и сложности, и они должны оговариваться в договоре. Если заказчик на фазе тестирования говорит: “Я еще хочу, чтобы Интернет-магазин выдавал, сколько продукции осталось на складе”, - то нужно объяснить ему, что это дополнительное условие вовсе не мелочь и оно будет отражено в отдельной смете. Лучше всего просить заказчика собрать в течение месяца пожелания посетителей, а также руководства и персонала по обслуживанию сайта, продумать их и после этого составить новое ТЗ. По деньгам это получается дешевле как для вашей студии, так и для клиента. Поскольку, как показывает жизнь, идеальных сайтов не существует, требования посетителей увеличиваются, то над сайтом нужно вести постоянную работу.

Итого стоимость нашего средненького сайта обойдется заказчику в $2850. Студия за месяц работы получит порядка $600 - но это деньги на развитие компании, на благообеспечение и фонд зарплаты в моменты кризисов.

Если мы берем в расчет эксклюзивный дизайн с креативными изображениями, то стоимость сайта может подскочить до $5000-$7000.

Стоимость сайта можно уменьшить за счет сокращения рабочих мест или за счет разработки только одного макета дизайна. Можно сэкономить за счет качества работы, поскольку дизайнер может сделать макет за день, только при этом увеличится вероятность, что он не устроит заказчика. Можно использовать дизайнера-художника-верстальщика в одном лице, выкинуть из расчетов тестера, как сейчас это делают многие (пусть, дескать, заказчик сам ищет ошибки). Однако заказчик должен понимать, что сокращение стоимости, а соответственно, и сроков сильно влияет на качество.

Считаю, что разработчики не должны видеть подписанного с заказчиком календарного плана, поскольку это может их расслабить и задача будет выполнена в срок лишь на бумаге. Менеджер проекта всегда должен увеличивать срок выполнения заказа, не пересчитывая стоимость. Это нужно для подстраховки, поскольку всегда возникают неожиданные подводные камни и в последний момент все сотрудники студии судорожно пытаются доделать работу. Лучше не уложиться в срок, обозначенный для себя, чем в срок, оговоренный с заказчиком. То есть в нашем примере время разработки сайта по календарному плану составит не 21, а 28 дней при той же стоимости.

Менеджер может увеличить стоимость, если фирма-заказчик является крупным брэндом в своей области. Это связано с тем, что крупные клиенты, как правило, отдают заказы в руки дорогих и престижных фирм. Обращаясь в известную студию, они сохраняют имидж. К тому же крупные студии чаще “светятся” в СМИ - и информация о сайте заказчика будет всплывать в связи с пресс-релизами, соответственно увеличивая число его потенциальных посетителей. Одна известная музыкальная группа, например, однажды заявила, что те, кто ей хочет сделать сайт, пусть платят сами, потому что имя стоит денег.

Я не учитывал в наших расчетах лицензионное ПО, поскольку в российских условиях эти расчеты можно делать лишь тогда, когда его используют как заказчики, так и студии. Пока общая экономическая ситуация в стране не улучшится, лицензионные продукты могут позволить себе лишь студии, работающие на Запад. Соответственно сумма изготовления сайта увеличилась бы. (Если у вас есть лицензионный Windows и 1C - это не означает, что весь ваш софт лицензионный. Вспомните о Microsoft Office, FAR, The Bat, PhotoShop, Macromedia FLASH, Dreamwaver и о куче других программ.)

Подойдем к заключению, посвященному, собственно, самой смете. Мы пишем наименования видов работ и выставляем цены, разделяя общую сумму и учитывая затраченное время в человеко-днях по нашему графику работ. Тестирование в основном относится только к верстке и программированию, поэтому приписываем его к этим видам работ. Из человеко-дней вычитаем трудовые затраты менеджера - полагая, что он одинаково распределяет усилия на выполнение всех видов работ, и вычитаем затраты на прикручивание модулей “новости” и “форум”. В результате получается 48 человеко-дней.

После перерасчетов, исходя из общей стоимости работ в $2850, вычисляем стоимость единицы работы: цикл в 21 день стоит ($2850 - $350)/48 человеко-дней = $52.

- Дизайн сайта (26 человеко-дней) = 1352.

- Дизайн программных интерфейсов (3) = 156.

- Верстка дизайна (1) = 52.

- Верстка предоставленного материала (2) = 104.

- Программирование Интернет-магазина (15) = 780.

- Система новостей (1; заранее установленная стоимость $250) = 250.

- Форум (1; заранее установленная стоимость $100) = 100.

- Компоновка программных модулей (1) = 52.

Окончательную смету составляем, откидывая дробные и “некрасивые” цифры:

- Дизайн сайта (3 варианта) = 1350.

- Дизайн программных интерфейсов = 150.

- Верстка дизайна (нарезка) = 60.

- Верстка предоставленного материала = 100.

- Программирование Интернет-магазина = 780.

- Система новостей = 250.

- Форум = 100.

- Компоновка программных модулей = 60.

С автором можно связаться по адресу: www.artlogic.ru.