ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Наблюдая развитие рынка цифрового фото, нетрудно обнаружить, что оно кардинально отличается от эволюции рынка компьютерного, где гонка за мегагерцы быстро выводит из обращения модели, основанные на более медленных процессорах. Конечно, что-то похожее есть и в области цифровых камер - например, гонка за мегапикселы, пока остановившаяся на пятимегапиксельном рубеже. Но она оставляет далекое не нишевое место для устройств даже с весьма невысоким на сегодняшний день разрешением матриц светочувствительных сенсоров (например, VGA - 307 тыс. пикселов). Мало того, очевидные для пользователей издержки очень высоких разрешений (огромные файлы изображений требуют все большей емкости карт памяти и роста скорости их загрузки и обработки как в самой камере, так и на ПК) не всегда оправданы достигаемым качеством детализации изображений - ведь фотолюбители, как правило, ограничиваются просмотром снимков на экране дисплея (скажем, XGA - 786 тыс. пикселов) и печатью в привычном формате от 10х15 до 13х18 см. А для таких целей вполне достаточно аппарата с двухмегапиксельной матрицей. Поэтому стремление практически всех ведущих поставщиков цифровых камер иметь в своем портфеле массовые 2- и 3-мегапиксельные модели выглядит совершенно естественным. Ставка в этом сегменте делается на простоту, удобство и доступность.

Olympus C-120

Недавно японская компания Olympus (www.olympus.com) вывела на рынок сразу две младшие модели - C-120 (цена $235) и C-220Zoom ($290), которые несут в себе много общего. В первую очередь это очень близкие CCD-матрицы с эффективным разрешением 2 млн. пикселов, знакомый еще по пленочным аппаратам компактный фирменный дизайн в стиле “мю”, наличие ярких 1,5-дюймовых ЖК-дисплеев (на 114 тыс. пикселов в С-220Zoom и на 60 тыс. в C-120) и оптических видоискателей, интерфейс USB, использование карт SmartMedia (в комплекте идут карты на 8 Мб) и почти идентичные органы управления.

Функционально обе новинки также весьма похожи. Они поддерживают четыре формата записи статичных изображений (SHQ - JPEG низкого сжатия с разрешением 1600х1200; HQ - JPEG стандартного сжатия, 1600х1200; SQ1 - JPEG, 1024х768; SQ2 - JPEG, 640х480) и два формата записи “немого” видео Quick Time Motion JPEG со скоростью 15 кадров в секунду (320х240 - до 15 с; 160х120 - до 60 с). Среди прочих функций - съемка панорам (до 10 элементов, собираемых в единую композицию с помощью фирменного ПО Camedia Master) и серий (до 8 кадров формата HQ); полностью автоматизированная съемка; оптимизированная по выбору параметров экспозиции портретная съемка; создание сдвоенных картинок (запись двух фото в одном разделенном по вертикали кадре); сокращение разрешения для последующей переправки изображений через Интернет и ряд других.

Основное различие двух моделей кроется в оптических системах. Камера С-120 оборудована объективом с постоянным фокусным расстоянием (эквивалентным популярному в массовой пленочной фотографии 35-миллиметровому фокусу), а у С-220Zoom - объектив с трехкратным оптическим трансфокатором (эквивалентный диапазон фокусных расстояний - от 38 до 114 мм). Надо отметить, что оптика у обеих камер сделана на совесть, она стеклянная и состоит из нескольких групп элементов, что явно сказывается на общем высоком качестве получаемых снимков.

На мой взгляд, главное достоинство камеры С-120 - ее высочайшее быстродействие, которого частенько так не хватает на порядок более мощным полупрофессиональным аппаратам. Снимать ею можно уже через 1,5 с после включения, интервал между кадрами - те же 1,5 с. Связано это в первую очередь с тем, что при работе с нею не нужно наводить на резкость (в диапазоне от 60 см до бесконечности) и устанавливать диафрагму - объектив камеры относится к категории focus free и зафиксирован на диафрагме F=4 (в случае макросъемки - F=8). Выдержка же вычисляется системой экспонометрии (мультивзвешенной или точечной - по выбору пользователя) в диапазоне 1/2000 с - 1/2 с. Если освещенность объекта оказывается недостаточной, то автоматика камеры варьирует светочувствительность матрицы (100-400 ISO) или включает вспышку (она эффективна на расстоянии до 2,5 м). В качестве альтернативы оптическому зуму предлагается зум цифровой, позволяющий приближать объект в несколько (до 2,5) раз (в режиме SQ2 - до 5 раз).

Olympus C-220Zoom

Кроме того, пользователь может попрактиковаться в ручном выборе баланса белого либо оставить его на усмотрение автоматики. Переход в режим макросъемки (расстояние до объекта от 25 см) осуществляется специальным переключателем, который находится рядом с объективом и автоматически возвращается в исходное состояние при закрывании сдвижной крышки; она же включает аппарат в режим записи при открывании - специальной кнопки On/Off в камере нет. А вот перейти в режим просмотра отснятого материала путем упражнений с крышкой не удастся. Замечу, что для человека излишне самонадеянного этот момент может стать переломным в оценке собственных способностей. Потому что режим просмотра все-таки включается кнопкой на задней крышке аппарата, но вот догадаться, какой именно, без чтения инструкции - задача для гениев. Аналогично обстоят дела и с С-220Zoom, но там нетривиально устроен еще и процесс отключения аппарата из режима записи. Он осуществляется в три этапа - частичным сдвигом крышки объектива, ожиданием втягивания оптики в тело камеры и окончательным сдвигом крышки. Первый этап требует аккуратности, чтобы чрезмерным усилием что-нибудь не повредить.

Но если пользователь разгадает все загадки конструкторов (или просто догадается заглянуть в инструкцию), то дальше снимать как с помощью C-120, так и на C-220Zoom будет совсем не сложно и очень приятно. Очевидно, что трехкратный оптический трансфокатор второй модели предоставляет гораздо большие возможности по кадрированию объектов, а опробование показало, что она лучше справляется и с макросъемкой, и со съемкой при включенной вспышке. Что, в общем-то, и не удивительно: стоит C-220Zoom несколько дороже своей сестры. В то же время точная цветопередача, минимум искажений, низкое энергопотребление и хорошая эргономика в полной мере характеризуют оба аппарата.

Последнее, что хотелось бы отметить, - удобство подключения камер к ПК под Windows XP посредством входящего в комплект кабеля USB. Наконец-то разработчики камер и ОС нашли общий язык, и теперь непривередливый пользователь получил возможность для загрузки в ПК, хранения и просмотра снимков обходиться штатными средствами ОС, автоматически понимающей, когда к шине USB подключают фотоаппарат. Нововведения в Windows XP даже избавляют от крайне скучной процедуры переименования файлов изображений с одинаковыми именами, загружаемых с камер или непосредственно карт памяти: утилита из состава ОС сама все перенумерует и покажет на экране в виде индекса, слайд-шоу и т. п.

Камеру C-120 можно рекомендовать осторожным новичкам в цифровой фотографии, детям и людям, привыкшим к недорогим “мыльницам”, - все они будут приятно удивлены высоким качеством цифровых снимков, отпечатанных на бумаге. А аппарат C-220Zoom вполне может устроить и фотографов, желающих заменить пленочную камеру на не очень дорогой, но функциональный цифровой аппарат для съемки чего угодно - от туристических видов до портретов и документов.

Камеры для тестирования предоставила дистрибьюторская компания “Алион” (www.alion.ru).