“ИнфоКом” - витрина “Электронной России”

ВЫСТАВКИ

25 октября в Москве в “Экспоцентре” на Красной Пресне закончила свою работу вторая выставка по телекоммуникациям, новым информационным технологиям и их приложениям “Инфокоммуникации России - XXI век” (“ИнфоКом-2002”), основным вдохновителем и организатором которой выступило Минсвязи РФ. Главная идея “ИнфоКома” заключается в демонстрации уже существующих и перспективных услуг на основе систем связи и ИТ для руководителей и специалистов федеральных и региональных органов власти, представителей бизнеса, профессиональных сообществ и широких слоев населения страны.

В прошлом году стартовала федеральная целевая программа (ФЦП) “Электронная Россия”, направленная на развитие информационных технологий в стране, в том числе в сферах госуправления и народного образования, на введение электронного документооборота, обеспечение доступа населения к информации посредством Интернета, а также на развитие экономики Российской Федерации и повышение ее конкурентоспособности.

Наряду с Минсвязи в реализации ФЦП принимают участие Минобразования, ФАПСИ, Росавиакосмос, Минпромнауки и другие ведомства. Общий объем финансирования по программе на период 2002 - 2010 гг. должен составить 76,15 млрд. руб., причем 51% этой суммы приходится на средства федерального бюджета, 30% - на средства субъектов федерации и 19% получено из внебюджетных источников. Никто не скрывает, что с самого начала выставка “ИнфоКом” задумывалась как отчетно-демонстрационное мероприятие по реализации “Электронной России”.

Нынешний форум по количеству участников и занимаемой площади в два с половиной раза превосходил прошлогодний. К тому же проводился он одновременно в трех городах - Москве, Нижнем Новгороде и Перми. Важной стороной выставки являлись сопутствующие мероприятия - международный саммит “Национальные пути развития информационного общества”, российско-германский симпозиум по сотрудничеству в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), конференция по интерактивному цифровому телевидению и т. д.

В двух павильонах выставки демонстрировались два разных подхода к информатизации страны и телекоммуникационно-компьютерному бизнесу. В павильоне N 6 были представлены достижения в реализации ФЦП, отражающие техническую идеологию Минсвязи. Тематически павильон был разбит на три раздела: “Человек - электронное правительство”, “Человек - электронный бизнес” и “Человек в электронном мире”. Наряду с давними решениями типа ГАС “Выборы” или электронным бронированием путевок и мест на транспорте в нем был и ряд новинок. Среди них - проекты для Министерства по налогам и сборам (электронная налоговая декларация) и для Федеральной почтовой службы (электронная газета).

В павильоне N 2 была представлена продукция более чем 200 компаний из 14 стран, готовых включиться в осуществление ФЦП. Если головная экспозиция была идеологически выдержана, то “идущие вместе” были максимально деполитизированы: бизнес-структурам в принципе все равно, кого оснащать, что решать, по программам или без них; главное - чтобы у заказчиков были деньги.

Вставшие на “линейку готовности” фирмы вряд ли смогут похвастать большим коммерческим эффектом от участия в выставке - посетителей мало, в основном это сами стендисты, деловых контактов практически не предвидится. Несмотря на большой шум вокруг “Электронной России”, на ее цели в нынешнем году будет отпущено из госбюджета лишь 600 млн. руб., и эти скромные средства в общем-то уже распределены.

Поэтому сегодня вполне можно говорить о возрастающей роли административного ресурса Минсвязи в сфере инфокоммуникаций и о весьма скромных достижениях в электронизации страны. Будем надеяться, что в ближайшие годы у России найдется значительно больше средств на компьютеризацию сельских школ, больниц, учреждений науки и культуры и что эти ресурсы дойдут до конечных пользователей, а не будут растрачены на имиджевые мероприятия в “Президент-отелях” и “Мариоттах”.