Новая редакция Закона “о связи”

ГОСДУМА

В ноябре комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи под председательством В. С. Катренко рассмотрел новую редакцию проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О связи»”, представленную Правительством РФ (см. PC Week/ RE, № 44/2002, с. 22).

Дело в том, что за время, прошедшее после 1995 г., когда закон “О связи” вступил в силу, произошли качественные изменения в экономике страны, обусловленные укреплением и развитием рыночных отношений. Быстро расширяется и рынок услуг связи, на котором появляются все новые участники. Рамки действующего законодательства стали тормозом в решении некоторых проблем отрасли.

В рассматриваемом законопроекте укрепляются ключевые позиции действующего законодательства - регулирование отношений собственности, лицензирование и подтверждение соответствия средств и услуг связи; единство телекоммуникационного пространства и управления сетями связи; управляемость и устойчивость единой государственной сети связи в мирное время и в чрезвычайный период.

Лицензирование и сертификация

В новой редакции закона особое внимание уделено одной из наиболее острых проблем телекоммуникационной отрасли - лицензированию деятельности в области связи. Поэтому в главу VI введены нормы, детально определяющие требования к заявкам на выдачу лицензий, порядок их получения, переоформления, приостановки и аннулирования.

Вынесение норм, регламентирующих лицензирование, на законодательный уровень обеспечивает им характер прямого действия, что позволяет сделать этот процесс более открытым и защищенным от административного произвола и коррупционного влияния.

В статье 41 главы VI впервые декларируется право изготовителя или продавца выбирать способ подтверждения соответствия средств и услуг связи нормативным требованиям - это может быть сертификация либо принятие декларации. Существенно сокращен перечень средств, подлежащих обязательной сертификации. Он утверждается правительством страны и состоит из технических средств связи, оказывающих существенное влияние на функционирование единой сети связи РФ.

Универсальное обслуживание

В законопроекте представлены принципиально новые, не урегулированные до настоящего времени на законодательном уровне положения, касающиеся частотного регулирования универсального обслуживания, присоединения к сети связи общего пользования; конкуренции операторов на телекоммуникационном рынке.

Особое внимание заслуживает включение в главу VIII положений об универсальном обслуживании, при котором обеспечивается доступность для всех граждан услуг связи. Такая необходимость вызвана, во-первых, отсутствием телефонной связи примерно в 50 тыс. населенных пунктах, главным образом в сельских и труднодоступных местностях, а во-вторых, наличием большой группы населения с доходами ниже прожиточного уровня.

В законопроекте предложен широко используемый в мировой практике механизм, реализующий доступность к гарантированному перечню услуг связи в сетях общего пользования (это и называется универсальными услугами) независимо от местонахождения и уровня доходов гражданина России. Определены требования к оператору, предоставляющему универсальные услуги, а также процедура по формированию резерва универсального обслуживания, который обеспечит компенсацию убытков, связанных с предоставлением данных услуг.

Взаимодействие с сетями общего пользования

В главе IV предложены правила присоединения сетей электросвязи, в том числе и для операторов, занимающих существенное положение в сети общего пользования. Введена норма, устанавливающая публичность договора, который в рамках гражданского законодательства определяет условия подсоединения операторов к другим сетям связи и обусловленные этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика. Кроме того, статья 18 вменяет таким операторам в обязанность опубликовать утвержденные условия присоединения и пропуска трафика. Тем самым обеспечивается прозрачность и гласность условий договора, а также равные условия для всех операторов, что способствует развитию добросовестной конкуренции на рынке услуг связи.

В статье 19 предусматривается установление тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика, а также раздельный учет доходов и расходов операторов связи по видам деятельности и оказываемым услугам связи с целью определения экономически обоснованных затрат на оказание данных услуг.

Регулирование радиоспектра

Статьи 21-26 главы V регулируют использование радиочастотного спектра. В частности, статья 21 устанавливает такие принципы, как разрешительный порядок доступа при равных правах физических и юридических лиц, учет важнейших государственных приоритетов, платность и конверсия, прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиоспектра.

В условиях перехода экономики на рыночные отношения введение платы за радиоспектр со стороны его реальных пользователей является весьма своевременным, так как при этом бремя расходов на его регулирование возлагается только на тех, в чьих интересах эта деятельность осуществляется. Внедрение экономических методов при реализации частот путем проведения конкурса позволит, в частности, повысить эффективность деятельности органов радиоконтроля по предоставлению все новых номиналов частот, свободных от помех.

Гармонизация законодательства

Проектом предусматривается также гармонизация российского законодательства в области связи с законодательствами, действующими в Европе и во всем мире. Благодаря этому достигается согласование принципов и норм регулирования развития сетей связи, обеспечивающих вхождение в мировое информационное пространство.

По итогам заседания комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О связи»”, внесенный Правительством РФ.