ИТОГИ

В конце декабря топ-менеджеры ведущих отечественных дистрибьюторских фирм любезно ответили на два наших итоговых вопроса. Единодушие их мнений нас несколько поразило. Видимо, внезапное слияние двух компьютерных гигантов и впрямь потрясло всех участников рынка, во всяком случае дистрибьюторов.

Василий Васин

PC Week: Какие события и тенденции оказали наибольшее влияние на ваш бизнес в 2002 г.?

Василий Васин, генеральный директор RSI: при обсуждении влияния на бизнес каких-либо внешних факторов следует говорить как о специфических, так и об общезначимых явлениях. К последним, безусловно, относится политическая и экономическая стабильность в стране, которая, в свою очередь, обеспечивает стабильность социальную, определяющую рост благосостояния граждан. Это позитивно сказывается на национальном бизнесе в целом и на ИТ в частности.

Говоря о событиях внутриотраслевых, нужно отметить прежде всего слияние НР и Compaq. Оно дало толчок для передела рынка. Что же касается дистрибуции, то сегодня можно говорить о стабилизации отношений между основными игроками. Рынок достаточно четко сегментирован. Прошедший год показал, что в ближайшее время появления каких-либо новых компаний, способных изменить карту рынка, не предвидится.

Сергей Пацкевич

Сергей Пацкевич, директор по продажам и маркетингу компании “Марвел”: Среди событий этого года одно из самых значительных, несомненно, - слияние HP и Compaq и последующая реорганизация их различных подразделений. Оно оказало весьма существенное влияние и на наш бизнес.

Сергей Эскин, генеральный директор центра электронного бизнеса “Дилайн”: Из событий мирового масштаба необходимо выделить слияние двух крупнейших компаний - Compaq и Hewlett-Packard. “Дилайн” - официальный дистрибьютор HP, и, естественно, для нас оно бесследно не могло пройти.

В 2002 г. еще более отчетливо прослеживалась тенденция к насыщению спроса на вычислительную технику и отсутствие дефицита на компьютерном рынке. Все это привело к снижению значимости прямых контрактов с производителями. Умение правильно продать товар теперь для дистрибьютора важнее, чем умение правильно его закупить.

В связи с этим особенно ценными становятся преимущества, возникающие при выводе на рынок товара под собственным брэндом. Как известно, в 2002 г. “Дилайн” начал производство персональных компьютеров и серверов на собственных мощностях. Своя марка DEPO предоставляет компании возможности проявлять большую гибкость при ценообразовании и формировании потребительских качеств продукции, что позволяет оперативно реагировать на текущие требования клиентов и колебания спроса.

Дмитрий Комягин, вице-президент компании OCS: Отечественный ИТ-рынок в уходящем году ознаменовался ростом конкуренции практически во всех сегментах. Основная причина - дефицит финансирования в первой половине года, который привел к острой борьбе за каждую “живую копейку”. Общий рост годового объема рынка можно оценить в 15-20%, но увеличивался он по экспоненте, так как основные деньги появились лишь в III и IV кварталах.

Нынешний год порадовал нас тенденцией усиления “брэндовости”. Так, заметно упал спрос на дешевые компоненты низкого качества. Подход “неважно что, лишь бы дешево” ушел в прошлое. Сборщики стали предпочитать продукцию известных производителей. Причем эта тенденция заметна не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, даже низкобюджетных. Ныне всех интересуют качественные компоненты, стабильные каналы поставок, гарантии. Крупные брэнды заметно увеличили свою долю на рынке пассивного оборудования. Причина - рост числа крупных проектов, усложнение задач на уровне средних проектов, повышение требований к качеству решений и гарантиям не только в корпоративном сегменте, но и в сегменте малого бизнеса. Фактически, на сегодня цена уже не является определяющей при выборе оборудования. На первый план выходят качество и технические характеристики.

Кстати, на отечественном рынке пассивного оборудования действует тенденция, диаметрально противоположная ситуации на рынке ПК. Если изготовители компьютеров активно развиваются, то производители шкафов, коробов и пр. постепенно теряют свою долю рынка. Причина состоит в том, что производство этих изделий - весьма высокотехнологичное и требует огромных инвестиций, которые при сегодняшней емкости российского рынка никоим образом не могут окупиться, а потому эти инвестиции и не делаются. В итоге выпускаемое у нас пассивное оборудование не отвечает необходимым стандартам качества, которые повышаются из года в год, а наши компании теряют конкурентные преимущества и будущее их весьма туманно. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно об отечественных производителях, а не о западных брэндах, развернувших изготовление этих необходимых устройств на российских заводах.

Михаил Краснов

Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell: В 2002 г. больше всего меня порадовала успехами Verysell Telecom, входящая в состав нашей группы. Основными клиентами Verysell Telecom стали государственные операторы связи - компании из холдинга “Связьинвест”. На счету Verysell Telecom ряд завершенных проектов, сейчас она продолжает работу в российских регионах: областях Центрального округа, на Урале и в Сибири. Компания открыла собственный сервис-центр по оборудованию Alcatel в Санкт-Петербурге. Проекты, выполненные Verysell Telecom, в первую очередь были нацелены на увеличение номерной емкости, расширение традиционных узлов коммутации, создание выносов и новых узлов в тех городах, где цифровизация телефонной связи отсутствует. Большинство “Электросвязей” нуждаются в закупке нового оборудования, у них существует огромный дефицит мощностей. В первую очередь нужно удовлетворить эти потребности, т. е. просто нарастить число телефонных линий. Но затем встают задачи иного уровня - развитие системы и внедрение новых услуг. Мы решаем обе задачи, и нам приятно сознавать, что вместе с российскими связистами группа Verysell работает над инфраструктурой связи, которая будет использоваться в новом тысячелетии.

PC Week: Чего вы ожидаете от 2003 г.?

Василий Васин: Очевидный интерес к сфере ИТ со стороны государства позволяет говорить о перспективах развития индустрии в целом. Наша отрасль стала восприниматься как одна из формирующих национальную экономику.

Аналитики прогнозируют рост российского рынка ИТ, который развивается быстрее, чем мировой. В 2003 г. ожидается эффект от реализации первого этапа общероссийской программы “Электронная Россия”. Наступающий год обещает быть успешным для региональных российских ИТ-компаний, которые на локальном уровне уже сегодня способны решать серьезные задачи. В 2003 г. роль регионов будет возрастать.

Сергей Пацкевич: Среди наметившихся тенденций мне хотелось бы отметить следующие.

1. В нашей стране сразу несколько крупных холдингов, работающих на рынке ИТ уже достаточно длительное время, выделили в отдельные самостоятельные компании свои подразделения, занимающиеся дистрибуцией компьютерной техники и сетевого оборудования. Это еще раз подтверждает, что дистрибьюторский бизнес по-прежнему привлекает внимание собственников компаний.

2. Постепенно стихает бум в отношении систем электронной коммерции. Все большее число компаний начинает понимать, что системы B2B - это только один из ряда возможных инструментов работы со своими покупателями и партнерами.

3. В уходящем году наметилась тенденция к сближению взгядов высшего руководства большинства ведущих компьютерных компаний на свой бизнес в условиях российской действительности. Никогда ранее в нашей стране не проходило в течение года такого количества разнообразных мероприятий (конференций, форумов, заседаний ассоциаций и т. п. ), в которых принимали бы участие руководители компаний, работающих на отечественном ИТ-рынке.

Думаю, что последняя тенденция будет действовать и в наступающем году. И это не может не радовать, поскольку компьютерное сообщество стало оказывать все большее влияние на выработку решений различных государственных органов. Это - еще один очень большой шаг к повышению цивилизованности отечественного ИТ-рынка.

Сергей Эскин

Сергей Эскин: По нашему мнению, в 2003 г. отчетливо проявится тенденция к укрупнению дистрибьюторско-реселлерского канала. Дело идет к тому, что в ближайшие годы на российском рынке должно остаться три-четыре общенациональных дистрибьютора. Сохранится тенденция к снижению рентабельности при перепродаже товара.

То же самое должно произойти в сегменте производителей персональных компьютеров. На рынке должен выделиться один общероссийский брэнд ПК, и мы приложим все усилия, чтобы это был наш брэнд. Отечественный рынок ПК будет реформироваться в соответствии с общемировой практикой. Национальным брэндам будет принадлежать 40-50% рынка, интернациональные брэнды займут 20%, а оставшиеся 30-40% будут распределены между мелкими производителями.

Дмитрий Комягин: Говоря о тенденциях, просто невозможно не начать со слияния HP и Compaq, которое, несомненно, явилось важнейшим событием этого года. Я порой сталкиваюсь с довольно “легкомысленным” отношением к этому, мол, “мы не видим никаких особых последствий”. Думаю, последствия мы увидим через полгода - год. Сейчас этот новый вендор еще и внутри не до конца оформился, и “освоение” его рынком только началось. Но результаты данного процесса окажут сильное влияние и на рынок в целом, и на распределение его долей, и на общую расстановку сил.

В этом году в нашей стране наиболее активно развивались три сегмента: телекоммуникационный, систем памяти и Unix-оборудования. Число компаний, начинающих продвигать Unix-решения, стремительно увеличивалось. Только у OCS в 2002 г. число Unix-партнеров выросло в три раза. Полагаю, что в будущем рост этих сегментов продолжится.

Еще одна важнейшая тенденция связана с тем, что кризис на фондовом рынке, а также на мировом и европейском компьютерных рынках при одновременном подъеме ИТ-рынка в России активизировал наметившийся еще в 2001 г. рост интереса к нам со стороны зарубежных поставщиков. Даже несмотря на то что у западных вендоров снижается объем финансирования российских офисов и, в целях общего сокращения издержек, уменьшаются затраты на маркетинг, наша страна находится в числе суперприоритетных регионов. Говоря о росте интереса к России, нельзя не отметить в этой связи активизацию китайских производителей, которые не жалеют ресурсов для проникновения в нашу страну.

Дмитрий Комягин

Михаил Краснов: Мы исходим из того факта, что как в мире, так и в России идет очень быстрая конвергенция технологий. По сути дела, разделение на компьютерные и телекоммуникационные технологии становится очень условным, а года через два-три оно вообще сойдет на нет. Сети становятся информационно-коммуникационными, или, как принято сейчас говорить, инфокоммуникационными. Для нас этот факт важен с точки зрения взаимодействия с производителями. Verysell работает со всеми крупнейшими вендорами, и уже сейчас их очень трудно классифицировать, компьютерные они или телекоммуникационные. Открытие телекоммуникационного направления стало логичным шагом в развитии бизнеса нашей группы компаний. В нынешнем году мы зафиксировали рост этого сегмента рынка не менее чем на 30%. Уверен, что в 2003 г. динамика роста останется как минимум на том же хорошем уровне. А значит, нам еще так много предстоит сделать!