КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Отрасль связи в нашей стране остается одним из немногих островков экономического прогресса, демонстрирующим устойчивость к реформам, привлекательность для инвесторов, приличные зарплаты для персонала и хорошие прибыли для компаний. Вместе с тем последний год прошел под знаком серьезных перемен. Самые важные из них - консолидация компаний, в том числе реорганизация “Связьинвеста”, и совершенствование телекоммуникационного законодательства.

Петр Чачин

Зародившиеся десятилетие назад преобразования в отрасли поначалу не особенно интересовали политиков и бизнесменов - в ту пору раздавались куски и покрупнее, и поперспективнее.

Но, к удивлению многих, постепенно в этой сфере выросли фирмы с капитализацией в миллиарды долларов, которые теперь относятся к разряду “голубых фишек” наших финансовых институтов.

Демонополизация телекоммуникационного рынка - процесс всеобщий. Но если приватизация France Telecom или Deutsche Telekom готовилась годами и при этом просчитывалась каждая марка, каждый франк расходов, то у нас вопрос решался быстро и решительно - экономическими обоснованиями предложений никто себя особенно не утруждал. В итоге единая сеть связи, одна из крупнейших в Европе, в интересах борьбы с монополизмом и развития конкурентной среды была поделена на десятки мелких территориальных подразделений, в одночасье ставших “независимыми” компаниями. Вслед за этим в 1995 г. был принят Закон “О связи”, тоже один из самых либеральных по форме.

Через несколько лет выяснилось, что оба решения, носившие скорее политический, чем экономический характер, были не особенно эффективными ни для частного бизнеса, ни для выполнения государственных задач. В конце 90-х “Связьинвест”, под эгидой которого оказалось большинство традиционных предприятий связи, принял постановление об укреплении местных фирм: в результате консолидации в декабре на смену 74 региональным “телекомам” и “электросвязям” пришло семь крупных телекоммуникационных компаний - “Центртелеком”, “Северо-Западный Телеком”, “Уралсвязьинформ”, “Волгателеком”, ЮТК, “Сибирьтелеком” и “Дальсвязь”.

Акции объединенных компаний, пришедших на смену малоликвидным бумагам прежних “дочек” “Связьинвеста”, приобрели повышенную популярность на рынке, а уровень капитализации новых фирм за короткий срок вырос в несколько раз. Уже сейчас по своим масштабам они стали соизмеримы со многими европейскими операторами связи и могут рассчитывать на дальнейший рост доверия инвесторов, в том числе и западных. С точки зрения потребителя, интегрированным предприятиям легче будет проводить независимую техническую политику, внедрять новые сервисы, снижать себестоимость услуг, расширять обслуживание в “неперспективных” районах.

Процесс консолидации идет не только в региональных компаниях “Связьинвеста”, но и среди альтернативных операторов. Например, в этом году компания “МТУ Информ”, входящая в холдинг “Система Телеком”, стала объединять вокруг себя активы фирм “МТУ Интел”, “Телмос”, “Комстар” и “Голден Лайн”. Считается, что в течение двух ближайших лет отечественный рынок будут контролировать менее полутора десятков телекоммуникационных компаний. Уже сейчас четыре крупных холдинга - “Связьинвест”, “Система Телеком”, “Альфа Групп” и “Телекоминвест” - охватывают около 83% российского рынка телекоммуникаций.

Быстро устарел и довольно конъюнктурный Закон “О связи”. Выяснилось, что сам по себе рынок не способен отрегулировать многие важные для общества проблемы и требуется определенное государственное вмешательство в деловые процессы. Например, коммерческие операторы охотно занимаются международной и междугородной связью, но обходят стороною связь на селе. В итоге после десятилетия реформ вместо 40 тыс. нетелефонизированных поселков и деревень мы имеем уже 50 тыс. отрезанных от цивилизации населенных пунктов.

Поэтому, в частности, в новом проекте закона, обсуждавшемся в Государственной Думе, предусмотрен широко используемый в мировой практике механизм, реализующий доступность для каждого гражданина гарантированного перечня услуг связи независимо от его доходов. По мнению либерально мыслящих обозревателей, введение этой так называемой “универсальной услуги” является для страны шагом назад. Но он позволит решать проблемы льготных категорий населения не только явочным порядком за счет снижения доходов предприятий “Связьинвеста”, но и, в равной мере, с привлечением ресурсов всех телекоммуникационных компаний страны. Причем такого рода дискуссионных моментов в новом проекте закона немало.

В принципе в основе реформы регулирования в отрасли лежит поиск разумного баланса между требованиями рыночной конкуренции, финансированием расширения сети и решением ряда социальных задач, необходимых обществу. Конкуренция способствует внедрению новых технологий и расширению спектра услуг для клиентов, но становясь слишком жесткой, она начинает поглощать доходы отрасли и лишает компании ресурсов, требуемых для расширения сетей связи. Политика в области отраслевого регулирования будет определять, каким образом российские и иностранные инвесторы смогут участвовать в отраслевом развитии, поддержании научной базы, осуществлении социальных и других общественно важных программ.

И все же, несмотря на определенные недостатки приватизации и законодательства, отрасль продолжает активно развиваться. Ожидается, что в этом году по сравнению с прошлым оборот услуг связи в стране повысится более чем на 40%. Отечественные инвестиции вырастут на 20%, зарубежные - на 30%. Есть все основания считать, что и в будущем году отрасль сохранит положительную динамику развития и, оставшись одной из наиболее высокотехнологичных сфер экономики, расширит свое влияние на хозяйственную деятельность страны. При этом среди наиболее успешных направлений техники можно назвать мобильную связь и IP-телефонию.