WebLocator от “МегаФона”

УСЛУГИ СВЯЗИ

Сотовые операторы давно работают над средствами, позволяющими определять координаты мобильного абонента в сетях GSM и других стандартов.

Первой ласточкой стал “Автомобильный сотовый сигнализатор” (АСС) компании “Би Лайн” (www.beeline.ru), который был разработан в 2000 г. как охранная система, но особого распространения не получил. При изменении состояния датчиков, отключении основного питания в автомобиле или разряде встроенного аккумулятора сигнализатор по одному или нескольким номерам передавал тональные сигналы и рапорты в виде SMS-сообщений. Имелась и возможность комплектации датчиком движения и приемником глобальной системы позиционирования GPS. Аппарат содержал радиоблок стандарта DAMPS, автономный источник питания и был заключен в корпус. Получив оповещение, владелец автомобиля мог выбрать на телефоне код от 1 до 6, соответствующий одному из предопределенных действий, например включению сигнализации, фар, блокировки двигателя и т. д. Цена АСС составляла 250 долл. (с блоком GPS - вдвое больше), а ежемесячная абонентская плата - 20 долл. Сейчас этот проект перерос в AutoConnex (www.autoconnex.ru), выполняемый в содружестве с французской компанией Nexo (подразделением промышленной группы Cobra AT, специализирующейся на автосигнализациях). “Би Лайн” уверяет, что запустит его в январе 2003 г. А задержка с запуском была вызвана проблемами с поставками клиентских терминалов.

Терминал Benefon

Но “МегаФон” (www.megafon.ru) первым из сотовых операторов в России и Восточной Европе запустил свою систему WebLocator (www.locator.ru) в коммерческую эксплуатацию. Она была создана “МегаФоном” вместе с компанией Race Communications (www.race.ru), подготовлен и тарифный план “Локатор” для подключения к ней. Как таковых данных о местоположении пользователя система не предоставляет, терминал привязан к карте, которую можно загрузить с сайта. Система определяет текущее положение и позволяет управлять транспортным парком, вести учет и статистику, повысить безопасность и скорость перевозок, снизить затраты на них. Она рассчитана на корпоративных клиентов широкого профиля, в том числе предприятия малого бизнеса. По данным компании, применение WebLocator актуально при наличии не менее трех автомобилей и ежемесячных грузоперевозках на сумму не менее 5000 долл. Пробег машин при использовании системы сокращается на 15-20%.

Абонентские терминалы для WebLocator поставляет фирма “Прин”. Есть три варианта терминалов: Benefon Track Pro ценой 560 долл., Benefon Esc! NT (с экраном для карты) за 620 долл. и комплект оборудования для установки на автомобиль - Falcom A2D-3JРЗ. Он передает шесть координат в одном SMS-сообщении и имеет возможность подключения внешних датчиков, его стоимость составляет 800 долл.

На данный момент система работает только для корпоративных клиентов. В течение первых двух месяцев с начала эксплуатации ежемесячная абонентская плата (23 долл.) взиматься не будет. Услуга предоставляется на территории Москвы и ближнего Подмосковья (20 км от МКАД). В начале 2003-го будут добавлены карты России и Европы, а к середине года служба откроется не только для корпоративных клиентов, но и для частных лиц.

По мнению аналитиков, подобный сервис потенциально интересен 300-400 тыс. абонентов сотовой связи в Москве. В компании МТС-П считают, что их количество может дойти до 600 тыс. человек. МТС-П предложила собственную одноименную систему позиционирования. Сейчас в опытном режиме ею пользуется около 1000 клиентов. Но в отличие от “МегаФона” компании МТС-П удалось договориться о совместной деятельности с правительством Москвы и установить свою систему на рейсовые автобусы в Зеленограде. Однако дата начала коммерческой эксплуатации пока туманна.

Кроме того, в Москве с июля работает компания “Старком” (www.starcom-rus.ru), отделение международного концерна Starcom. Она предлагает подобную услугу, но только рассчитанную на охрану автомашин. Сейчас системой пользуется несколько сотен клиентов. По оценкам компании, количество их потенциальных клиентов гораздо скромнее - до 30 тыс. человек.

Конкуренцию ей составляет фирма “Русслайн.ру” (www.russline.ru), запустившая летом 2002 г. онлайновый сервис RussGPS (www.russgps.ru) по оперативному слежению за подвижными объектами (см. PC Week/RE, № 35/2002, с. 36). Система построена на базе разработки WEBfleet немецкой компании Datafactory (www.webflect.de), которая широко распространена в Европе. Как и у конкурентов, данные передаются посредством SMS-сообщений в сетях GSM, а объект отслеживается через Интернет-портал. Сведения о местоположении анализируются в центре обработки RussGPS, находящемся в здании Центрального телеграфа в Москве. Информация доступна на русском, английском, арабском, немецком, итальянском и испанском языках. Сообщения от аппарата приходят через любые GSM-сети, в том числе через шлюзы из зоны роуминга. При неустойчивом покрытии сети данные будут переданы сразу после восстановления связи.