ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Фирма “Мобильные телематические системы позиционирования” (МТС-П) объявила о начале коммерческой эксплуатации своей структуры. Система построена на базе сети МТС (www.mts.ru), крупнейшего в Центральной и Восточной Европе сотового оператора. Ей же принадлежит и контрольный пакет акций компании. Блокирующим пакетом владеет правительство Москвы в лице Департамента государственного муниципального имущества, это позволяет надеяться на большое будущее “МТС-П” (см. PC Week/RE, № 1/2003, с. 17).

“Топаз-201”

Этим и объясняется тесная интеграция МТС-П с городскими программами, такими, как “Система навигации и телематики для городского управления и населения”. Особенно отраден тот факт, что при реализации нового проекта активно используются отечественные разработки.

Система предназначена в основном для оказания услуг логистики: отслеживания маршрута объекта, его выхода за пределы определенного участка, стоянки в неположенном месте, остановки на длительное время и т. п. Весьма перспективным направлением ее эксплуатации является охрана автомобилей, коттеджей и контроль за транспортным парком городских служб и коммерческих структур.

С диспетчерского пункта информация передается клиенту через Интернет. На компьютер будет пересылаться участок карты с указанием точки нахождения отслеживаемого объекта. Размер карты зависит от детализации и может достигать 1 Мб, что накладывает серьезные требования к каналу связи. Единовременный взнос за подключение к системе составляет 40 долл., а абонентская плата - 35 долл.

На сегодняшний день стратегия компании направлена на привлечение крупных корпоративных клиентов, в том числе страховых организаций: в надежной охранной системе заинтересованы как они сами, так и их клиенты. Другой немаловажный рынок - транспортные предприятия, использование GPS (Global Positioning System) позволяет эффективнее осуществлять перевозки, уменьшить пробег и экономить горюче-смазочные материалы.

Система способна работать везде, где есть покрытие сети GSM компании МТС или ее роуминговые партнеры, в том числе и спутниковые. Все упирается в карты, на данный момент существует лишь карта Москвы и области, а остальные появятся, только если будет спрос.

Эффективнее всего подобные системы работают в мегаполисах, и лучший клиент - сам город. Так, в московскую программу запланировано вложить из бюджета столицы 1 млрд. руб. в течение 2002-2004 гг. Первые 143 терминальных комплекта установлены на машинах системы Мосгортранса, “Скорой помощи”, поисково-спасательных бригад гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Уже работают шесть выносных диспетчерских пунктов. Проведена инвентаризация маршрутов сети городского наземного пассажирского транспорта (более 670 маршрутов) и разработано технико-экономическое обоснование программы до конца 2004 г.

Планируется внедрение системы на всем пассажирском городском транспорте, в службе “Скорой помощи”, оперативных подразделениях ГУВД, МЧС, в диспетчерских центрах таких служб обеспечения жизнедеятельности города, как Мосгаз, Мосэнерго, Мосгортепло, Мосводоканал, Мосводосток. Также появятся новые услуги для горожан: навигация и получение оперативной информации для ориентирования москвичей и гостей столицы в транспортной обстановке и выработка оптимальных маршрутов по городу, для чего на остановках городского транспорта и в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев будут размещены специальные информационные табло. Не правда ли, заманчивые перспективы? Всего через пару лет мы узнаем, сбудется это или нет.

Терминалы и оборудование диспетчерских пунктов поставляют отечественные разработчики. Приемники GPS для системы были разработаны научно-производственной фирмой “Гейзер”. Пока существует два типа терминалов: “Топаз-201” и ”Купол1-А”. Их стоимость составляет около 1000 долл., но при массовом производстве цена должна снизиться.

“Топаз-201” служит для определения местоположения, скорости и направления движения объекта, может осуществлять мониторинг восьми датчиков с дискретными выходами (в том числе кнопок типа “тревога” и двух датчиков с аналоговыми выходами). По командам диспетчерского пункта может управлять восемью внешними устройствами. Регистрирует события в энергонезависимой памяти данных (“черный ящик”), считывание информации из него возможно по радиоканалу или через интерфейс RS-232. Габариты - 130x115x26 мм, масса - 400 г, диапазон рабочих температур: от -30 до 65 °С. Точность определения местоположения - в пределах 59 м.

Абонентский терминал “Купол1-А” по основным характеристикам близок к “Топазу”, но имеет несколько меньший диапазон рабочих температур: от -20 до 45 °С. Он сконструирован на основе навигационного приемника Jupiter TU30-D410 и GSM-терминала Siemens ТС-35.

Вторым игроком на рынке систем GSM/GPS, напомнившим о себе, стала московская сеть “МегаФон”, запустившая в прошлом декабре проект WebLocator (см. PC Week/RE, № 1/2003, с. 17) для корпоративных клиентов. 23 января она открыла доступ к нему и для физических лиц, в первую очередь столичных автолюбителей.

Сейчас услуги оказываются в Москве и области, но, по заверениям компании, в ближайшее время к системе добавятся карты России и Европы. Об актуальности WebLocator свидетельствует тот факт, что только за первый месяц работы портфель заказов составил более 300 автомобилей.