Удачный год “ВымпелКома”

Компания “ВымпелКом” (торговая марка “Би Лайн”, www.beeline.ru), оператор сотовой связи федерального уровня, объявила о своих финансовых и операционных результатах по IV кварталу и за весь 2002 г. Она продемонстрировала внушительный рост количества абонентов не только в Московском регионе, но и умножила абонентскую базу за его пределами. На сегодняшний день “ВымпелКом” - второй крупнейший оператор в Центральной и Восточной Европе по числу пользователей, уступающий лишь другому российскому провайдеру мобильных коммуникаций фирме МТС.

Джо Лундер: “За год мы увеличили

абонентскую базу на три миллиона человек”

На 31 декабря прошлого года абонентская база компании насчитывала 5,15 млн. пользователей, включая 3,71 млн. в Москве и Московской области, рост по сравнению с 2001 г. составил приблизительно 144%. На сегодня общее число подписчиков равно 6,15 млн. (3,93 млн. московской лицензионной зоны и 2,22 млн. за ее пределами). За год чистый операционный доход “ВымпелКома” достиг 768,5 млн. долл. (рост на 81,8%); показатель EBITDA (операционный доход до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов) увеличился до 322,2 млн. (на 117%); объем чистой прибыли составил 129,6 млн. долл. (на 173,9%).

По данным независимых источников, на конец 2002 г. доля рынка компании в Москве и Московской области равнялась 51,6% (в конце 2001 г. было 46,5%). В национальном масштабе эта доля оценивается в размере 28%. “Нас удовлетворяют результаты по 2002 г., - сказал Джо Лундер, генеральный директор “ВымпелКома”. - Мы увеличили общую абонентскую базу на 3 млн., вернули лидерство в Москве, добились заметного прогресса в региональном развитии и значительно улучшили все свои финансовые показатели”.

Рост финансовых и операционных результатов в прошлом году был достигнут прежде всего благодаря резкому увеличению абонентской базы (сказался эффект экономии на масштабах), контролю за расходованием средств, улучшению межсетевых соглашений с операторами проводной связи и уменьшению расходов на привлечение абонентов. Финансовые результаты “ВымпелКома” показывают, что его региональная деятельность пока убыточна в силу того, что компания продолжает строительство сети, развивает инфраструктуру и открывает все новые местные филиалы. Чистая прибыль по Москве и Московской области в IV квартале 2002 г. составила 46,3 млн. долл., в то время как в регионах чистые убытки равны 8,7 млн. долл.

По отношению к III кварталу в четвертом имели место более высокие убытки, что объясняется активным развитием бизнеса в регионах (в IV квартале было открыто десять новых филиалов по сравнению с семью в третьем) и дополнительными стартовыми издержками. И это вызвало разочарование инвесторов: годовые прогнозы аналитиков строились на базе первых трех кварталов, итоговые цифры оказались ниже ожидаемых, и сразу после опубликования финансовых результатов курс акций компании снизился на 8%.

Средние затраты на привлечение одного абонента (SAC) компании в четвертом квартале составили 20,9 долл. (35,7 долл. в IV квартале 2001 г.). Это сокращение связано с уменьшением дилерской комиссии и более эффективной рекламой. Но есть у снижения SAC и еще одна причина: возрастающая доля региональных подключений, где этот показатель ниже, чем в Москве (опять же в силу сравнительно невысокой дилерской комиссии и роста продаж через собственные офисы “Би Лайна”).

Капитальные вложения компании в 2002 г. равнялись 578,3 млн. долл. Они состояли из затрат на покупку имущества и оборудования в размере 509,1 млн. долл. и на приобретение других компаний - 69,2 млн. долл. Общее количество базовых станций увеличилось с 1776 до 3519 (сейчас их уже 3926). “В декабре нами был установлен мировой рекорд по внедрению базовых станций, 270 новых объектов было подключено к сети”, - сказал Николай Прянишников, первый вице-президент “ВымпелКома”.

Количество использованного времени на абонента в месяц (MOU) в “ВымпелКоме” в 2002 г. равнялось 92,3 мин, что на 12,3% меньше, чем в 2001-м. Это снижение соответствует возросшей доле региональных абонентов наряду с увеличением числа абонентов, использующих систему предоплаты (prepaid) в Москве. Средний счет на одного абонента в месяц (ARPU) в 2002 г. составил 18,3 долл., снизившись по отношению к 2001-му на 30,2%. Уменьшение ARPU отражает состав абонентов компании и усиление конкуренции на рынке, которое привело к снижению тарифов.

В IV квартале продолжилось значительное увеличение абонентской базы в столице, при этом количество клиентов на условиях предоплаты росло быстрее, чем количество подписчиков с контрактами. В результате в процентном отношении количество московских пользователей на условиях предоплаты увеличилось с 78,4% в конце третьего квартала до 80,5% в конце четвертого. К тому же “ВымпелКом” столнулся с проблемой оттока абонентов: в 2002 г. он составил 30,8% по сравнению с 23% в 2001 м. Усиление оттока в первую очередь связано с высокими темпами прироста абонентской базы последнего времени за счет низкодоходного пользовательского сегмента, а также c возросшим уровнем конкуренции.

В 2003 г. самым заметным событием в жизни фирмы станет открытие сети в Санкт-Петербурге. Это произойдет в течение ближайшего месяца и будет приурочено к юбилею города. В развитие данного сегмента за год будет вложено 50 млн. долл., и руководство “ВымпелКома” к концу нынешнего года надеется иметь там 200 тыс. абонентов. Кроме того, прогнозируется ускоренный рост дополнительных сервисов и услуг передачи данных в столице и Московской области, причем доля доходов от данного бизнеса в обороте компании должна возрасти с 4 до 8%.