ТВ-ВЕЩАНИЕ

На состоявшейся коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций были рассмотрены вопросы развития регионального телерадиовещания.

В прошлом году на региональном телевизионном рынке наметился ряд интересных тенденций. Одна из них - увеличение рекламных бюджетов местных вещательных компаний, что создает хорошие экономические предпосылки для их развития на основе современных бизнес-моделей. Рыночная стоимость предприятий определяется не только частотным или политическим ресурсом, но и клиентской базой рекламодателей (долгосрочные рекламные бюджеты), техническим оснащением, географией сети распространения.

По информации крупнейших производителей и дистрибьюторов оборудования, объем финансовых средств, затраченных региональными телекомпаниями на техническое перевооружение, в 2002 г. составил около 60 млн. долл.

Анкетирование руководителей более 800 телекомпаний, проведенное АНО “Интерньюс”, показало, что на сегодняшний день 27% из них (около 230) полностью работают на цифровом оборудовании, 48% (400 предприятий) используют его частично. Это - телекомпании, которые снимают, монтируют или выпускают программы с помощью цифровой техники.

Другая интересная тенденция, получившая развитие в 2002 г., - организация за пределами крупных областных центров сетей распространения региональных телепрограмм с использованием цифровых спутниковых каналов связи. Подобные сети запускают местные подразделения ГТРК (в Тверской и Омской областях, в Хабаровском крае, в Южно-Сахалинске). Такие же сети имеют крупные негосударственные телекомпании (“Южный регион” - в Ростовской области, “ИТА-Губерния” - в Хабаровском крае, Тюменское региональное радио и телевидение и ТК “Ладья” - в Тюменской области, “Норд” - в Ханты-Мансийском округе, “Евразия” - в Свердловской области). В настоящее время идет организация телерадиовещания Оренбургской области.

Всего в двадцати регионах России уже установлено более 700 цифровых приемных спутниковых станций и дополнительных передатчиков, обеспечивающих распространение телепрограмм, создаваемых не только в столицах, но и в малых городах и населенных пунктах, расположенных на территориях субъектов Федерации.

Важной проблемой для телевизионных рынков регионов было и остается техническое обеспечение приема программ, передаваемых в эфире, непосредственно зрителями. Особенно остро она стоит в тех городах, где строительство сетей кабельного телевидения (КТВ) только начинается, а состояние коллективных антенн не позволяет вести качественный прием эфирных телеканалов, распространяемых в ДМВ-диапазоне.

По данным Асссоциации кабельного телевидения, 10-12% населения крупных и средних городов принимает кабельные программы. В малых городах (с населением менее 100 тыс. человек) этот показатель несколько выше и составляет 20-25%.

Сегодня практически повсюду конкуренция на рынке кабельного телевидения вынуждает компании, созданные в крупных городах на базе систем коллективного приема телевидения (типа ОАО “Мостелеком”), модернизировать свои сети для приема всех эфирных программ в регионе (наиболее востребованных населением). Качество предоставляемых услуг у них ниже, чем во вновь создаваемых мультисервисных сетях КТВ, но ниже и абонентская плата, что делает эти сети достаточно конкурентоспособными на данном уровне развития кабельного телевидения, платежеспособности населения и качества предоставляемого телеконтента. Именно такие, минимально модернизированные сети, пропускная способность которых обеспечивает возможность доведения до абонентов не более 16 телеканалов, составляют сегодня большинство лицензированных сетей кабельного телевидения.

По оценкам АКТР, доля многопрограммных сетей КТВ, способных доставлять абонентам свыше 20 телепрограмм, составляет примерно 20-25% всех функционирующих сетей, а ежегодный рост абонентской базы кабельного телевидения в стране - около 10%. Более активному развитию современных сетей КТВ мешает несколько причин. Одна из них заключается в том, что российский зритель пока не привык платить за телевидение вообще. Другая причина, сдерживающая развитие сетей КТВ, - низкая платежеспособность населения. Как говорят сами операторы, предельный уровень абонентской платы для большинства регионов равен 20-30 руб. Кроме того, незавершенность формирования нормативной базы данной подотрасли телерадиовещания делает бизнес рискованным и препятствует привлечению инвестиций. В результате лишь несколько десятков сетей по всей стране построено с использованием коммерческих кредитов и частных инвестиций.