КОМПАНИИ

Nokia (www.nokia.com) - один из мировых лидеров в области мобильных коммуникаций. Основанная в 1865 г. в Тампере, компания долгое время специализировалась на деревообработке, производстве резиновых и кабельных изделий. Сейчас это предприятие промышленности средств связи имеет годовой оборот 30 млрд. евро и по уровню капитализации входит в число 40 крупнейших международных фирм.

Nokia намерена усилить свой сетевой бизнес в России

Нынешняя структура Nokia предельно проста и включает всего три подразделения: Nokia Mobile Phones (77% оборота группы в 2002 г.), Nokia Networks (22%) и Nokia Ventures Organization (1%). В России представлены первые два. Впрочем, если заглянуть на русскоязычный сайт компании, www.nokia.ru, то может создаться впечатление, что она выпускает только сотовые телефоны и ничем другим не занимается.

Джонатан Спарроу займется расширением

сетевого бизнеса Nokia в России

Во всяком случае, Nokia Networks, основа деятельности которой состоит в предоставлении телекоммуникационным операторам комплексных решений в области инфраструктуры мобильных и фиксированных сетей связи, развития профессиональной радиосвязи, а также технологий IP, в течение значительного периода явно находилась в тени. Но времена меняются, и сейчас компания готова больше сил направить на сетевой бизнес.

Первые свидетельства этого - приглашение группы российских журналистов в штаб-квартиру фирмы для ознакомления с деятельностью подразделения, назначение Джонатана Спарроу главой дивизиона по сетевому бизнесу в РФ, а также явное желание руководства Nokia восстановить былой статус этого направления в нашей стране.

Джонатан Спарроу имеет большой стаж работы в российском телекоммуникационном и ИТ-бизнесе. Он занимал посты директора по продажам и маркетингу в российских офисах Millicom и Deutsche Telekom, а с 1998 г. возглавлял отдел коммуникаций и высоких технологий московского отделения Accenture.

“Компания Nokia намерена использовать опыт Спарроу для расширения своего сетевого бизнеса на одном из самых динамично развивающихся рынков услуг GSM в мире, - сообщили нам в Хельсинки. - Он будет руководить в Москве разработкой стратегии Nokia для всей страны и координировать развитие деятельности компании на российском рынке”.

В свое время Nokia сыграла активную роль в развитии связи нашей страны. В течение сорока лет она поставляла российским заказчикам радиотелефонное оборудование и на протяжении почти двадцати пяти лет - телефонные системы коммутации. В 1994 г. начались поставки GSM-оборудования.

Официальные лица в штаб-квартире Nokia подчеркивали, что в компании существенно наращивают усилия, чтобы использовать благоприятные возможности ведения бизнеса на этом ключевом рынке. Здесь уверены, что опыт и квалификация Джонатана Спарроу позволят российскому отделению еще больше расширить рынок и предложить пользователям в России наилучшую технологию беспроводной связи.

WCDMA - предпочтительный выбор для сетей 3G

В Nokia большое значение придают развитию самых современных технологий и созданию новой техники. “У нас занято в сфере исследований и разработок 38% персонала”, - отметил Лаури Кивинен, старший вице-президент Nokia. Очень важен и выбор стратегии развития, путей эволюции действующих сетей сотовой связи.

Спрос на все более современные мобильные услуги и технологии продолжает расти, и от беспроводных сетей требуется все большая емкость, быстродействие и экономическая эффективность. Пользователи рассчитывают на роуминг, где бы они ни находились, при том же качестве и разнообразии услуг, какие они получают дома. По мнению экспертов Nokia, единственный путь эволюции технологии, способный обеспечить все это, - внедрение GSM/EDGE/WCDMA.

Юусси Варе, вице-президент Nokia IP Mobility Networks, полагает, что WCDMA (Wideband Code Division Multiple Access) - это единственный по-настоящему глобальный стандарт широкополосной беспроводной связи, который позволяет создавать наиболее экономичные и эффективные мобильные сети с грандиозной потенциальной клиентской базой и максимальным охватом и в то же время обеспечивает роуминг по всему миру. Глобальный стандарт должен быть открытым и иметь открытые интерфейсы. И только технология WCDMA способна обеспечить это.

WCDMA рождена в семействе технологий GSM - GSM, GPRS (General Packet Radio Services) и EDGE (Enhannced Data Rate for GSM Evolution). Сегодня GSM пользуются 70% всех абонентов мобильной связи и около 83% новичков, подключенных в 2002 г. По прогнозу Ассоциации GSM, к 2006 г. семейство технологий GSM будет обслуживать 85% всех абонентов мобильной связи, в том числе 300 млн. пользователей WCDMA. Согласно базе данных EMC по состоянию на декабрь 2002 г., только в нынешнем году в мире будет запущено в эксплуатацию 38 сетей WCDMA.

Эволюция GSM движется отдельными технологическими шагами - к GPRS, EDGE и WCDMA. Это гарантирует плавный переход и обратную совместимость. Мобильные операторы выбирают, какой технологический шаг лучше всего подходит для их бизнеса и клиентов в данный момент времени. Nokia ожидает, что большинство операторов GSM воспользуются технологиями GPRS и EDGE и в конечном счете почти все перейдут на WCDMA. По данным Пертти Лукандера, директора дивизиона Industry and Regulation STB/IMN Nokia Networks, национальные власти уже выдали более ста лицензий на новый частотный диапазон 2 ГГц для сетей 3G, причем почти все они ориентированы на технологию WCDMA и лишь две - на cdma2000. Большинство этих сетей уже строится.

Открытость не имеет альтернатив: кооперация Nokia и мобильной индустрии

Как и остальные члены семейства, WCDMA - это полностью стандартизованное глобальное решение с открытыми интерфейсами. “Открытость означает, что операторы могут пользоваться лучшими в своем роде продуктами в среде услуг от многих поставщиков, и в то же время им гарантирована сквозная совместимость между терминалами, рынками и несущими технологиями”, - считает Кати Рииконен, глава департамента Nokia Mobile Software.

Этот подход согласуется с миссией организации OMA (Open Mobile Alliance) по развитию рынка для всей мобильной индустрии посредством спецификаций, обеспечивающих совместимость приложений. Он снимает барьеры на пути к взаимодействию и ускоряет разработку и внедрение ряда новых, усовершенствованных мобильных услуг и приложений.

WCDMA и EDGE также позволят операторам извлечь преимущества из повсеместного распространения этих технологий и предложить своим клиентам расширенные возможности роуминга и переноса услуг, доступные сегодня в сетях GSM.

Nokia Haus

Крупномасштабный запуск WCDMA невозможен без взаимодействия между сетями 2G и 3G. Этот так называемый двойной режим работы был одной из главных задач стандартизации, стоящих перед 3GPP (3G Partnership Project). Помимо стандартизованных функций Nokia реализовала дополнительное многорежимное решение. В результате в конце прошлого года она продемонстрировала успешный звонок из WCDMA в GSM в действующей сети Vodafone Omnitel в Италии.

Кстати, наиболее “продвинутые” модели смартфонов Nokia, через которые и реализуются все современные услуги мобильной связи, оснащены встроенной цифровой камерой, программными средствами для обмена мультимедиа-сообщениями, играми и т. д. Как заявил Чарли Шик, старший менеджер по маркетингу Nokia Mobile Software, в качестве операционной системы в них используется ПО, разработанное консорциумом Symbian, куда наряду с Nokia входят британская компания Psion и ряд других изготовителей сотовых телефонов и КПК.

Эволюция мобильных сервисов: услуги успех гарантируют

По сведениям Харри Хейккинена, старшего менеджера по маркетингу Nokia Networks, в прошлом году на долю мобильной передачи данных и цифровых сообщений пришлось в стоимостном выражении 10% оборота операторов сотовой связи, а в 2007-м г. эта цифра возрастет до 33%. В свое время технология SMS принесла неожиданный успех GSM, и теперь эту эстафету перехватывает MMS (Multimedia Messaging Services), лидирующая на дистанции передовых мобильных услуг.

В нынешнем году во всем мире будет передано, как предполагается, около 250 млрд. SMS-сообщений, а в Европе у многих операторов на долю SMS уже приходится 15-20% всех доходов. Теперь мобильная индустрия опирается на этот прочный фундамент, поднимая услуги передачи сообщений на новый уровень MMS.

MMS позволяет клиентам комбинировать изображения, видео, текст, графику и голос в единое обогащенное сообщение, обеспечивающее гораздо более широкие возможности. Кроме обмена персональными сообщениями, MMS можно использовать для передачи самого разнообразного контента, такого, как новости, прогноз погоды, биржевая информация и т. п., в обогащенном формате с иллюстрациями и графиками.

Лаури Кивинен: “В Nokia 38% персонала

занято исследованиями и разработками”

Технология WCDMA способна обеспечить все эти и другие услуги, добавив преимущества более высокого быстродействия и большей емкости, не говоря уже об экономической эффективности, которая будет подхлестывать спрос со стороны потребителей и организаций.

По мере роста спроса на услуги передачи данных и мультимедиа многие операторы все активнее предлагают также WCDMA-дополнение EDGE, позволяющее действующим сетям GSM реализовать 3G-подобные мобильные услуги в рамках имеющихся частот. Так как EDGE - это просто дополнение к сетям передачи голоса и данных, эта технология мобилизует ограниченные естественные ресурсы частотного диапазона для более эффективного использования.

Так зачем же вообще нужен стандарт WCDMA? Причин по меньшей мере две. Во-первых, поскольку EDGE улучшает работу имеющихся сетей, операторы могут использовать эту технологию для предложения первых услуг 3G, пока развертываются перспективные сети WCDMA. Впоследствии потребуются емкость и быстродействие, обеспечиваемые WCDMA.

Во-вторых, те операторы, у которых нет лицензий 3G, все же могут предлагать услуги 3G через EDGE, так как на это лицензия не требуется.

Nokia убеждена, что большинство операторов GSM и TDMA внедрит EDGE, когда услуги передачи данных и мультимедиа станут более популярными и потребуется дополнительная емкость. EDGE вместе с WCDMA максимизируют долю рынка 3G и доходы операторов.

Высокая пропускная способность и массовые мобильные услуги, доступные через WCDMA, будут гораздо дешевле по сравнению с теми, что базируются на современных технологиях. Потоковое видео или загрузка музыки - примеры услуг, технически возможных уже сегодня, но только широкополосные мобильные сети сделают их достаточно недорогими, чтобы обеспечить им популярность и, следовательно, прибыльность.

VIRVE - финская национальная сеть TETRA

Иногда лучший способ убедить собеседника - не рассуждать о преимуществах, а показать готовый результат. На этот раз представители Nokia нас просто пригласили в Министерство внутренних дел Финляндии, где подробно рассказали o VIRVE - национальной цифровой сети транкинговой связи, построенной на оборудовании стандарта TETRA (Terrestrial Trunked Radio) производства Nokia и служащей для целей спасения, охраны и национальной безопасности страны.

До конца 80-х годов все эти службы имели отдельные и весьма разнородные средства и системы связи. В начале 90-х было решено создать для них общую телекоммуникационную сеть. Был объявлен тендер, в котором победила Nokia, и в 1997 г. с ней был подписан контракт на поставку аппаратуры. Первая фаза проекта была осуществлена в восточной Финляндии в 1998 г., а в конце 2002-го было в основном закончено сооружение сети и осуществлены первые вызовы по всей стране.

За развитие сети отвечает МВД Финляндии. После завершения строительства VIRVE была предъявлена Министерству транспорта и связи. Ее оператором стала фирма Erillisverkot, 60% акций которой принадлежит государству и 40% - компании Sonera. Распределение терминалов осуществляет TeleRing, финское дистрибьюторское предприятие.

По словам Ансси Куусела, специального помощника по VIRVE из МВД Финляндии, строительство сети обошлось в 800 млн. финских марок (более 130 млн. евро). В ней работает 15 коммутаторов, свыше 1200 базовых станций (БС). Обслуживание одного терминала обходится в 400 евро в год. Центр управления сетью работает круглосуточно.

Служба спасения “112” использует сеть VIRVE, созданную на базе TETRA

По данным Ханса Холмберга, вице-президента Nokia Mobile Radio по продажам и маркетингу, сейчас в VIRVE имеется 30 тыс. пользователей и их количество к 2005 г. возрастет до 100 тыс. В числе участников проекта наряду с МВД выступают службы спасения “112” и скорой помощи, пожарная охрана, пограничные части и ряд других организаций.

Каждая из них сама решает, какие приложения нужны ей в работе, какие использовать терминалы, требуется ли защита данных и т. д. Пока идет развитие сети, и, например, служба скорой помощи лишь через два года сумеет оснастить все свои машины терминалами TETRA.

О работе пограничников с VIRVE рассказал Тимо Силвенноинен, специалист по технической поддержке из Школы пограничной охраны. Сегодня только часть застав подключена к сети: в южной Финляндии ведомственная подсистема принята в эксплуатацию еще в 2001 г., а в Лапландии это будет осуществлено лишь в 2004-м. Впрочем, пограничники успели установить пять БС в соседней Эстонии, и с точки зрения связи Финский залив стал для них внутренними водами страны.

В погранвойсках Финляндии насчитывается три тысячи служащих, и, как запланировано, через несколько лет каждый второй из них будет иметь терминал TETRA. К тому же кроме автомобильных и носимых терминалов пограничники используют также бортовые средства связи TETRA на патрульных самолетах и вертолетах.

По словам Ханса Холмберга, Nokia имеет 45%-ную долю мирового рынка TETRA-систем. “У нас массовое производство, и потому оборудование дешевле, чем у конкурентов, - сказал он. - Мы надеемся, что наша новая продукция заинтересует и российских пользователей”.