ТЕХНОЛОГИИ

Рынок мобильных компьютеров остается одним из самых динамично развивающихся секторов сферы ИТ в России. За последний год на нем появились новые игроки, в значительной степени расширилась номенклатура предложений. В соответствии с подсчетами компании “НКА-Групп” (www.iru.ru), количество проданных ноутбуков в 2002 г. составило порядка 152 тыс. шт. (по данным аналитической компании ITResearch эта цифра несколько выше - 169 тыс. шт.), на 2003-й она прогнозирует объем продаж в 215 тыс. шт. Оценка вполне реалистичная, так как, по данным маркетинговой службы “НКА-Групп”, уже в I квартале в общей сложности продано около 55 тыс. ноутбуков.

Андрей Хороненко: “Торговая марка iRU должна

стать символом исключительной надежности”

Одна из основных тенденций в этом секторе - создание мобильных решений с поддержкой беспроводных коммуникаций. Доминирующим здесь является стандарт Wi-Fi, в то время как поддержка Bluetooth распространена гораздо меньше.

Компания “НКА-Групп”, владеющая торговой маркой iRU, появилась на рынке ноутбуков в мае 2002-го (см. PC Week/RE, № 20/2002, с. 13). Но уже сейчас, по прошествии года, можно говорить о том, что ей удалось заявить о себе как о серьезном игроке. Об этом свидетельствуют и подведенные в преддверии годовщины итоги деятельности.

Термокамера: а после огня - вода и медные трубы

К настоящему времени выстроена полноценная линейка продуктов (Novia, Stilo, Brava и Intro), представленных в каждой рыночной нише и охватывающих все категории пользователей. Ноутбуки iRU укомплектованы системой защиты и восстановления ПО, документацией, драйверами, аксессуарами и рекламными материалами.

Параллельно с запуском производственных мощностей фирма формировала региональную сервисную сеть. По данным на апрель 2003 г., она насчитывает более 25 авторизованных сервисных центров в 21 крупном городе России. “НКА-Групп” удалось сформировать и крепкое дилерское ядро - около 400 партнеров 1-го и 2-го уровней в трех каналах сбыта.

Компьютеры на сборке

В феврале нынешнего года компания была сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. На сегодняшний день, как рассказал технический директор “НКА-групп” Андрей Хороненко, технология производства и система обеспечения качества продукции предусматривают тщательный контроль изделий на всех этапах технологического цикла, в том числе 15-часовое испытание собранных ноутбуков в термокамере при температуре 35oC, а также интерактивное тестирование вручную по пунктам, которые не могут быть проверены в автоматическом режиме (наличие сбойных пикселов в ЖК-матрице, работоспособность клавиатуры, корректность установки драйверов и т. п.). Каждый пятый ноутбук проверяется ОТК по расширенной программе испытаний.

Все эти меры привели к тому, что брак, как утверждают представители “НКА-Групп”, не составляет и 1%. Однако компания пока предоставляет только два года гарантии на модели Novia, Stilo и Brava и один год на модели серии Intro - меньше, чем некоторые ее конкуренты.

Через своих авторизованных партнеров и сервисные центры “НКА-Групп” предлагает дополнительные услуги: обратный выкуп продуктов, продажу аксессуаров и расширенных сервисных пакетов, замену комплектующих (увеличение оперативной памяти, замену накопительных устройств, установку более мощного процессора).

В 2002 г. доля ноутбуков iRU на российском рынке, по данным собственной службы маркетинга, составила 4%, а в сегментах мини-ноутбуков и тонких и легких ноутбуков - 11,3 и 14,1% соответственно. При этом показатель узнаваемости марки iRU достиг 13%.

Как сообщил руководитель отдела маркетинга Геннадий Сочилин, уже в I квартале 2003 г. доля iRU на рынке выросла до 6%, а объем продаж ноутбуков под этой торговой маркой превысил 20 тыс. шт. В нынешнем году компания рассчитывает занять 10-15% российского рынка ноутбуков и ожидает, что уже в мае показатель узнаваемости марки iRU повысится до 18%.

Прогноз развития инфраструктуры беспроводного доступа

Усматривая основное направление своего развития в интеграции беспроводных технологий в мобильные решения, фирма стремится на лидирующие позиции в сегменте мобильных ПК, снабженных беспроводными средствами связи. Весной нынешнего года начался выпуск новых моделей ноутбуков iRU Wireless Ready (Intro 1114/20xx, Stilo 30xx и Brava 20xx), укомплектованных модулями беспроводной связи. Эти решения являются следующим этапом развития модельного ряда iRU. Модели Intro и Brava имеют частоту системной шины 533 МГц; Stilo 30xx построен на основе новой технологии Intel Centurino, а Brava 20xx представляет собой мобильную систему нового класса с поддержкой технологии Hyper-Threading и встроенным считывателем флэш-карточек.

Интеграция технологий беспроводной связи с мобильными компьютерами открывает путь для развития инфраструктуры беспроводного доступа в общественных местах (см. PC Week/RE, № 14/2003, с. 30). По оценкам международной консалтинговой компании Gartner, количество общественных точек беспроводного доступа (так называемых “хот-спотов”) к 2007 г. увеличится более чем в четыре раза. Причем располагаться они будут в первую очередь в кафе, ресторанах и гостиницах. Свою лепту в этот процесс намерена внести и “НКА-Групп”, уже приступившая к реализации соответствующих проектов.