"НТ Компьютер" и "Технополис" объединили усилия на юге России

Процесс "федерализации" отечественных розничных сетей, торгующих компьютерами, периферийными устройствами и различными комплектующими, набирает силу. Причины этого лежат на поверхности: не секрет, что чем больше розничная сеть (какие бы товары в ней ни были представлены), тем она - при умелом управлении, естественно, - эффективнее. Многие считают, что "вымирание" небольших торговых точек, продающих качественные и обеспеченные современным сервисом изделия, - вопрос времени. В регионах это понимают и, пытаясь выжить, предпринимают различные меры. И здесь возможно несколько подходов.

Партнеры оглашают совместное решение

Первый - создание дорогих бутиков, приносящих хорошую прибыль и ориентированных на обслуживание состоятельных людей. Путь хороший, но его недостаток заключается в том, что таких людей в регионах гораздо меньше, чем хотелось бы. Второй - ориентация на пользователей, считающих каждую копейку. Путь также вполне возможный, но малоперспективный, ибо идущий по нему рано или поздно из солидного продавца превратится во владельца цепочки киосков, торгующих на пределе рентабельности. Остается еще одно - развивать сеть эконом-магазинов, рассчитанных на "крепких середняков" и характеризующихся не только большим ассортиментом, но и широким спектром услуг. Однако этот путь требует немалых финансовых затрат. Кроме того, владельцы местных фирм понимают, что в какой-то момент в регион придет известная столичная или петербургская сеть компьютерных супермаркетов, которая в силу своей крупности сможет установить для конечных пользователей более привлекательные цены, обеспечить им тот же уровень сервиса значительно меньшими средствами и оттянуть на себя большую долю покупателей.

Что противопоставить экспансии крупного капитала? Объединить усилия и выступить единым фронтом? Вроде бы разумно, но опыт показывает, что собрать под одно знамя конкурирующих между собой местных "князей" практически невозможно. Один из вариантов (для фирм, всерьез задумывающихся о перспективах своего развития) - искать сильного партнера на стороне, тем более что двум собственникам всегда легче договориться между собой, чем трем, четырем и т. д.

Артур Давидьян уверен, что союз с "НТ Компьютер"

 исключительно благоприятно скажется на

 продвижении ПК IMANGO

Пример такого сотрудничества (время покажет, насколько оно конструктивно) продемонстрировали в чем-то схожие по структуре бизнеса многопрофильные холдинги "НТ Компьютер" (www.nt.ru) из Москвы и "Технополис" (www.tp.ru), Ростов-на-Дону.

Холдинг "НТ Компьютер" ведет свою историю с 1994 г., насчитывает около 500 сотрудников и в настоящее время характеризуется тремя направлениями деятельности: производство и распространение домашних и офисных ПК под торговыми марками, в которых обязательно присутствуют прописные буквы NT (aNT, ArgumeNT, GigaNT, AtlaNT, PoiNT, ElemeNT, AcceNT, AgeNT и т. д.); реализация комплектующих и периферийных устройств (из украинского офиса, находящегося в Киеве, а также со складов головной фирмы и филиалов в Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге); розничная торговля, осуществляемая через сеть магазинов, с 1998 г. работающих под торговой маркой POLARIS, оформленных в одном стиле, располагающих общим ассортиментом, имеющих единые цены, дисконтные системы и проводящих общие маркетинговые акции.

Сеть POLARIS въехала в

Ростов-на-Дону на лихом коне

Последнее направление развивается наиболее интенсивно, и уже в прошлом году на его долю пришлось около трети оборота фирмы. В торговле железом и программным обеспечением компания достигла заметных успехов. По словам президента холдинга "HT Компьютер" Сергея Бестужева, в начале августа 2003 г. розничная сеть POLARIS насчитывала 23 компьютерных центра, 17 из которых расположены в Москве, три - в Нижнем Новгороде, два в Воронеже и один в Санкт-Петербурге. Предполагается, что до конца этого года распахнут свои двери еще девять магазинов POLARIS: пять в Ростове-на-Дону, два в Самаре и по одному в Москве и Санкт-Петербурге *1. При этом открытие первых трех магазинов в административном центре Южного федерального округа (ЮФО) состоится уже в августе. Из отчетов института маркетинговых исследований "ГфК Русь" (www.gfk.ru) следует, что по итогам 2002 г. на долю POLARIS пришлось около 22% оборота московских торговых сетей и крупных компьютерных магазинов.

_____

*1 В состав холдинга входит также Интернет-магазин NT.RU, которому 1 августа исполнилось четыре года. По словам PR-менеджера "HT Компьютер" Ирины Ковалевой, за время работы магазина больше половины покупателей перешли в разряд постоянных клиентов, а недавно был зафиксирован стотысячный покупатель. Ежедневно в NT.RU бывает в среднем 2000 уникальных посетителей.

Подписание договора между компаниями

 "НТ Компьютер" и "Технополис" ознаменовалось

народными гуляньями

В настоящее время конвейерная сборка фирменных компьютеров осуществляется на Рязанском инструментальном заводе. Топ-менеджеры "HT Компьютер" утверждают, что в прошлом году холдинг изготовил около 90 тыс. машин (44% из них было продано через розничную сеть, а остальные установлены у корпоративных клиентов), план этого года - 150 тыс., а прогноз на следующий - не менее 200 тыс. рабочих станций.

В планах холдинга - дальнейшее увеличение номенклатуры поставляемых товаров (сейчас партнерам "HT Компьютер" предлагаются товары более чем 30 поставщиков *1), расширение производственных площадей Рязанского инструментального завода (с 8 до 20 тыс. кв. м) и освоение земельного участка площадью около 160 тыс. кв. м, расположенного вблизи Московской кольцевой автодороги (на нем предполагается соорудить новый офисно-складской комплекс).

_____

*1 Гарантийное и постгарантийное обслуживание всей техники, поставляемой компанией "HT Компьютер", осуществляет независимая сеть сервисных центров "Евросервис XXI" (www.esxxi.ru), охватывающая крупные города Украины и Российской Федерации.

Теперь о холдинге "Технополис", образованном в 1995 г. и насчитывающем ныне около 250 сотрудников. С нынешнего июля он концентрирует свои усилия на двух основных направлениях деятельности - производстве ПК и серверов под торговой маркой IMANGO (около 20% оборота) и широкопрофильной дистрибуции (80%).

Генеральный директор управляющей компании холдинга "Технополис" Вениамин Бурмистров утверждает, что уже сейчас в авторизованную дилерскую сеть группы на территории ЮФО входит более 150 фирм (им предлагаются товары от 30 с лишним поставщиков). При этом для дилерского канала разработана специальная B2B-технология и образована собственная почтово-транспортная компания. Кроме того, среди сотрудников из партнерской сети (при поддержке вендоров) ведется активная разъяснительная работа. Так, 2-я дилерская конференция "Технополиса", состоявшаяся в этом году в Турции, собрала около 130 специалистов более чем из 80 компаний.

В настоящее время конвейерная сборка компьютеров IMANGO (с входным тестированием качества комплектующих, термоиспытанием готовой продукции в специальных камерах, тщательным анализом причин отказов и иными операциями, свойственными современному производству) осуществляется на заводских площадях в Батайске, сертифицированных на соответствие рекомендациям ISO 9001. По словам директора по развитию "Технополиса", руководителя проекта IMANGO, канд. экон. наук Артура Давидьяна, сейчас cпрос на эти компьютеры (они выпускаются с 2001 г.) превосходит предложение. Поэтому в будущем году их предполагается собрать примерно в 2,5 раза больше, чем в нынешнем. Из них примерно 60% пойдет на реализацию корпоративных проектов, а около 40% поступит в розничную торговлю. Что же касается серверов, то они собираются исключительно для нужд корпоративных заказчиков. Вся информация о компьютерах IMANGO будет выложена на сайт www.imango.ru , запуск которого намечен на начало октября.

Планы сотрудничества были публично объявлены в Ростове-на-Дону 1 августа *1. Причем не только журналистам, но и представителям крупнейших местных компьютерных фирм (розничной торговлей в той или иной форме в административном центре ЮФО занимается около двух десятков из них).

_____

*1 Интересно отметить, что, несмотря на солидный деловой стаж участников альянса, это была лишь вторая пресс-конференция "HT Компьютера" и первая - "Технополиса".

Стороны договорились, что с середины августа два ростовских магазина "Компьютерный Мир" (торговая площадь каждого из них - около 90 кв. м, прежний ассортимент - полторы тысячи наименований), полки которых ранее наполнял исключительно "Технополис" (по мнению руководителей "Технополиса", на долю этих магазинов приходилась почти четверть ростовского цивилизованного розничного компьютерного рынка), будут работать под маркой POLARIS и оказывать своим покупателям весь спектр услуг, свойственных данной сети. Кадровых перестановок в этих магазинах в обозримом будущем не предвидится, однако большинству менеджеров и продавцов предстоит пройти фирменные курсы повышения квалификации, с тем чтобы соответствовать новым, более высоким требованиям. Кроме того, в августе в Ростове-на-Дону будет открыт новый магазин POLARIS с торговой площадью около 200 кв. м (нынешний стандарт этой сети). В нем, как и в двух других, к обычному ассортименту POLARIS (около 2500 наименований товаров) добавятся компьютеры IMANGO. Более того, "НТ Компьютер" взял на себя обязательство продавать ПК IMANGO (наряду с машинами других торговых марок) во всех магазинах, открываемых на территории ЮФО.

Но и это еще не все. В рамках "Среднесрочной программы стратегического развития холдинга "Технополис" на период 2003-2006 гг.", утвержденной ежегодным собранием Совета директоров холдинга, которое состоялось в июле, фирмы объединят усилия в продвижении товаров через своих реселлеров. Иными словами, дилерам "Технополиса" станут доступны изделия вендоров "НТ Компьютера", а партнерам "НТ Компьютера" (свыше тысячи фирм) - товары поставщиков "Технополиса". По мнению участников сделки, в результате слияния технологий, интеллектуальных и производственных ресурсов повысится устойчивость и конкурентоспособность обеих компаний, увеличится рыночная доля и возрастет их привлекательность для партнеров и заказчиков.

Интересно, как отреагируют на эту стратегическую инициативу в других федеральных округах. Будет ли торгово-компьютерная Россия рано или поздно поделена на зоны влияния, в которых бал станет править окружной бренд, опирающийся на финансовую и технологическую поддержку из столицы?