ПРОИЗВОДСТВО

В Москве 2 октября впервые собрались руководители полупроводниковой промышленности России, Европы, США и Тайваня. Они обсудили проблемы, стоящие перед этой подотраслью электроники в момент выхода из довольно затяжного кризиса. Сам же форум был приурочен к очередной выставке SEMI Expo CIS’2003.

В большинстве из заслушанных 17 докладов, затрагивались конкретные, отраслевые вопросы. Часть же выступлений преследовала откровенно рекламные цели. Обобщающие показатели по европейскому рынку полупроводников привел Фрэнсис Тароне из французской фирмы ALTIS Semiconductor. Так, емкость этого рынка к концу года составит 30 млрд. долл. и как ожидается, возрастет до 46-47 млрд. в 2005-м; при этом более трети полупроводников потребляют производители компьютеров.

Сообщения представителей "Ангстрема", "Микрона" и "Интеграла" походили на презентацию продукции с дальним прицелом на международный рынок. В частности, заместитель директора "Ангстрема" Павел Машевич заметил, что предприятию пришлось перейти на коммерческое проектирование интегральных схем, а из новых разработок он особо выделил LCD-контроллеры и драйверы.

Выйдя за рамки презентационных выступлений, вице-президент зеленоградского концерна "Научный центр" Евгений Горнев остановился на проблеме управления в отечественной полупроводниковой промышленности. По его словам, обычно в мире после кризиса и спада производства появляются новые изделия, становится заметной тяга к упрощению управления. У нас же нововведениям противится именно среднее звено, привыкшее жить при запутанной системе управления. И это в условиях, когда жизненный цикл продуктов подотрасли сократился до двух лет, а технологические платформы меняются раз в пятилетку!

Наибольший интерес вызвал доклад президента Тайваньской ассоциации полупроводниковой промышленности Гордона Чена. От "состояния здоровья" предприятий острова во многом зависит положение отрасли по всему миру, о чем свидетельствуют следующие факты. Объем выпуска тайваньской полупроводниковой промышленности в 2002 г. составил 10,7 млрд. долл., или 6,8% мирового производства (четвертое место в мире после США, Японии и Южной Кореи). По суммарной мощности предприятий Тайвань находится на третьем месте после США и Японии (14,3%), по экспорту - на первом (32%). А по выпуску кремниевых пластин на остров приходится 76% мирового объема.

Доктор Чен показал карту расположения предприятий полупроводниковой промышленности. Из нее следовало, что из четырнадцати крупных производителей тринадцать сосредоточены в промышленном парке на севере острова, где занято почти 100 тыс. человек. Такая близость фирм помогает успешно решать возникающие проблемы, "проходя из одной двери в другую". Сейчас для отрасли хорошие времена, но в 2005 г. ожидается перепроизводство. Как показывают расчеты и подтверждает практика, 1% избыточного выпуска приводит к снижению цен на 10%. Несмотря на распространенное мнение, что большая часть полупроводников Тайваня идет на экспорт, в реальности практически половина их используется в качестве комплектующих для выпускаемой на острове электроники (вот она-то и является основным экспортным товаром).

Отвечая на вопрос о переносе части производства отрасли с острова в КНР, г-н Чен заметил, что правительство Тайваня дало разрешение только на один завод. Но он пока не приносит ожидаемой прибыли, так как дешевизна рабочей силы практически полностью "компенсируется" низким качеством выпускаемой продукции.

Значительное место выступавшие на форуме посвятили перспективам использования полупроводников в потребительских товарах. Так, в себестоимости сегодняшних моделей сотовых телефонов Nokia на полупроводники приходится 24,1 долл., а в разрабатываемых - уже на 60,1 долл. Феноменальных результатов добилась европейская автопромышленность, на долю которой приходится уже 17% суммарного потребления полупроводников региона против 8% по всему миру. А Герд Тиипе из лаборатории Motorola обрисовал будущее легковой автомашины как средоточия многих современных систем связи - внешней беспроводной и внутренней, отслеживающей состояние практически всей работы автомобиля. Это, естественно, ведет к повышению цены, зато уменьшается стоимость жизненного цикла. Разрабатываемые системы бесконтактной связи между автомобилями позволяют снизить травматизм на магистралях и не создавать громоздкую и дорогую дорожную инфраструктуру безопасности движения.

Интересное для российских предприятий сообщение сделал Гельмут Лауб из M+W Zander, рассказавший о восстановленном оборудовании, продаваемом на мировом рынке. Сейчас его много, и оно практически новое, что связано с быстрой сменой номенклатуры изделий у ведущих производителей. Однако потенциальных покупателей ждут "подводные камни", особенно при покупках через Интернет, где даются сомнительные гарантии качества.

После окончания форума его иностранные участники смогли посетить предприятия электронной промышленности Санкт-Петербурга.