СОБЫТИЯ

В конце ноября российская спутниковая группировка пополнилась сразу двумя космическими аппаратами (КА) "Ямал-200". Они расширят систему спутниковой связи (ССС) "Ямал", в составе которой в настоящее время функционирует спутник "Ямал-100". Проект реализует компания "Газком" (www.gazcom.ru), дочернее предприятие Газпрома. Новый запуск увеличивает емкость системы "Ямал" в 7,6 раза.

Николай Севастьянов: "Запуск новых спутников

увеличит емкость ССС "Ямал" в 7,6 раза"

Первый спутник "Ямал-200", оснащенный ретрансляторами (транспондерами) C- и Ku-диапазонов, будет установлен в орбитальную позицию 90 град. в. д. Он предназначен в основном для развития и резервирования сетей клиентов, работающих через спутник "Ямал-100", расположенный в этой же точке.

Транспондеры Ku-диапазона мощностью 120 Вт с контурной диаграммой, покрывающей практически всю территорию России и стран СНГ, предназначены для развития сетей VSAT с антеннами диаметром от 1,2 м, а также создания сетей непосредственного и распределительного цифрового телерадиовещания.

Второй спутник, устанавливаемый в орбитальную позицию 49 град. в. д., имеет полуглобальную зону покрытия в С-диапазоне для обслуживания стран Европы, Азии и Северной Африки. "Все системы спутников "Ямал-200" полностью работоспособны, их полет проходит по штатной программе", - сказал Николай Севастьянов, генеральный директор "Газкома".

Спутники "Ямал-200" несут на борту по 18 ретрансляторов. Срок активного использования этих КА - 12 лет. Управление спутниками осуществляется из Центра управления полетом, расположенного в г. Королеве Московской области. Завершение летных испытаний и сдача новых КА в штатную эксплуатацию планируются в январе 2004 г.

Зал Центра управления полетами спутников "Ямал"

Около четверти ресурса спутников "Ямал-200" будет задействовано для решения корпоративных задач Газпрома. Остальная часть предназначена для использования российскими государственными, ведомственными и коммерческими структурами, а также крупными зарубежными телекоммуникационными компаниями.

Спутники "Ямал-200" созданы в рамках Федеральной космической программы России. Они реализованы на принципах проектного финансирования с привлечением средств Газпрома (40%), а также кредитов Газпромбанка, Внешторгбанка и итальянского Mediabank’а (60%).

В создании и запуске спутников "Ямал-200" принимали участие РКК "Энергия" им. С. П. Королева, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, НПО им. А. С. Лавочкина, космические войска МО РФ. Федеральная космическая программа России предусматривает запуск до 2005 г. еще двух спутников этой серии.

Российский рынок спутниковой связи

Развитие спутниковых телекоммуникаций - один из основных факторов успешной реализации программ информатизации российского общества.

"ГАЗКОМ"

ОАО "Газком" образовано в 1992 г. Его акционерами являются Газпром (80%), РКК "Энергия" им. С. П. Королева (16%) и Газпромбанк (4%). Оборот компании в прошлом году составил более 100 млн. долл., численность персонала - 500 человек. Основные направления деятельности - реализация космических проектов, разработка и создание телекоммуникационных и телевизионных систем, а также предоставление телекоммуникационных услуг.

Первый спутник "Ямал-100" был запущен в 1999 г. В настоящее время зона обслуживания системы включает в себя территорию всей России, стран СНГ и ряда стран Восточной Европы и Азии. Благодаря запускам спутников "Ямал-200" доля компании на российском рынке спутниковой связи, по оценкам экспертов, возрастет с 10 до 30%.

В настоящее время информационные потоки, идущие в России через космос, составляют менее 2% общемирового космического трафика. Это объясняется недостатком современных спутников связи, дефицитом качественного орбитально-частотного ресурса и довольно узкой клиентской базой.

Новые технологии, используемые при создании ССС и наземной инфраструктуры, в несколько раз сокращают капитальные и эксплуатационные затраты на внедрение телекоммуникационных проектов, улучшая качество обслуживания клиентов. В результате проекты спутниковой связи и вещания и услуги на их основе становятся привлекательными и доступными для все большей категории пользователей, благодаря чему расширяется клиентская база спутниковых телекоммуникаций.

Это, в свою очередь, стимулирует рост потребностей в спутниковом ресурсе, основными пользователями которого в России в обозримой перспективе останутся традиционные операторы связи и телекоммуникационные компании, расширяющие объем услуг конечным потребителям, а также ведомства и корпорации, активно внедряющие спутниковую связь в технологические процессы. К ним надо добавить телерадиокомпании и производителей мультимедийного контента, испытывающих потребность в каналах распространения информации; региональные структуры, решающие с помощью спутниковой связи задачи местного телерадиовещания, сельской связи, доступа школ к централизованным образовательным ресурсам.

В ближайшие годы российские операторы ССС могут столкнуться с проблемой недостатка свободного качественного орбитально-частотного ресурса для предоставления современных видов телекоммуникационных услуг.

За последние пять лет число заявленных спутниковых сетей и орбитальных позиций у России уменьшилось, в то время как у всех ведущих космических держав увеличилось. Сейчас в Международном союзе электросвязи заявлено 199 российских спутниковых сетей в 62 орбитальных позициях, при этом трафик нашей страны через космос соответственно в 4 и 2,5 раза меньше, чем США и Франции, а также не больше, чем у Китая.

Ракета-носитель "Протон" с двумя

спутниками "Ямал-200" на космодроме

 Байконур

Поэтому важным направлением деятельности является увеличение орбитально-частотного ресурса РФ, в том числе за счет добавления новых режимов и типоразмеров земных станций в спутниковых сетях правительственного назначения.

Требуемые капиталовложения в расширение спутниковых телекоммуникаций России огромны. Для того чтобы выйти в 2015 г. на нынешний уровень развитых стран (имеющих около 600 транспондеров), нам необходимо более 1 млрд. долл. инвестиций в космический сегмент и около 5 млрд. долл. в наземную инфраструктуру.

Выделение таких средств из государственного бюджета проблематично (да и не требуется), поскольку спутниковые телекоммуникации имеют высокую инвестиционную привлекательность и могут развиваться за счет внебюджетных вложений.

Главной задачей государства является создание благоприятных и равных условий для всех российских участников рынка - операторов спутниковой связи, производителей КА и необходимого телекоммуникационного оборудования, инвесторов. Только такой подход стимулирует развитие новых технологий, привлечение капиталовложений и кредитов.

Все чаще инвесторами становятся крупные корпорации - потребители спутниковых услуг. В первую очередь это компании энергетического сектора, для которых спутниковые телекоммуникации становятся неотъемлемой частью технологических процессов вследствие увеличения объемов реализации, усложнения технологий, расширения географии хозяйственной деятельности.

Новый импульс развитию спутниковых средств связи в корпорациях даст их интеграция с другими важными космическими информационными составляющими: дистанционным наблюдением земли и космической навигацией. В целях возврата инвестиций в создание собственных телекоммуникационных систем промышленные корпорации реализуют свободные мощности этих систем на рынке, участвуя тем самым в решении государственной задачи расширения спутниковых телекоммуникаций страны в целом.

Одним из примеров крупных спутниковых проектов за счет внебюджетных инвестиций служит деятельность компании "Газком" по организации системы спутниковой связи "Ямал". Начиная с 1990-х гг. "Газком" осуществляет на практике космические телекоммуникационные проекты, не привлекая государственных средств. Это подтверждает эффективность такого пути развития российских спутниковых телекоммуникаций.