ИНТЕРВЬЮ

Сергей Шуняев: "Производители уделяют слишком мало внимания удобству техники high end"

Компания Rover Computers (www.rovercomputers.com) зарекомендовала себя настоящим пионером российского рынка портативной техники, в 1995 г. смело вступившим на путь производства ноутбуков RoverBook. Проект оказался на редкость удачным: фирма завоевала и удерживает первое место на отечественном рынке, а недавно отметила выпуск 250-тысячного RoverBook’а (см. PC Week/RE, N 42/2003, с. 1).

Сергей Шуняев

Однако блокнотные ПК - отнюдь не единственное направление ее развития: сегодня компания успешно поставляет мониторы RoverScan, карманные компьютеры RoverPC, цифровые фотокамеры RoverShot, проекторы RoverLight, медиацентры Centro, а в дальнейшем готовится осваивать все новые сегменты рынка. Так, в декабре в продажу поступит первый коммуникатор Rover Computers - модель RoverPC S1.

О новинке, а также о некоторых современных особенностях бизнеса производителя мобильных устройств с президентом Rover Computers Сергеем Шуняевым беседует первый заместитель главного редактора PC Week/RE Алексей Максимов.

PC Week: Сегодня мировой рынок карманных компьютеров переживает отнюдь не лучшие времена: по оценкам IDC, в нынешнем году их продажи сократятся на 8,4% и составят примерно 11,35 млн. шт. И хотя в 2004-м кризис должен миновать, вряд ли будет достигнут уровень выше 15 млн. шт., тогда как докризисные прогнозы обещали все 20 млн. В результате многие лидеры этого сегмента переносят центр тяжести на конвергированные устройства, сочетающие функциональность КПК и мобильного телефона. О таком намерении объявила и ваша компания. Вы считаете, что пришло время коммуникаторов и смартфонов?

Сергей Шуняев: Давайте сперва договоримся о терминологии. Надеюсь, что такое КПК и что такое сотовый телефон, объяснять не надо. Так вот, коммуникатор - это КПК с GSM-телефоном, а смартфон - это GSM-телефон под управлением Microsoft Windows Powered Smartphone. Просто некоторые иногда путают коммуникатор и смартфон - вещи на самом деле принципиально разные. Сегодня их объединяет разве что наличие двух чипов - процессора приложений и коммуникационного; вполне вероятно, что в перспективе эти функции будут эффективно интегрированы на одном кристалле, во всяком в случае в таком направлении движутся и Intel, и Samsung. Что касается современных тенденций, то сейчас все известные нам производители ручных устройств уверены, что КПК - это переходный продукт на пути к коммуникатору.

PC Week: Чем вы руководствовались, когда остановили свой выбор на коммуникаторе как наиболее перспективной платформе?

С. Ш.: Вообще мы думали начать со смартфона. У нас было несколько ОЕМ-предложений, которые, скажем, я сам испробовал. По сравнению с обычным телефоном-"раскладушкой" у смартфона несколько увеличенный экран. Но беда в том, что этот экран - не сенсорный. Поэтому в качестве КПК смартфон применять крайне неудобно - попробуйте управлять Windows без устройства прямого позиционирования, а только с помощью нескольких кнопок! Поэтому, поразмыслив, мы решили со смартфоном повременить, пока Microsoft не представит дополнительные доводы в пользу этой платформы.

Конечно, и коммуникаторы не лишены недостатков - с их помощью, например, не очень комфортно разговаривать. Наш коммуникатор тоже не обладает какими-то выдающимися свойствами вроде сверхкомпактности, но он гораздо удобнее в обращении, чем его предшественники, - это мое личное убеждение, возникшее из практического опыта, и его очень трудно выразить в цифрах. Мне кажется, это устройство станет популярным.

PC Week: Популярным у кого?

С. Ш.: В первую очередь у деловых людей, которые достаточно хорошо разбираются в технологиях и хотят пользоваться GSM, но не нуждаются в большом Интернет-серфинге. Скорее им нужна информация с определенных сайтов, часто в агрегированном виде. Интересна будет новинка и тем, кому необходимо компактное устройство с актуальной информацией - почтой, контактами, встречами, в реальном времени синхронизируемой с Outlook или другими аналогичными системами. Возможно, кто-то обзаведется этой машинкой в качестве второго телефона. Кроме того, как активнейший потребитель техники high end я уже давно замечаю, сколь мало действительно удобных новых устройств появляется на рынке. В постоянной гонке сначала за производительностью, потом за индивидуальным дизайном разработчики забывают собственно о комфортной работе. Поэтому я уверен, что люди, получив не просто коммуникатор, а удобный коммуникатор, останутся довольны.

Коммуникатор RoverPC S1

 

Операционная система: Microsoft Windows Mobile 2003 Phone Edition Интерфейс: русско- или англоязычный

Процессор: Intel XScale PXA 255 400 МГц Память: 64 Mб ПЗУ и 64 Mб ОЗУ Экран: 3,5 дюйма, TFT, 240х320 пикселов, 65 536 цветов, сенсорный, трансфлективный

Слот расширения: SD/MMC с поддержкой SDIO

Беспроводная связь: GSM 900/1800 МГц, GPRS Class 10, инфракрасный порт

Клавиатура: съемная цифровая

Крэдл: с зарядным устройством

Элементы управления: трехпозиционное колесико прокрутки, кнопки управления громкостью, кнопка Hold

Поддержка аудио: микрофон, динамик, запись разговоров, гнездо для стереонаушников

Батарея: литиево-ионная, 1480 мАoч

Продолжительность автономной работы: 3-5 ч в режиме разговора, 100-130 ч в режиме ожидания

Габариты: 109х68,5х21,6 мм

Масса: 158 г (с клавиатурой - 170 г)

Ориентировочная цена: 599 долл.

PC Week: Каковы масштабы российского рынка таких коммуникаторов?

С. Ш.: Я думаю, что наш коммуникатор сможет завоевать свою рыночную нишу, оцениваемую на уровне тысячи штук в месяц. Сейчас в России уже продаются какие-то устройства этого класса, но говорить о сколько-нибудь значимом и к тому же цивилизованном их рынке пока не приходится. Мы же хотим все сделать по правилам, получить все положенные сертификаты, чтобы продавцы в салонах могли нормально этот продукт продвигать, а сервис-центры - обслуживать.

PC Week: А как вы оцениваете перспективу применения коммуникаторов в корпоративных мобильных приложениях?

С. Ш.: Я всегда скептически относился к возможности использования КПК и коммуникаторов в вертикальных приложениях, поскольку функциональные особенности этих устройств не позволяют полноценно работать с корпоративными системами, да и стоят они не так уж мало. Когда мы начали выпускать КПК, то предложили их на тестирование в ряд организаций. В результате получили заключения, в которых не было никаких претензий к качеству изделий, однако потенциальных пользователей не устроил сам их тип. Наверное, есть отдельные приложения, где применение КПК вполне оправданно, но рассчитывать на массовый корпоративный рынок таких компьютеров, по моему мнению, не следует. Здесь скорее будут востребованы мини-ноутбуки. Кстати, один очень серьезный производитель уже прорабатывает концепцию симбиоза ноутбука и отстегивающегося сотового телефона. Потому что разговаривать по ноутбуку не будешь - теоретически это возможно, но очень уж неудобно J.

PC Week: Раз уж речь зашла о ноутбуках+ Ощущаете ли вы эффект от высокой маркетинговой активности Intel, направленной на продвижение беспроводных решений и, в частности, платформы Centrino?

С. Ш.: Только начинаем ощущать. Когда мы приступили к продажам модели Nautilus с Centrino, на этой платформе выпускалось не более 5% наших ноутбуков. Сейчас на долю Centrino приходится уже 20%, и можно сказать, что с каждым месяцем эта цифра будет расти весьма быстрыми темпами. К тому же и мы сами, и наши покупатели стали доверять технологии Wi-Fi, поскольку убедились, что она работает. Развернуть беспроводную сеть совсем не сложно, но ее эксплуатация в корпоративной системе требует дополнительных усилий, связанных с контролем доступа и безопасности данных, а также с настройкой конфигурации, оптимизирующей пропускную способность. Мы научились это делать у себя в офисе и готовы предложить своим дилерам дешевые решения масштаба десятка рабочих мест - для дома, торгового зала магазина, да для чего угодно. Мы планируем уже в ближайшее время вывести на рынок как комплекты ноутбуков с хот-спотами, так и хот-споты отдельно.

PC Week: Беспроводная передача данных на сегодняшний день - это сравнительно небольшая ниша мирового рынка мобильных коммуникаций. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этой технологии в нашей стране, где мобильный бизнес развит существенно слабее, чем на Западе?

С. Ш.: Действительно, на Западе беспроводная передача данных пользуется гораздо большей популярностью, чем у нас. В любом аэропорту вы увидите людей, с ноутбуками, подключенными к Wi-Fi. А в Швейцарии вообще в 2004 г. всю страну собираются покрыть сетью WLAN. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Wi-Fi - реально удобная штука. Я к ней достаточно скептически относился, пока не убедился, что с десяток ноутбуков можно подключить к такой сети без проблем. Кроме того, за рубежом пользоваться Wi-Fi стало так же удобно, как и GSM-сетью. Прилетел в другую страну, подключился к общедоступному хот-споту - и работай! Так что перспективы у Wi-Fi есть, и неплохие.

PC Week: Размах вашей производственной деятельности становится все больше, а в нынешнем году, насколько мне известно, темпы роста оказались существенно выше, чем прогнозировалось. Как вы справляетесь с проблемами расширения бизнеса, неизбежными в таких ситуациях?

С. Ш.: Удовлетворить резко подскочивший спрос - дело очень непростое. Ведь никто из руководителей фирм, с которыми я беседовал, не предсказывал столь быстрого роста продаж нынешней осенью. Рынки, на которых мы работаем, сейчас небывалыми темпами растут. Например, ежемесячные продажи наших ноутбуков с января по декабрь увеличатся более чем вдвое, и это совершенно ненормально. Похожая динамика и по мониторам. Причем продажи могли бы вырасти еще больше, но у нас уже нет сил их расширять. В такой ситуации мы были вынуждены перестраиваться на ходу, укрупняться. Людям пришлось испытать повышенные нагрузки, у них, естественно, накопилась усталость. Очевидно, в условиях неопределенности очень сложно наладить правильное планирование. Тем не менее мы постоянно анализируем поступающую информацию и выносим ее на Совет директоров.

PC Week: Может ли развитие ситуации привести к существенным изменениям в структуре компании, в модели организации бизнеса?

С. Ш.: Да, конечно. Но в первую очередь мы проведем плановые изменения, которые задумывались еще в начале года. Речь идет о выделении с 2004-го из состава Rover Computers независимой дистрибьюторской фирмы и о полном переходе на канальную систему продаж. Новая фирма будет закупать продукты в производственной компании точно так же, как и все другие дистрибьюторы.

PC Week: Спасибо за беседу