Казалось бы, создавать подробные топографические карты огромной страны "с нуля" дорого и бессмысленно. Тем не менее очевидно, что иногда легче все сделать заново, чем переделывать старое, вылавливая ошибки, неточности, несоответствия, бороться с отсутствием точных карт для одних регионов и их избытком и разномастностью - для других. Изучив все проблемы, с которыми сталкиваются создатели топографических карт на большие территории, вынужденные собирать кусочки, как при пошиве одеяла из лоскутов, канадская компания Intermap (www.intermaptechnologies.com) предложила создавать непрерывные карты рельефа сколь угодно больших территорий с помощью аэрофотосъемки. Несмотря на кажущуюся традиционность подхода, технология, разработанная Intermap, позволила в кратчайшие сроки подготовить с чистого листа цифровую модель рельефа Великобритании - так называемую NEXTMap Britain. Данные, составляющие NEXTMap Britain, представляют собой измерения в узлах сети с шагом 5 м и точностью 1 м, а общее число измерений превысило 8 млрд. Английские компании уже используют новые данные для оценки возможного ущерба от наводнений, поиска мест для строительства новых телевизионных вышек и проектирования дорог и взлетно-посадочных полос. В настоящее время начинается программа NEXTMap USA, предусматривающая выпуск такой же цифровой модели рельефа территории США.

ЦМР вулкана Муриа (Индонезия), полученная с

помощью технологии компании Intermap

Для сбора информации Intermap использует радар с синтезированной апертурой, так называемый SAR, устанавливаемый на борту самолета (например, при картографировании Великобритании использовался Lear jet). После обработки данных, полученных с помощью этого радара, специалисты получают цифровую модель местности (ЦММ) и цифровую модель рельефа (ЦМР). Последняя отличается от ЦММ отсутствием расположенных на поверхности объектов, таких, как здания, мосты или растительность; для фильтрации данных Intermap задействует программу TerrainFit. Данные, собранные в ходе реализации проекта NEXTMap USA будут доступны потребителям начиная со II квартала 2004 г., причем исследователи в университетах и других учебных заведениях смогут воспользоваться ими бесплатно.

Необходимо заметить, что технология компании Intermap, ранее известной как Intera, имеет крепкие русские корни. В начале 90-х годов Intera и петербургский Институт Арктики и Антарктики образовали совместное предприятие - INTAARI (комбинация названий компании Intera и AARI - Arctic and Antarctic Research Institute), много лет развивавшее технологию картографирования с помощью SAR, установленного на "Ил-18", сходную с той, что использует сейчас Intermap. Таким образом, Россия в очередной раз подтвердила справедливость поговорки о сапожнике, который, увы, без сапог.