ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПО

Корпорация Microsoft изменила тактику борьбы за использование лицензионного ПО в российских компаниях: карательные методы заменены пропагандой "здорового образа жизни" и предложениями варианты перехода к легальному применению продуктов и технологию оптимального управления лицензиями. Наверное, именно этот тезис наиболее точно отражает содержание пресс-конференции, проведенной 2 декабря совместными усилиями российского представительства Microsoft, ее сертифицированного партнера компании Quarta Technologies и сети Интернет-центров Cafemax.

В последнее время мы можем говорить о явном снижении активности Microsoft в войне с пиратством. В какой-то мере это действительно так, но на самом деле речь конечно же не идет о том, что корпорацию устраивает высокий уровень пиратства*1 или она поняла бесплодность усилий на этом фронте. Многие российские аналитики и журналисты не замечают того факта, что Microsoft давно уже не является компанией, ориентирующийся в первую очередь на массовый рынок индивидуальных пользователей, как это было 15 лет назад. Еще в начале 90-х годов корпорация своей главной целью определила корпоративный сегмент, и эта устремленность меняется лишь в том плане, что масштаб потенциальных клиентов неизменно возрастает (?как это? - вместо малых - средние и крупные). И такое рыночное позиционирование еще в большей степени проявляется в России, где работа на корпоративном рынке изначально была "целью номер один".

_____

*1 Тут позиция Microsoft весьма двойственна. С одной стороны, пираты помогают в вопросе популяризации продуктов корпорации и еще больше - в конкурентной борьбе с поставщиками Linuх и российскими разработчиками ПО. С другой стороны, компания занимает принципиальную позицию в деле охраны авторских прав и искренне заинтересована в повышении своих доходов в России не в отдаленном будущем, а сейчас.

Потому-то основные усилия Microsoft в этой борьбе сосредоточены именно на уровне предприятий, а что происходит в индивидуальном секторе, ее по большому счету не очень-то беспокоит. Отсюда вытекает и то, что ее методы противодействия нелегалам отличаются от тех, какие применяют российские разработчики ПО. Например, корпорация довольно равнодушно относится к борьбе с розничными продавцами нелегального софта (но со сборщиками ПК она работает очень жестко), концентрируясь на вопросах применения нелицензионных продуктов. В то же время она ратует за лицензирование производства компакт-дисков, против чего выступают отечественные компании*1.

_____

*1 Понятно, почему так происходит: Microsoft в России диски не выпускает и ей удобнее поставить дополнительную преграду для нелегального их копирования, а российские компании считают, что такое лицензирование больше повредит добропорядочным производителям, а не пиратам.

Раньше в работе с корпоративными клиентами российское представительство Microsoft угрожала (хотя и в достаточно мягкой форме) применением санкций вплоть до уголовного преследования. Наверное, метод был достаточно эффективным: хотя громких судебных дел не возникло, но весьма вероятно, что за публичными объявлениями целого ряда крупных корпоративных российских клиентов о масштабных покупках продуктов Microsoft стояла возможная перспектива столь же громких скандалов.

Однако время угроз, похоже, закончилось: теперь московское представительство корпорации сместило акцент на пропаганду реальной пользы от применения легального софта, предлагая при этом льготные условия легализации. Эти вопросы поставил в центр внимания своего доклада Леонид Кляйман, менеджер отдела стратегических проектов московского отделения Microsoft.

Помимо юридических санкций за нарушение действующего законодательства применение нелицензионного ПО грозит оргаанизации потерей деловой репутации, что является недопустимой роскошью в условиях острой конкурентной борьбы на рынке. Например, предприятие не может быть включено в систему международного кредитования, если оно не гарантирует выполнение всех действующих на территории его государства законов, включая защиту прав на интеллектуальную собственность. Но еще большую опасность представляет то, что использование "бесплатного" софта чаще всего сопряжено с отсутствием управления софтверным (а обычно и компьютерным) хозяйством: наличие постороннего ПО на рабочих местах, нерегулярное обновление продуктов, распространение вирусов и т. д.

В то же время, приняв решение о переходе на легальное ПО, клиенты сталкиваются с другой серьезной проблемой: оказывается, его стоимость занимает весьма существенную часть в ИТ-бюджете. Соответственно возникает задача оптимизации приобретения и применения лицензий. При этом можно выделить три основные причины создания системы управления лицензиями:

- слабое управление ПО приводит к тому, что компании не используют всех его возможностей и в результате снижается общая эффективность бизнеса;

- предприятия совершают бессистемные траты на приобретение и обслуживание программного обеспечения, поскольку не занимаются его учетом, планированием расходов и не имеют инструментов анализа его эффективности (многие даже не знают о существовании различных схем лицензирования);

- ввиду отсутствия системы контроля над распространением ПО обеспечения внутри организации, а также правил и процедур его приобретения и использования персоналом велик риск нарушения авторских прав.

Для эффективного управления ПО Microsoft предлагает методику Software Assets Management (SAM), которая включает пять основных шагов:

- сбор начальный сведений об информационной системе;

- проведение инвентаризации ПО, в том числе с применением специальных средств;

- сопоставление приобретенных лицензий и реально применяемого ПО;

- разработка стратегического подхода и практических процедур (включая внутренние стандарты и регламенты, централизацию закупок);

- создание плана управления лицензиями.

Более детальное изложение этой технологии приведено в печатных и электронных материалах российского представительства Microsoft, а также на сайте www.microsoft.com/rus/licensemanagement.

Для помощи в реализации этих предложений в России корпорация начала специальную программу "Управление лицензиями в организации". Она предусматривает проведение однодневного обучения ИТ-специалистов с выдачей именного сертификата, а также обеспечение комплектом документации по этому вопросу. Кроме того, клиенты, внедрившие у себя технологию управления лицензиями на ПО, получают возможность проведения поэтапной легализации до 100 ПК (?ПО на 100 ПК? - да) из своего компьютерного парка в течение трехлет по схеме 30% > 60% > 100%.

Однако вполне вероятно, что многим предприятиям для внедрения SAM потребуется помощь специализированных ИТ-компаний. Именно такие варианты взаимодействия были реализованы в представленных на пресс-брифинге пилотных проектах внедрения технологии управления лицензиями: в сети Интернет-центров Cafemax (Москва, исполнитель - Quarta Technologies), а также в фирмах "Скания-Питер" (Санкт-Петербург, "Астрософт") и "Альстом СМЗ" (Екатеринбург, CIFT).

На мероприятии была детально рассмотрена процедура создания системы SAM на примере Cafemax. Сложность проекта можно представить себе, если учесть, что в шести центрах компании установлено около 1000 компьютеров, причем среди них имеются рабочие места как сотрудников, так и клиентов-посетителей. В ходе его реализации применялись различные схемы лицензирования продуктов. Для управляющей компании было приобретено по 80 лицензий на Windows XP и Office XP Standard и по пять серверных лицензий на Windows Server 2003 Standard и Enterprise по корпоративному соглашению Multi-Year Open Licence с рассрочкой выплат в течение трех лет. Для ПК в Интернет-кафе были приобретены однопользовательские лицензии - Window XP (635 шт.), Office XP (435 шт.) и игра Age of Empires (146 шт.).