Несмотря на то что тема "российские разработчики ПО" вроде не обделена вниманием отечественной ИТ-общественности и СМИ, нужно признать, что мы имеем весьма смутные представления о реальном состоянии этой важной составляющей нашей компьютерной индустрии. Это особенно заметно, когда слышишь выступления чиновников, курирующих данный вопрос в правительстве: в их изложении все, как правило, сводится к общим рассуждениям о высоком потенциале...

Действительно, сколько в нашей стране профессиональных программистов? Какова структура их деятельности, например соотношение внутрифирменных, заказных и тиражных разработок? Какие инструменты являются наиболебизнеса и освоения новейших технологий? Кому-то эти вопросы могут показаться не очень актуальными, но на самом деле именно к этим сведениям в последнее время проявляют интерес глобальные поставщики базовых технологий, отлично понимая особую роль разработчиков ПО в развитии местных ИТ-рынков. Учитывая эту ситуацию, издательство "СК Пресс" выступило инициатором проведения исследования российского сегмента компаний категории "независимые разработчики ПО" (Independent Software Vendors, ISV), которое было выполнено специализированным агентством RI-VITA. Главная задача работы - собрать сведения о готовности отечественных компаний, выпускающих программные продукты, к использованию новейших технологий и к сотрудничеству с международными ИТ-компаниями.

Всего было обследовано 326 компаний, из них 165 из Москвы, 41 из Санкт-Петербурга, 15 из ряда стран СНГ (7 украинских), остальные - из различных регионов страны. Конечно, учитывая пилотный характер подобного анализа, судить о представительности данной выборки трудно. Однако в любом случае полученные результаты могут послужить основной как для оценки ситуации в сегментотечественных ISV-компаний, так и для проведения более качественного изучения этого вопроса в будущем.

Немного о методике исследования

Термин ISV используется в нашем лексиконе давно, но все-таки нужно уточнить его содержание. По уже давно устоявшемуся на Западе определению, под ним понимаются компании, выпускающие программные продукты для продажи на рынке. То есть в их число не входят не только внутрифирменные отделы по разработке ПО, но и ИТ-компании, выполняющие заказные решения: именно поэтому в английском названии используется слово "vendor" (поставщик), а не "developer" (разработчик). Более того, говоря о ISV-сегменте, исследователи, как правило, не включают в него поставщиков базового софта - Microsoft, IBM, Oracle и т. д.*1

_____

*1 Определение ISV является весьма условным и его нужно воспринимать в контексте конкретной исследовательской задачи. Так, с точки зрения Microsoft фирма "1С" относится к категории ISV, а для российской ИТ-индустрии "1С" является поставщиком базовых технологий+

В отличие от западного рынка, где специализация софтверных компаний очень высока, в нашей стране ISV-сегмент имеет весьма размытые очертания. Наверное, будет очень непросто насчитать даже два-три десятка фирм, основу бизнеса которых составляет именно разработка рыночных продуктов (специализированных компаний, занимающихся офшорным программированием, наверное, больше, но не на порядок). Чаще всего российские софтверные компании выступают одновременно и исполнителями заказных проектов, и дилерами чужого софта, и системными интеграторами.

Учитывая эту специфику нашего рынка, в качестве респондентов в исследовании участвовали компании, имеющие в своем активе по крайней мере один коммерческий программных продукт (не обязательно "коробочный", хотя бы просто "тиражный" с объявленной стоимостью).

Изучение нашего рынка, находящегося в состоянии формирования и структуризации, было затруднено и из-за отсутствия сколько-нибудь устоявшейся базы данных о софтверных компаниях*1. Так что значительную долю исследованизаняли сбор сведений о потенциальных респондентах и оценка их соответствия критериям ISV, которая выполнялась уже по ходу интервью. Первичные данные о компаниях брались из различных источников (такие сведения собирают ИТ-ассоциации, некоторые поставщики платформ).

_____

*1 Содержание таких баз, например, в США поддерживается аналитическими компаниями путем регулярных проверок их актуальности. А пополнение ведется на основе мониторинга рынка. Впрочем, новые компании обычно сами стремятся зарегистрироваться в таких базах данных.

Что показало исследование

Российские разработчики довольно высоко оценивают свои возможности и потенциал развития. Из них 94% считают, что могут выполнять широкий спектр специализированных проектов, 85% уже имеют в штате необходимых для этого специалистов. Также абсолютное большинство фирм уверено, что у них создана четкая рыночная политика и процедуры ее реализации, и их сотрудники понимают цели и задачи компаний (табл. 1). При этом руководство внимательно следит за изменениями рыночной ситуации и постоянно совершенствует методы работы, чтобы соответствовать новым требованиям; 88% респондентов сообщили, что в течение последних трех лет их доходы постоянно росли (наверное, остальные просто работают менее трех лет на рынке).

Таблица. 1. Основные бизнес-цели российских ISV

В то же время расширение бизнеса требует усилий по решению кадровых вопросов: 75% респондентов считают, что используют свой персонал на все 100%, при этом почти половина фирм уже сегодня дополнительно привлекает внешних программистов; 41% считают, что при появлении новых заказчиков им придется расширять персонал.

Именно создание ПО является основным источником доходов компаний, хотя многие из них занимаются и другими видами деятельности (табл. 2). Например, 38% респондентов сообщили, что выполняют продажи и обслуживание аппаратных средств, из них для 15% это приносит наибольшую долю доходов. В исследования и разработку вкладывается достаточно много, в среднем 11-20% от общего оборота фирмы. Чаще всего в качестве генераторов новых идей в наших фирмах выступают менеджеры (54%), а не разработчики (22%).

Таблица 2. Виды деятельности

компаний и их прибыльность

Хотя в ходе исследования отбирались компании, которые могли бы претендовать на статус ISV, по ряду косвенных признаков большинство из них занимаются в основном заказными ПО. Так, 87% респондентов сообщили, чтвнедрением их решений занимаются их же сотрудники (18% - что другие системные интеграторы, 12% - консалтинговые фирмы, 7% - поставщики оборудования).

Таблица. 3. Оценка перспектив различных технологий разработки

Основная часть компаний (75%) ориентируется на корпоративных клиентов, 71% старается работать только в определенных сегментах рынка, при этом 34% имеет дело более чем с четырьмя вертикальными направлениями. Впрочем, нужно отметить, что специализация российских разработчиков по определенным категориям потребителей является довольно условной: на вопрос о масштабах потенциальных покупателей четкий ответ был получен лишь от трети респондентов.

Таблица 4. Текущее использование платформ

В настоящее время 37% компаний имеют региональные отделения в России и странах СНГ, 17% - в дальнем зарубежье. В то же время большинство отечественных ISV (60%) планируют в течение ближайших двух лет начать деятельность за рубежом. Однако среди них доминирует убеждение (85%), что у небольших местных компаний-разработчиков нет шансов привлечь к себе внимание международных корпораций.

Таблица 5. Предпочтения при выборе технологий разработки

Сроки окупаемости инвестиций в разработку ПО составляют от 2 месяцев до 8 лет, средняя величина - полтора года, причем лишь четверть компаний указали период менее года, чаще всего указывали срок от одного до двух лет.

Однако главной целью исследования было определение отношения компаний к существующим и перспективным технологиям разработки - .NET, COM и J2EE. Основные результаты приведены в табл. 3-6. Наверное, подробно анализировать эти данные сейчас не имеет смысла: с одной стороны, цифры говорят сами за себя, с другой - относиться к этим данным нужно с большой осторожностью (учитывая, в частности, то, что такое исследование проводилось в нашей стране впервые и многие вопросы имели неоднозначный характер). Тем не менее стоит обратить внимание на некоторые любопытные моменты.Перспективы UNIX оцениваются российскими разработчиками совсем не высоко (в отличие от западных аналитиков, которые считают, что в целом UNIX сохранит позиции на рынке). Но при этом заметна их уверенность в хороших перспективах Linux: 73% считают, что большинство критических бизнес-приложений будет работать именно в среде этой ОС, 57% - что Linux приживется на малых и средних предприятиях. Честно говоря, я бы выразил определенный скептицизм по поводу того, что 80% компаний-разработчиков хорошо знакомы с технологией .NET, и тем более - что они ее уже практически применяют (42%). Тут, наверное, нужно сделать определенную поправку на терминологическую путаницу из-за того, что Microsoft в какой-то момент разом записала все свои технологии в категорию .NET.

Таблица 6. Ключевые достоинства технологий разработки

И тем не менее в ответах довольно четно прослеживается мнение, что перспективы применения .NET представляются более предпочтительными, хотя говорить о явном преимуществе этой технологии не приходится. (Только не очень понятно тогда, откуда же появится "большинство критических приложений в Linux".) В этой связи хотелось бы обратить внимание на такой момент: на вопрос "Какую платформу вы бы выбрали?" положительный ответ в пользу .NET дали 45%, а перспективность ее же для своей компании выбрали 63%.