В середине декабря ассоциация "Руссофт", объединяющая более 50 российских софтверных компаний, провела заседание пресс-клуба, на котором были фактически подведены итоги деятельности отечественной отрасли экспортной разработки ПО за прошедший год. Впрочем, нужно сразу отметить, что термин "пресс-клуб" довольно слабо отражает форму и содержание мероприятия. Скорее это была встреча полутора десятков руководителей ведущих компаний, между тем как журналистам отводилась довольно скромная роль слушателей. К тому же, учитывая, наверное, предпраздничное настроение собравшихся, участники собрания явно предпочитали отмечать успехи и обходить стороной проблемные вопросы.

Прежде чем говорить о результатах работы "Руссофта", следует сделать еще одно важное уточнение. В распространенном на мероприятии документе для прессы есть такие слова: "...за последние два-три года в России сформировалась новая отрасль экономики страны - разработка программного обеспечения". С этим тезисом трудно согласиться: все же софтверная отрасль у нас работает не менее 10 лет, хотя и находится в состоянии динамичного развития. Безусловно, серьезные изменения произошли и за минувшие пару лет, и одно из главных - общественное и государственное (хотя бы на словах) признание ее значимости для экономики страны.

Другим важным итогом стало то, что в стране сформировался новый сегмент софтверной индустрии - экспортоориентированная разработка ПО. Точнее даже было бы сказать "легализовался", так как речь здесь надо вести не столько об увеличении стоимостных показателей, сколько о качественном переходе от полуконспиративного "серого" статуса к открытой рыночной деятельности*1. Как отражение данного изменения и появилась два года назад ассоциация "Руссофт".

_____

*1 Изменилось в лучшую сторону и общественное отношение к этой отрасли, причем положительную роль тут сыграл отказ от использования термина “офшорное программирование”, который выглядит не очень привлекательно для широкой публики.

Летом - осенью 2002 г., в период становления этой организации, было видно намерение ее руководства преобразовать "Руссофт" в структуру, которая смогла бы представлять интересы всех российских разработчиков ПО - не только экспортеров. Однако такие попытки пока не увенчались успехом (да это и вряд ли было возможно, учитывая реалии нашего ИТ-рынка). Более того, сейчас в центре внимания стоит направление "заказной разработки ПО": российские производители готовых программных продуктов, в том числе и ведущие (ABBYY, "Лаборатория Касперского", ПРОМТ, производители игр и др.) фактически в "Руссофте" также не представлены*1.

_____

*1 Компания “Спирит”, представляющая в ассоциации “продуктовую модель” софтверного бизнеса, скорее является исключением, подтверждающим правило.

Все это говорится лишь для того, чтобы четко определиться с используемыми нами понятиями; автор ни в коем случае не стремится как-то умалить значение деятельности "Руссофта" и его участников. Просто хотелось бы еще раз подчеркнуть тезис, сформулированный в ранних публикациях на эту тему (см. PC Week/RE, N 29-30/2002, с. 27): представление об экспортном аутсорсинге как о некой самодостаточной отрасли, которая сможет в одиночку решить все свои проблемы, является принципиально неверным. Стратегический успех ее развития будет определяться решением не столько специализированных задач (например, ее представительством за рубежом и PR), сколько общих внутренних проблем отечественной ИТ-индустрии. Все это сейчас особенно хорошо видно на фоне процессов, происходящих сегодня на российском софтверном рынке.

В первую очередь нужно отметить явно выраженную тенденцию к слиянию двух ранее существенно различных сегментов разработки ПО - для внешних и внутренних заказчиков. В частности, это заметно по развороту традиционных "офшорных" компаний к российскому рынку, точнее, по реализуемым ими проектам. Учитывая, что в целом экспортоориентированные фирмы отличаются более высоким уровнем производства ПО и работают в более высоком ценовом диапазоне, можно сказать, что это отражает общее повышение спроса на сложные проекты со стороны отечественных клиентов и способствует росту конкуренции. Весьма примечательно, что если ранее главным российским событием на этом рынке была ежегодная конференция Software Outsourcing Summit (см. PC Week/RE, N 27/2003, c. 21), изначально ориентированная на зарубежных клиентов и партнеров, то в самом преддверье 2004 г. в Москве должно пройти аналогичное мероприятие Russia CIO Summit, предназначенное для российских компаний*1.

_____

*1 Основная организационная нагрузка по проведению обеих этих конференций лежит на питерском консорциуме “Форт-Росс”.

Просматривается и явная концентрация бизнеса аутсорсинга, и повышенный интерес к нему ведущих традиционных игроков ИТ-рынка. Многие офшорные компании сегодня являются дочерними структурами многопрофильных ИТ-холдингов: Luxoft (IBS), E-Style Software (R-Style/E-Style), "Аплана" ("АйТи"). Очень показательно также приобретение в ноябре группой Verysell одного из российских лидеров аутсорсинговой разработки - фирмы V6 Technologies, которая теперь называется Verysell-6.

Что же касается рынка российского экспортного ПО-аутсорсинга, то, по мнению выступавших в пресс-клубе "Руссофта", он развивается довольно динамично. В ноябре аппарат ассоциации провел анкетирование своих членов и представил некоторые его итоги (см. врезку).

В целом вроде бы можно говорить об успешном развитии экспортной отрасли. Однако стоит заметить, что приведенные данные явно отстают от прогнозов полуторалетней давности (на SOS’2002 говорилось об объеме 500-600 млн. долл. на 2003 г.). К тому же все познается в сравнении: к сожалению, на проведенном мероприятии об общих показателях мирового рынка аутсорсинга речь не шла. Тем не менее есть основания предположить, что доля нашей страны на нем пока не очень существенно изменилась. Конечно, можно порадоваться успешному развитию бизнеса ведущих отечественных компаний, но настораживает то, что данный сегмент почти не увеличивается за счет новых игроков (за прошедший год "Руссофт" пополнился десятью новыми членами, среди которых - российские представительства Intel и HP).

Итоги анкетирования Руссофт

- Средняя численность сотрудников компаний выросла по сравнению с 2002 г. на 30-40%, а в некоторых компаниях - на 50-70%. Прогнозируемый рост среднего годового оборота в 2003 г. составляет 20-30% (а иногда - до 100%), прогноз на 2004 г. более оптимистичный: 30-40%. В целом многие компании - члены "Руссофта" намерены в течение 2003-2004 гг. вырасти вдвое.

- Заказы российские разработчики получают из всех частей света - США, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Скандинавии, японии и других стран. Основным зарубежным рынком остаются США, хотя в последнее время отечественные компании пытаются расширить свое присутствие и в Европе. Как показывает опрос, ключевые рынки в будущем году принципиально не изменятся.

- Почти половина компаний - членов "Руссофта" имеет представительства и офисы по всему миру. Их количество, судя по собранным анкетам, в 2004 г. должно увеличиться еще на два-три десятка.

- По оценкам респондентов, объем экспорта продукции и услуг в сфере разработки программного обеспечения в России в настоящее время равен 350- 450 млн. долл. В ближайший год прогнозируется рост на 30-40%.

Как о положительном факторе сегодня говорится о том, что период рецессии мировой экономики завершается и появилась перспектива роста спроса на ИТ. Правда, пока это касается только США и Японии, в Европе же эти процессы явно задерживаются. Однако как скажется повышение экономической активности на отрасли аутсорсинга - большой вопрос. Ведь можно вспомнить, что еще один-два года назад особые надежды на развитие аутсорсинга связывались именно с экономическим спадом. Может быть, в условиях подъема заказчики снова начнут направлять основные средства на расширение внутрифирменных ИТ-отделов? Но если будет наблюдаться хороший спрос на внешние услуги, то кто быстрее сможет воспользоваться этим - российские разработчики или их зарубежные конкуренты?

Тут стоит выделить одну проблему в борьбе за клиентов с лидерами мирового аутсорсинга - Индией и Китаем. С одной стороны, они делают заказчикам более выгодные ценовые предложения, что заставляет российских разработчиков специализироваться и смещаться в более дорогой высокотехнологичный сектор. С другой - ограниченные ресурсы пока не позволяют отечественным компаниям претендовать на действительно крупные проекты.

Одним из важных итогов последнего года стало повышение интереса к России как к игроку на поле разработки ПО. В частности, это выражается и в том, что в отчетах ведущих мировых аналитических агентств наша страна теперь регулярно упоминается в числе поставщиков ИТ-услуг, правда, как правило, потенциальных. Стоит отметить и то, что все чаще инициатива по установлению партнерских отношений исходит из-за рубежа (хотя и здесь в основном речь идет о небольших "стартовых" проектах). Безусловно, этому способствовала международная активность российских софтверных объединений, в том числе проведение круглых столов, роуд-шоу, организация стендов на ряде зарубежных ИТ-выставок. В прошедшем году "Руссофт" в рамках программы "Электронная Россия" выиграл тендер по теме "Создание и внедрение механизма содействия международному сотрудничеству во внешнеэкономической деятельности российских компаний в сфере ИКТ". Наверное, отчет об этой работе, которая должна закончиться уже в декабре, еще впереди.

В течение последнего года много внимания уделялось таким вопросам, как качество управления разработкой ПО и сертификация компаний по международным стандартам (см. PC Week/RE, N 8/2003, с. 35; N 9/2003, с. 34). Две фирмы ("Тэлма" и Luxoft) получили высший, пятый уровень CMM; первыми в Европе сертифицировались по высшим уровням нового стандарта CMMi фирмы IBA и EPAM Systems (4-й) и Luxoft (5-й). Кроме того, петербургская компания Digital Design стала лауреатом премии правительства РФ в области качества, а в сентябре на базе консорциума "Форт-Росс" в Санкт-Петербурге открылось российское отделение широко известного в мире института управления качеством (Quality Assurance Institute Chapter in Russia).

Говоря о проблемах развития отрасли, участники "Руссофта" довольно часто упоминали кадровый вопрос - недостаток высококвалифицированных специалистов. И это при том, что в последние два года наблюдается не только сокращение "утечки мозгов" за границу, а даже приток опытных кадров, возвращающихся из-за рубежа (таков результат экономического спада и ужесточения миграционной политики, в первую очередь в США). Вот одна из реальных задач, которая может быть решена лишь совместными усилиями всей отечественной ИТ-отрасли! Кстати, на прошедшем мероприятии я впервые услышал и о российском пиратстве как о тормозе на пути развития рынка аутсорсинга.

Однако, судя по выступлениям руководителей "Руссофта", главная проблема отрасли - это отсутствие полноценной государственной поддержки российских разработчиков, при том что многие говорили о каких-то решительных позитивных переменах во взаимоотношениях чиновников и бизнеса. Вообще-то данная тема неизменно присутствует на подобных мероприятиях, но за два года их регулярного посещения мне, к сожалению, так и не довелось услышать от представителей "Руссофта" четко сформулированных пожеланий к властным структурам и рекомендаций по их реализации.

Похоже, наиболее эффективная помощь со стороны государства может быть оказана лишь в виде PR-поддержки на западных рынках - на что-то большее российские компании уже давно не надеются. Все это было хорошо видно на примере выступления в пресс-клубе представителя Минэкономразвития, который в очередной раз озвучил знакомые обещания о том, что министерство намерено плотнее заняться проблемами софтверной отрасли. Как водится - в ближайшем будущем. Ну а как высшее достижение в деле реальной помощи в одном из выступлений было названо присутствие на ИТ-мероприятии, проводившемся в Германии, российского посла.

Правда, в своем выступлении президент "Руссофта" Валентин Макаров привел и удачный пример сотрудничества с властями: в декабре в Санкт-Петербурге был открыт Инновационно-технологический центр. Проект реализован при финансовой поддержке Министерства промышленности, науки и технологий, целый ряд членов "Руссофта" и "Форт-Росса" выступали в качестве инвесторов и разместили в центре свои офисы.

В целом же заключительная оценка перспектив развития экспортной софтверной отрасли была вполне позитивной: следующий год ожидается с оптимизмом.