CES’2004: два взгляда на мир бытовых устройств

ВЫСТАВКИ

Прошедшая в начале января в г. Лас-Вегасе (США) международная выставка потребительской электроники CES’2004 (см. PC Week/RE, N 1/ 2004, с. 1) наряду с демонстрацией множества новинок самого разного назначения отчетливо обозначила и стоящие перед отраслью задачи. Во многом связанные с быстрым проникновением в эту сферу цифровых технологий и многообразием предлагаемых потребителю продуктов на их основе (причем не только в виде программ и устройств, но и в виде сетевых услуг), они были сформулированы в пленарных докладах лидеров индустрии и сводились к двум основным: продукты потребительского класса должны, во-первых, стать проще в использовании, а во-вторых, легко соединяться друг с другом.

Карли Фьорина демонстрирует

 цифровой музыкальный плейер

Вообще говоря, в этом нет ничего нового. Многие годы (последние особенно) и компьютерные гранды, и признанные корифеи в области потребительской электроники решали именно эти задачи, правда, зачастую лишь в рамках собственных продуктовых линеек. Данное обстоятельство, подкрепленное вполне понятным стремлением фирм опередить конкурентов, предопределило существование на рынке множества разных интерфейсов связи устройств и форматов представления информации. Однако, похоже, начинается новый этап в развитии потребительской индустрии, когда проблема совместимости продуктов выходит за пределы отдельных их видов и торговых марок. И главная причина тому - стремительный рост объема цифрового контента, доступ к которому благодаря начавшемуся внедрению в бытовую сферу технологий широкополосной связи может быть обеспечен практически в любое время и из любого места, что открывает перед отраслью заманчивые перспективы.

В понимании главных задач участники выставки продемонстрировали на CES’2004 завидное единодушие, хотя, как и следовало ожидать, разошлись во взглядах на пути их решения.

Бесшовный компьютинг

Глава Microsoft Билл Гейтс в своем традиционном докладе, сделанном накануне открытия выставки, представил свое видение перспективы. Крупнейшей софтверной корпорации уже недостаточно того, чтобы в домах, офисах, автомобилях господствовали устройства на базе платформы Windows. По мнению Гейтса, назрела необходимость не только связать их друг с другом, но и обеспечить идентичность использования однотипных приложений и данных на платформах разного класса. У пользователя не должно возникать проблем при переносе, например, личного календаря с домашнего компьютера в портативный аппарат, будь то PDA или мобильный телефон, а характер и возможности использования почтовой программы не должны зависеть от того, какое устройство у него оказалось в руках в данный момент. Это как раз то, что Билл Гейтс назвал "бесшовным компьютингом", предполагающим также стирание различий между интеллектуальными инструментами, используемыми людьми на работе и дома.

Портативный медиацентр фирмы Creative

Для реализации концепции "бесшовного компьютинга" потребительские устройства нуждаются в богатом программном обеспечении (прикладном, интерфейсном, связующем), и для его создания Microsoft уже вкладывает значительные средства в исследования и разработки. В то же время Гейтс отметил и необходимость дальнейшего совершенствования аппаратных средств, выделив в числе важнейших направлений их развития беспроводные сети (обеспечивают свободное соединение разных компонентов системы независимо от их местоположения), емкие жесткие диски (здесь хранится контент), высокоскоростные интерфейсы типа USB (расширяют функциональные возможности компьютерных систем за счет простого добавления периферии), новые графические акселераторы и процессорные кристаллы (инструменты обработки информации), а также широкополосные каналы связи (доставка контента).

Хотя в целом концепция Microsoft рассчитана прежде всего на перспективу, компания продемонстрировала на выставке ряд новых частично воплощающих ее технологий. Так, накануне открытия экспозиции был полностью переработан сайт сетевой службы MSN.com. Его контент теперь доступен для разных устройств, включая смартфоны и наручные многофункциональные часы SPOT watch (похоже, все готово для их запуска в продажу), а сам сайт дополнен видеозоной и совершенно новым рассчитанным на широкополосные каналы связи сервисом MSN Premium. По словам представителей корпорации, это наиболее значительная модернизация службы MSN за все время ее существования.

Новый сервис существенно упрощает потребление мультимедийного контента для клиентов службы и доступен через любого провайдера широкополосного доступа в Internet по цене 9,95 долл. в месяц (или 99,95 долл. в год). В нем предусмотрены инструменты защиты пользователя от спама и компьютерных вирусов, функции блокирования всплывающих окон и контроля со стороны родителей за просматриваемым детьми контентом, а также средства синхронизации данных приложения Microsoft Outlook и почтовой службы Hotmail (ее пришлось модернизировать). Кроме того, MSN Premium предоставляет пользователям удобные возможности для рассылки цифровых фотографий. Сегодня это наиболее часто встречающиеся вложения в электронные письма, нередко создающие проблемы для их получателей из-за большого объема пересылаемых файлов. При отправке же через MSN Premium фотофайл автоматически сжимается до величины, позволяющей воспроизвести его на экране компьютера с хорошим качеством, а полная версия файла помещается на выделенном сервере в Сети. Получив сжатую фотографию, адресат затем в любой момент может загрузить с сервера полный вариант даже в том случае, если он не пользуется службой MSN. Таким образом, значительно упрощается обмен фотографиями и снижается нагрузка на каналы Internet.

Если доставку мультимедийного контента (в том числе телевизионных программ по технологии IPTV) в дома обеспечат внешние сетевые службы, то для его пересылки на различные имеющиеся в доме устройства потребуется домашняя сеть, центральным элементом которой согласно концепции Microsoft должна стать компьютерная система с емкой дисковой подсистемой (концентратор контента). Именно такая идеология была заложена в продукт Media Center (Windows XP Media Center Edition), выпущенный в 2002 г. и обновленный прошлой осенью. "Домашняя среда становится цифровой, - констатировал в своем докладе Гейтс, - и Media Center должен сыграть роль центрального элемента в ее будущем наполнении". Сегодня эту идею поддерживают порядка 45 производителей из восьми стран, в том числе HP, Dell, Sony, Samsung, Gateway.

Глава ассоциации потребительской электроники

Гари Шапиро передает слово Фумио Отсубо (справа)

В развитие этой идеологии глава Microsoft представил на CES’2004 три продукта семейства Media Extenders, планируемых его компанией и ее партнерами к выпуску в середине нынешнего года. Они предназначены для подключения к системе Media Center различных бытовых устройств, в данном случае - телевизионных приемников, ТВ-приставок и игровых консолей Xbox.

Вместе с тем Гейтс отметил нехватку стандартов, которые обеспечили бы потребителю возможность использовать любое интеллектуальное устройство для подключения к центральному ПК домашней сети, выбора и загрузки имеющегося на нем контента, как это умеет делать демонстрировавшийся на выставке портативный медиацентр Creative Zen Portable Media Center, работающий под управлением Windows Mobile software for Portable Media Centers. В Microsoft считают, что подобные операции должны выполняться без инсталляции специального ПО. Поэтому компания приступила к совершенствованию медиабиблиотек ОС Windows с добавлением в нее средств Windows Media Connect. В начальном варианте они уже представлены производителям и в течение года будут дорабатываться.

Предложенная Microsoft концепция организации домашней цифровой среды с использованием компьютерной системы с Media Center главным образом не для создания, а для хранения и распространения контента сегодня, как мы уже отмечали, поддержана многими крупными фирмами. В качестве примера можно привести обнародованную на CES’2004 президентом Intel Полом Отеллини инициативу по разработке Entertainment PC - компактного персонального компьютера, выполненного в одном блоке с телевизионным экраном. Entertainment PC можно использовать для доступа к различным видам цифровой информации - музыке, фильмам, телевизионным программам, играм и видео высокого разрешения. Это устройство будет оснащено средствами для беспроводной передачи данных и пультом дистанционного управления и сможет выполнять функции цифрового мультимедийного адаптера для подключения бытовой аудио- и видеоаппаратуры. Ожидается, что Entertainment PC уже в середине нынешнего года будут выпущены на рынок различными производителями ПК по цене не выше 800 долл.

Та же идея лежит в основе подготавливаемого к выпуску компанией Hewlett-Packard комплекта Digital Entertainment System, в состав которого, как было объявлено на выставке, помимо медиаконцентратора и медиарасширителей, подобных тем, что представила Microsoft в рамках семейства Media Extenders, войдут также цифровые проекторы следующего поколения. Новым же КПК iPaq в этой системе отведена роль пульта дистанционного управления.

Вместе с тем полной неожиданностью для участников выставки стало заявление Карли Фьорины, главного исполнительного директора HP, о начале сотрудничества с Apple, благодаря чему популярный в США сервис iTunes будет доступен для пользователей цифрового музыкального плейера HP, являющегося полным аналогом iPod. В нынешнем году он появится на полках магазинов. Пока можно лишь гадать, чем обусловлено подобное решение компании, уже вызвавшее, как отмечается в ряде опубликованных в Сети комментариев, неудовольствие со стороны Microsoft, которая вряд ли когда-либо станет поддерживать продвигаемый Apple аудиоформат. Подождем, однако, дальнейшего развития событий.

От приема телепрограмм к интерактивным услугам

Удивительно, но в числе выступавших с пленарными докладами на крупнейшей выставке потребительской электроники представителей от компьютерных корпораций оказалось больше, нежели от фирм, давно зарекомендовавших себя на мировом рынке потребительских товаров. Фактически этот лагерь представлял лишь Фумио Отсубо, президент компании Panasonic AVC Networks и старший управляющий директор Matsushita Electric, которому было предоставлено слово сразу после официального открытия CES’2004. Интересно, что в формулировании ключевых задач отрасли он не разошелся с другими докладчиками, однако на их решение один из крупнейших мировых производителей электронной продукции для потребителей смотрит иначе, нежели Microsoft и ее партнеры.

В мире соединенных устройств для просмотра контента

 подойдет и портативное устройство вроде Sony Ericsson P900

Несколько лет назад Panasonic приняла простую директиву для своих сотрудников: делать продукты, которые нужны людям. Основная проблема с ее исполнением заключается в том, что потребитель воспринимает новые продукты иначе, чем производитель. "Наряду с выпуском устройств мы должны предоставить потребителю комфорт, расслабление, умиротворение", - пояснил Отсубо. А это значит, что новые продукты, рассчитанные на рядовых потребителей, должны легко соединяться между собой и не требовать изучения детальных инструкций.

В решении такой задачи компания опирается на три свои ключевые технологии: SD, DVD и Digital TV (цифровое телевидение), которые, как сказал Отсубо, "теперь работают вместе, формируя мощное сетевое трио". На этой основе базируется представленная им концепция Lifestream, предполагающая для пользователей возможность наслаждаться тем, чем они хотят, и тогда, когда они этого хотят.

Большим шагом вперед в ее реализации Panasonic считает выпуск в прошлом году первого сертифицированного консорциумом CableLabs телевизора с поддержкой стандарта OpenCable. Этот аппарат позволил, например, подписчикам службы цифрового кабельного телевидения Comcast пользоваться ее услугами без специальной ТВ-приставки. Тем самым Panasonic продемонстрировала, что совместные усилия фирм по производству потребительских продуктов и операторов цифрового кабельного телевидения позволяют обеспечить доставку разнообразного контента непосредственно на телевизоры пользователей. Теперь предстоит сделать следующий шаг в этом направлении и обеспечить создание интерактивных телевизионных устройств с двусторонней связью. И такое решение было представлено на CES’2004. Г-н Отсубо выразил уверенность в том, что это лишь первый пример сотрудничества фирм по производству потребительской электроники с кабельными операторами, и призвал индустрию шире использовать открывающиеся возможности.

Интерактивное телевидение - это то, что выводит концепцию Lifestream на новый уровень с точки зрения доступа к внешнему контенту. Но сама концепция подразумевает и расширение возможностей пользователя по созданию и распространению собственных материалов. На выставке Panasonic продемонстрировала первую миниатюрную полностью цифровую камеру, которая не имеет движущихся частей и способна записывать видео в формате высокой четкости HD. К 2006 г. компания намерена вывести на рынок подобные продукты в карманном варианте. Носителем в них будут служить карточки SD на 4 Гб. Сделанную запись пользователь сможет затем распространить в домашней или внешней сети через AV-сервер.

"Сегодня домашние сети довольно сложны, особенно их инсталляция, тем более что, как правило, в домах нет Ethernet-проводки", - отметил г-н Отсубо. Концепция Lifestream предполагает, что в доме не должно добавляться кабелей. Поэтому ее частью являются беспроводные стандарты 802.11a и 802.11е. Другое решение заключается в использовании электрической проводки. Уже сегодня Panasonic предлагает специальные адаптеры HomePlug на 14 Мбит/с, а вскоре на рынке появятся уже разработанные инженерами компании сетевые адаптеры HD Power Line Communication (HD-PLC), поддерживающие скорость передачи данных до 170 Мбит/с. Этого, как утверждается, достаточно для трансляции через домашнюю сеть нескольких HDTV-потоков одновременно с загрузкой контента из Internet и поддержанием интерактивных игровых сессий. К такой сети можно подключить и беспроводную точку доступа, которая позволит не только управлять всеми домашними системами дистанционно с одного пульта, но и выводить на него разнородную информацию.

Таким образом, создаваемая в рамках Lifestream и базирующаяся на платформе OCAP (OpenCable Application Platform) аппаратура позволяет предоставлять интерактивные услуги на дому без использования компьютера или специальной видеоприставки, однако требует установления тесного контакта между операторами кабельного телевидения и владельцами разнообразного контента, а также решения проблемы интеграции Internet-контента и телевизионных программ. Только в таком случае можно рассчитывать на коммерческий успех.

Кому он улыбнется в большей степени? Ответ на этот вопрос мы узнаем через несколько лет, в течение которых развитие получат оба концептуальных подхода. Ведь за спиной у компьютерных гигантов - многие миллионы владельцев настольных, мобильных и карманных ПК, да и подписчиков на услуги кабельного телевидения в мире немало, а к 2007 г., согласно опубликованному недавно компанией In-Stat/MDR прогнозу, их число составит 395 млн. Не стоит сбрасывать со счетов и других участников рынка, имеющих свой взгляд на те же проблемы, например уже упоминавшуюся компанию Apple, умеющую делать продукты, которые неизменно нравятся потребителям.