ВЫСТАВКИ

В киноконцертном зале Измайлово со 2 по 4 марта прошли международный форум и выставка "Связь на море и реке". Основная тема обоих мероприятий - "Связь и безопасность на водном транспорте" - для возрождающегося водного транспорта, особенно речного, весьма актуальна.

По словам руководителя Государственной службы речного флота Николая Смирнова, за последние 12-15 лет в развитие связи на внутренних водных путях не было вложено ни рубля. И это при том, что за данный период резко увеличился объем российских товаров, отправляемых судами типа "река - море" на экспорт, что потребовало реконструкции многих отечественных портов. Существенно изменилась и сама структура перевозок. Если раньше 70% из них приходилось на местные перевозки минерально-строительных грузов, то в настоящее время эта цифра снизилась до 40%. Зато ощутимо возросли перевозки, в основном за рубеж, нефтепродуктов, металла, минеральных удобрений, серы.

Схема сети связи "Росречфлота"

Все это потребовало и реконструкции сетей речной связи, к которой приступили только в 1999 г. Появился и Интернет-портал "Река.RU", посвященный системам связи на речном транспорте.

Разработана и утверждена правительством Российской Федерации "Концепция развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта до 2010 г.". Она весьма амбициозна - только затраты на строительно-монтажные работы оцениваются в 1,2 млрд. руб. Уже выполнены проектные работы по Волго-Балтийскому, Беломорско-Онежскому, Волго-Донскому, Северодвинскому и Кубанскому речным бассейнам. В текущем году завершаются разработки ТЭО для Московского, Волжского и Камского бассейнов.

Сроки выполнения указанной выше концепции связаны с международными обязательствами России открыть уже через три года внутренние водные пути от Азова до Астрахани, а через шесть лет - от Волгограда до Петербурга. Не забыты в концепции сибирские и дальневосточный речные бассейны. Для них определены минимально необходимые меры по поддержанию сетей связи в рабочем состоянии.

Началось создание 19-узловой мультисервисной цифровой сети связи между всеми речными бассейнами России, что должно обеспечить передачу данных, голосовой и видеоинформации. Основой этой сети служат ВОЛС "ТрансТелеКома" и "Ростелекома", а для северных и калининградского бассейнов - VSAT-терминалы С-диапазона для работы через спутники "Ямал" и "Экспресс".

Системным интегратором сети выступает ЗАО "Инител", разработавшее легко масштабируемый универсальный узел доступа. В первом полугодии 2004 г. в строй будут введены пять узлов, до конца года - еще шесть, а оставшиеся восемь запланированы на 2005 г .

Продолжая тему речного транспорта, надо сказать, что практически все радиооборудование для него изготавливают отечественные компании. Во многом это связано с тем, что речных судов (от класса "река - море" до несамоходных барж) на учете Российского речного регистра числится 30 тыс. единиц, да и опыт у российских фирм очень большой.

Среди представленных на выставке экспонатов следует отметить носимые радиостанции УКВ-диапазона "Гранит Р-33" на 10 и 100 каналов и "Гранит Р-44" на 100 каналов московского разработчика и производителя средств радиосвязи ЗАО САНТЭЛ (www.suntel.ru). Работают они в диапазоне частот 146-174 МГц и 300-336 МГц. Масса радиостанций в ударопрочном корпусе - 470 г, цена в ООО "АРК-Радио" (www.ark-group.ru) - соответственно 281 и 405 долл. Стационарная судовая УКВ-станция "Гранит Р-24" (950 долл.) работает в диапазоне 300-336 МГц и рассчитана на подключение двух выносных пультов управления.

Новая главная судовая и эксплуатационная радиотелефонная УКВ-станция для симплексной связи "Радиома-300" (www.radioma.ru) работает на частотах 300,0125-300,5125 МГц и 336,0125-336,125 МГц. Цена ее составляет 1390 долл. Она имеет 100 каналов памяти, блок дистанционного управления и два режима передачи: основной - до 15 Вт и пониженный - до 1 Вт выходной мощности.

Для обеспечения передачи информации в пределах отдельных речных бассейнов в 2000-2002 гг. были установлены три радиорелейные линии между объектами Краснодарского края и по побережью Азовского моря, в Финском заливе и в Калининградской области. Стоимость первых двух - примерно 2 млн. руб. каждая, третьей - более 8 млн. руб.

Основой этих линий стали радиорелейные станции "Исеть" и "Исеть-М" производства екатеринбургского предприятия "Вектор" (www.vektor.ru). В зависимости от модели модема они обеспечивают передачу 30-120 или 240-480 телефонных каналов и ТВ-сигнала на расстояние до 45 км. Скорость передачи информации - от 2 до 34 Мбит/с.

Суда некогда одного из крупнейших в мире советского морского флота теперь плавают в основном под иностранными флагами. И это на фоне существенного увеличения объемов доставки экспортно-импортных грузов, когда в срочном порядке потребовалось строительство абсолютно новых портов на Балтике и Азовском море. Но отношение к отечественным судовладельцам, что называется, хуже некогда. На родине с них умудряются сдирать огромные налоги и сборы, что вынуждает судоходные компании переводить свои суда под "удобные флаги" (Кипр, Греция, Либерия).

Однако требования по безопасности плавания, в том числе по связи, независимо от их принадлежности за последние годы резко возросли. И здесь отечественная промышленность оставила за собой нишу и даже вышла со своими разработками на мировой рынок.

В качестве примера можно привести петербургскую компанию "Транзас" (www.transas.ru), производящую береговые системы, морское бортовое оборудование, системы интегрированных навигационных комплексов. Она быстро откликнулась на обязательное с 1 июля 2004 г. оснащение всех судов водоизмещением более 300 т, совершающих международные рейсы, универсальной автоматической идентификационной системой (УАИС). Для судов же, плавающих во внутренних водах, эти правила вступают в силу с 1 июля 2008 г., правда, относятся они только к тем, что имеют водоизмещение более 500 т.

УАИС решает много задач, в том числе заменяет судовые радары, используется в условиях плавания среди островов, при поворотах реки, в непогоду. Она исключает столкновения судов в акваториях портов и позволяет судовым властям получать информацию о размерах судна, его маневре. "Транзас" выпускает несколько моделей УАИС: Т-100, Т-110 и Т-111. Они снабжены приборами GPS, приемо-передатчиком (транспондером) и дисплеем.

Упомянутая выше "Радиома" также выпускает с 2003 г. УАИС, представляющую собой судовой транспондер класса А под названием "Тритон-92" со встроенным ЖК-дисплеем для отображения графической и текстовой информации.

Руководству судоходных и рыболовецких компаний необходимо знать не только точное месторасположение их судов в морской акватории, но и погоду по месту их пребывания ("левые" рейсы, жалобы на якобы шторм, не позволяющий вести лов и т. д.). На этот случай "Транзас" предлагает им электронно-картографическую навигационно-информационную систему (ЭКНИС) модели Navi-Sailor 3000 со встроенным интегрированным модулем погоды. Он позволяет по электронной почте также давать прогностическую информацию на пять суток вперед.

Специально для маломерных судов компания выпускает ЭКНИС под названием Tsunamis’99, созданную на основе Navi-Sailor ECS и использующую ОС Windows 95/98, NT, 2000.

Вершиной деятельности "Транзаса" в области судоходства является береговая комплексная система управления движением судов (СУДС). Из 42 поставленных таких систем 30 установлены в зарубежных портах.

В систему входят операторские дисплейные модули, радиолокационные сенсоры и процессоры, радиопеленгаторы, сервер и сеть передачи базы данных, транспондеры УАИС, УКВ-радиостанции, телекамеры, метеостанции, модуль регистрации радиопереговоров. В зависимости от сложности решаемых задач портовым властям предлагаются СУДС Navi-Harbour в трех базовых конфигурациях под индексами 1000 (наиболее простая), 2000 и 3000.

Санкт-петербургская научно-производственная ассоциация "Техника морской связи" объединяет восемь предприятий, так или иначе связанных с этой тематикой. Среди них - ОАО "Российский институт мощного радиостроения" (www.martspb.ru), создавшее за последние годы несколько новых типов корабельных приемопередатчиков.

Так, передатчик "Компас" отличается совершенно необычным видом. Все его коммутационные кабели перенесены на переднюю панель, герметично закрытую дверью. Причина столь необычного дизайнерского решения в том, что при ремонте не надо двигать махину размерами 570х700х1080 мм.

В комплекс средств, обеспечивающих безопасность плавания, входит и новый передатчик ПСВ-1, работающий в СВ-диапазоне (518 кГц). Он передает телеграфную информацию на фиксированной частоте в международной системе "Навтекс".

Омская компания "Иртыш" (www.irtysh.ru) представила на выставке несколько радиоприемных устройств ДВ-СВ-КВ/УКВ-диапазонов под общим названием "Скляр". Одно из них - "Скляр-ДСК"/Р-774 со встроенной ЭВМ - предназначено для приема телеграфных и телефонных сигналов на линиях ближней и дальней радиосвязи во всех указанных выше диапазонах.

А вот практически всё, что касается спутниковых систем связи, в том числе прямой, было представлено на выставке импортным оборудованием. Из разговоров со стендистами стало ясно, что оборудование для этого вида связи нельзя отнести к широко используемому, оно дорогое и выпускается лишь очень ограниченным количеством фирм. Так, в системе Globalstar (www.globaltel.tu) применяются мобильные, стационарные абонентские терминалы и оборудование для передачи данных производства компаний Qualcomm, Telit и Ericsson. Такое же положение и с системой спутниковой связи Inmarsat, услуги которой на территории России предоставляет фирма "Морсвязьспутник" (www.marsat.ru).

К новинкам следует отнести станцию "Инмарсат-флит", обеспечивающую голосовую связь и передачу данных со скоростью 64 кбит/с, а также пакетную передачу данных MPDS (электронная почта, Интернет, оперативные сводки, телемедицина и телеметрическая передача с судна, подключение к локальным вычислительным сетям).