ВЫСТАВКИ

В московских Сокольниках с 10 по 13 марта прошла 3-я ежегодная международная выставка "Цифровые технологии в издательско-полиграфическом и рекламном бизнесе" (DigiPrintMedia’2004).

Эти технологии стремительно ворвались в российскую полиграфию. Причина - резкое увеличение спроса на цветную малотиражную печатную продукцию с минимальными сроками изготовления. Речь идет о тиражах в 500-1000 экз., которые крупные типографии или вообще отказываются печатать, или берут за это очень большие деньги. Как пишет в своем февральском номере журнал "Печатное дело", годовой объем российского рынка малотиражной цветной печати составляет порядка 550 млн. долл., а доля цифровой печати едва превышает 3% (в европейских же странах этот показатель равен 10%, в США - 20%). Те же 3% приходятся на долю цифрового копирования.

Но, как теперь говорят, знаковым стало возвращение на российский рынок в начале нынешнего года североамериканской компании "АльфаГрафикс". Ее салоны открываются на условиях франчайзинга и специализируются как раз на скоростной цифровой печати. По мнению руководителя типографии "24_printservice" Алексея Веселовского, раньше "АльфаГрафикс" ориентировалась в основном на представительства иностранных компаний с их огромными бюджетами. Но эта ниша быстро себя исчерпала. Теперь компания возвратилась на российский рынок, но уже с другой ценовой политикой - за последние два года цены на московском рынке цифровой печати снизились в два-три раза.

По оценкам фирм, продающих импортное оборудование, объем печатной цифровой продукции возрастает на 20% ежегодно. Если несколько лет назад основными покупателями цифровых машин были предприятия обеих столиц, то сейчас - практически по всей России.

Появлением нового вида технологии в первую очередь воспользовался малый бизнес, который определяет последние годы лицо отечественной полиграфии. Из примерно 6000 полиграфических предприятий страны более 500 человек в штате имеют только 150, хотя именно эти компании и обеспечивают половину выпуска печатной продукции. В первую очередь это газеты, журналы и издательства, специализирующиеся на выпуске детективов. В среднем же по России одна типография насчитывает 25 человек, что соответствует размерам таких же предприятий в развитых странах. (Начинающие бизнесмены, желающие вложить средства в цифровую печать, могут почерпнуть важную для себя информацию на сайте "Альянс Медиа" - www.allmedia.ru.) Московским полиграфистам повезло: они могут взять оборудование в лизинг на срок до четырех лет. Минимальный объем сделки составляет 3000 долл., хотя стандартными считаются в 40-50 тыс. долл. По словам заместителя директора Московской лизинговой компании Михаила Ткаченко, для новичков такая форма приобретения оборудования весьма выгодна. После отмены лицензирования в 2002 г. на российский рынок хлынуло некачественное и фальсифицированное оборудование. Лизинговая же компания сама выбирает поставщика, а потом уже передает оборудование лизингополучателю. В целом московский рынок уже насыщен. В столице задействовано примерно 20 высокопроизводительных цифровых печатных машин и масса, назовем их так, стандартных.

Основными поставщиками таких машин являются Canon, Ricoh, Xante, Xerox. Представитель фирмы "Нисса" (www.nissa.ru) - одного из крупных импортеров полиграфического оборудования и расходных материалов - Андрей Горлов считает, что наибольшим спросом пользуются цифровые печатные машины ценового диапазона 25-30 тыс. долл. Они за счет сочетания технических характеристик позволяют выпускать продукцию самого высокого качества. Себестоимость цветного оттиска формата А4 зависит от тиража. Например, для модели Xante, которая называется "Цифровая мини-типография А3+ CL30", она в среднем составляет 9 центов за оттиск. А вот визитные карточки, отпечатанные в московском доме печати "Столичный бизнес" обойдутся весьма дорого. За 50 шт. здесь берут 20 у. е., за 300 - 57 и за 1000 - 152 у. е. Там используют печатную машину Indigo.

Компания "Терем" (www.terem.ru), разработавшая решение TEREM10, использует в своем производстве и поставляет, в том числе на условиях лизинга, малогабаритный аппарат Xerox DocuColor12 производительностью 12,5 цветных или 50 монохромных страниц формата А4 в минуту и более мощный DocuColor 6060 - на 45 стр./мин в цветном режиме.

Из новинок, поступивших на российский рынок, можно также отметить Xerox DocuColor 3535 со скоростью 35 полноцветных отпечатков в минуту. Их, в частности, продает группа компаний CopyShop (www.copyshop.ru) на условиях лизинга с первым платежом от 7500 долл.

Все большее распространение получает широкоформатная цифровая печать (плакаты, изображения на самоклеющихся материалах, оформление транспорта, напольная графика). В этом секторе "Нисса" предлагает четырехцветные принтеры Teckwin четырех модификаций (шириной от 1,8 до 5 м). Они позволяют делать отпечатки не только на бумаге, но и на виниле, самоклеющейся пленке, сетках и текстильных материалах.

Традиционно очень сильны в полиграфии фирмы из Германии. Это было видно и на DigiPrintMedia’2004. Так, ООО "Транстех-Каппадона" (www.transtech.ru) представило серию горизонтальных цифровых широкоформатных струйных принтеров DMD-DSP компании TAMPOPRINT. Они позволяют наносить рисунок практически на любые поверхности толщиной до 150 мм и размером 2,5 на 1,5 м (ближайший аналог производства швейцарской фирмы Zund позволяет наносить краску на изделия толщиной до 40 мм). Это могут быть столы, мебель, стеклянные и акриловые витражи, капоты автомобилей и даже ребристые радиаторы батарей. DMD-DSP найдет широкое применение в работах дизайнеров и в наружной рекламе. Первый экземпляр принтера ценой примерно в четверть миллиона евро установлен в шоу-руме "Транстех-Каппадона" и начнет изготавливать заказы с мая нынешнего года.