ВЫСТАВКИ

В Экспоцентре на Красной Пресне 11-14 марта прошла 10-я международная выставка "Катера и яхты" (MIDS-2004). Экспозиция ее заняла весь первый павильон, а площадка перед ним была заставлена прогулочными судами ценой до полумиллиона долларов.

теперь свою продукцию желающим отдохнуть на водной глади и побороться с волнами предлагают лучшие судоверфи мира. Надо отдать должное, что и наши судоверфи, правда в основном частные, стали производить довольно большую номенклатуру яхт и катеров мирового класса, в том числе по итальянским лицензиям. Основное преимущество отечественной продукции - значительно более низкие цены.

Оборудование связи и навигации моторной яхты стоит тысячи долларов

Водный спорт всегда был одним из важнейших атрибутов высшего общества, и Россия здесь не исключение. Насытившись "мерседесами", новая элита стала уделять отдыху на воде большое внимание. Даже суда отечественной постройки они предпочитают оснащать по максимуму импортным оборудованием, в том числе радиотехническим и связным. В России подобное не производят - рынок новый и очень узкий. На выбор предлагаются как целые электронные системы, так и разрозненное оборудование. К примеру, компания "Микст" (www.mikstmarine.ru) представила на выставке восемь комплектных судовых систем (четыре для парусных яхт и четыре для катеров различной длины) производства английской компании Raymarine.

Из отечественного радиотехнического оборудования спросом пользуются только радиостанции. Носимая станция УКВ-диапазона "Гранит Р-44" на 100 каналов фирмы САНТЭЛ (www.suntel.ru) в ударопрочном корпусе весит 470 г и работает на частотах 300-336 МГц. Цена ее в ЗАО "Навиком" (www.navicom.ru) составляет 385 долл. Стационарная судовая УКВ-станция "Гранит Р-24" ($898) действует в том же диапазоне и рассчитана на подключение двух выносных пультов управления. ПВ/КВ-радиостанцию "Радиома-300" без дополнительных принадлежностей можно купить за 1990 долл., а с ними ее цена удваивается.

Наиболее состоятельные владельцы судов могут приобрести импортные УКВ-радиостанции и радиоустановки для различных районов плавания по цене от 500 евро до 10 тыс. евро. Среди последних можно выделить радиостанцию FM-8500 (www.navicom.ru) в комплектации с антеннами и без них, а также радиоустановку FS-1579.

Все большее количество яхт стало оснащаться системами спутникового телевидения, связи и получения метеосводок. Низкопрофильные антенны TracVision C3/L3, используемые для этих целей, имеют герметичный корпус и стоят от 5750 долл. в простейшей комплектации до 17 500 долл. с блоком управления и встроенным датчиком GPS.

Очень велик разброс цен на спутниковые телефоны стандарта Inmarsat Mini-m. Так, за модель Tracphone 252 надо заплатить 6935 евро, а за Tracphone F77 - уже 26 990 евро. Подешевле обойдется владельцу морской яхты или катера высокоскоростной спутниковый Интернет-терминал. Цена модели TracNet Basic в полной комплектации - 5980 евро.

Приемники GPS добрались и до гребных судов. Поэтому на выставке их было представлено довольно много и в различных ценовых группах, начиная от $160. Практически все GPS-устройства выпущены компанией Garmin (www.garmin.com), которая владеет примерно 80% рынка GPS-оборудования России. Специально для использования на водных акваториях она делает приемники в водонепроницаемом плавучем корпусе, а модели ряда GPSМАР 76 имеют базовые карты, в том числе морские. К наиболее "продвинутым" можно отнести комбинированную модель iQue 3600 (приемник и КПК) на операционной системе Palm OS 5 со встроенной электронной картой, органайзером и расширенными навигационными характеристиками (750-800 долл.).

Все большим спросом начинают пользоваться чартерплоттеры (картплоттеры) с цветными и монохромными дисплеями названной выше фирмы. Они имеют встроенные электронные карты, что позволяет хорошо ориентироваться как на внутренних, так и морских водных акваториях. Широкий выбор таких приборов, а также CD с электронными картами предлагает ЗАО "Навиком". Цена GPS-приемников/плоттеров начинается с 645 евро и доходит до 2150 евро.