ТЕХНОЛОГИИ

     О трудностях и преимуществах внедрения системы управления жизненным циклом

Дебра Д’агустино

Стратегия прежде всего

В начале 2003 г. канадская компания Loewen, выпускающая окна с деревянными рамами, решила перейти с двумерных средств автоматизированного проектирования на трехмерные для ускорения разработки и производства продукции, которая отличается огромным разнообразием. Всевозможных вариантов дизайна деталей и дополнительных украшений так много, что Loewen может производить более 4,3 трлн. разновидностей окон, и это - без учета специальных заказов, на которые приходится 20% ее дохода. Поэтому ее руководители поняли, что для ускорения работы необходимо усовершенствовать процесс управления колоссальным объемом технологических данных на создаваемые изделия. "Наша стратегия связана с постоянным выпуском в продажу новых продуктов, - объяснил Стивен Сигал, директор Loewen по ИТ. - И эффективность работы у нас зависит не только от способа проектирования, но и от методов управления продуктовой информацией".

Если бы удалось добиться автоматического определения того, пригоден проект нового изделия для производства или нет (обычно на это требуется не одна неделя), а несколько проектировщиков могли бы одновременно работать над одним проектом и при этом взаимодействовать с заказчиками, то, по оценке Loewen, время изготовления продуктов можно было бы сократить почти на 30%.

Рассмотрим технологию управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), которая в последнее время считается универсальным средством решения всех корпоративных проблем. И хотя ее интерпретируют по-разному, по сути это, как утверждает Марк Хэлперн, аналитик из компании Gartner, "процесс отслеживания информации об изделии на протяжении всего жизненного цикла, начиная от выработки концепции и кончая снятием с производства, значительно повышающий эффективность работы предприятия и его деловых партнеров". Этот процесс может охватывать исследование, проектирование, конструирование и производство изделия, его обслуживание после выпуска в продажу, а также последующую утилизацию. И хотя многие крупные компании, такие, как Nike, Harley-Davidson, Ford Motor и Boeing, в той или иной форме уже внедрили PLM, эта технология еще только начинает проникать на предприятия среднего бизнеса. Ее задача - создать систему масштаба предприятия для управления бизнес-процессами и анализа, которая позволит максимально эффективно производить продукцию и выгодно ее продавать.

Предложения поставщиков

SAP AG: mySAP PLM для управления процессом выпуска продукции Dassault Systemes: САПР CATIA для трехмерного проектирования и коллективной работы, а также другие PLM-продукты MatrixOne: системы для коллективной работы и управления данными о продукции UGS PLM: САПР Unigraphics NX и другие PLM-продукты Arena Solutions: услуги PLM-хостинга для небольших компаний

    

Несмотря на то что PLM предназначена для управления не транзакциями, а информацией о продукции, она, по словам Хэлперна, мало чем отличается от технологии ERP. "Десять лет назад, - рассказывает он, - концепции ERP еще не существовало. Предприятия применяли бухгалтерские, складские и другие программы. И тогда перед ними возникла задача объединить поступающие от этих систем данные с бизнес-процессами. Сейчас аналогичную проблему решает PLM, но несколько в другой плоскости. Допустим, у вас имеются системы для автоматизации проектирования (САПР) и управления информацией о продуктах (PDM), но не хватает функциональных средств для управления целыми проектами".

На самом деле, отмечает Кевин О’Мара, аналитик из компании AMR Research, возможно и такое, что вы уже используете PLM, даже не подозревая об этом. "Технология PLM, - говорит он, - появилась несколько лет назад, но входящие в нее инструменты уже давно применяются отдельными подразделениями предприятий. Более того, они тратят на них довольно большую часть своего ИТ-бюджета".

Основу любой системы управления жизненным циклом изделия составляет база данных, в которой хранится вся информация, относящаяся к выпускаемой продукции, - например, рецептура, описание монтажа, отгрузочные спецификации и патентная документация. С помощью БД предприятие может управлять этими данными, объединяя их с определенными бизнес-процессами. Эти сведения нужны проектировщикам и инженерам, чтобы определить, какие детали требуются для новой конструкции, сотрудникам отдела снабжения - для оптимизации процесса закупки материалов и работы цепочки поставок, владельцам розничных магазинов - для определения размера полок и процедуры хранения продуктов на складе. Теоретически PLM может охватывать всех, кто так или иначе связан с вашим бизнесом, даже заказчиков.

Проект внедрения PLM в компании Loewen был разбит на несколько этапов: автоматизация процессов проектирования путем добавления в систему ряда ограничивающих условий, позволяющих инженерам узнать, какие детали можно использовать вместе, а какие нет; создание системы управления бизнес-процессами, с помощью которой проектировщики и заказчики могут взаимодействовать в ходе разработки изделий; оптимизация процесса закупки материалов и цепочек поставок; предоставление отделам сбыта и маркетинга визуальных инструментов, помогающих им продавать больше окон. Цель - повышение производительности на 30% и ежегодная экономия на уровне 150 тыс. долл.

Прогноз

К 2006 г. технология PLM станет основой глобальной стратегии развития для 70% предприятий.

Источник: компания Gartner.

Неплохо звучит? На первый взгляд - да. Однако не все так просто. Подобно другим корпоративным системам, PLM трудно воплотить в жизнь, этот проект может вызвать немало головной боли у руководства предприятия.

Поэтому для начала спросите у начальника финансового отдела: "Какую долю рынка мы сможем получить, если ускорим выпуск продукции в продажу?".

Выясните у руководителя по исследованиям и разработкам: "Какие инструменты помогут нам извлечь максимальную пользу из своей интеллектуальной собственности?".

Поинтересуйтесь у главы ИТ-отдела: "Какие из наших продуктовых систем можно объединить для повышения эффективности работы предприятия?".

А нужен ли вам PLM?

По мнению О’Мары, компании, целиком расположенные на одной территории и не связанные с внешними подрядчиками, могут вообще не нуждаться в PLM. "Если все сотрудники работают в одном здании, вы можете получить неплохие результаты с помощью электронных таблиц, баз данных, информационного хранилища САПР и других простых инструментов. И все потому, что конструкторы и инженеры находятся рядом с технологами и другими производственниками".

Однако у предприятий, где производством и поставками занимаются внешние подрядчики, дела обстоят совершенно по-другому. Например, американская компания Acme Packet, выпускающая аппаратные компоненты для голосовой передачи по сетям IP, перешла с базы данных Microsoft Access на систему PLM фирмы Omnify Software. Как рассказал Стив Нортон, руководитель отдела аппаратного обеспечения Acme Packet, переход был вызван необходимостью отслеживать состояние более чем 300 компонентов, поскольку простые электронные таблицы с этим не справлялись: "Получить доступ к информации было очень сложно, и в результате нам приходилось ежедневно вносить изменения в шаблоны". Кроме того, электронные таблицы не позволяли сотрудникам его отдела убедиться в том, что партнеры по производству работают с правильными спецификациями. "Даже если исходные данные являются правильными, может, - уверен он, - возникнуть проблема из-за использования устаревших электронных таблиц или из-за того, что инженер вовремя не передал на завод изменения в схеме".

С помощью PLM-системы производственные партнеры компании Acme Packet могут зайти на портал и считать всю конструкторскую информацию, а инженеры из Acme - автоматически получить по электронной почте сообщение о том, что производственники в курсе последних изменений. По словам Нортона, это позволило полностью избавиться от брака, вызванного ошибками производства, который раньше составлял 10%. Учитывая, что производство одного продукта может стоить несколько тысяч долларов, достигается существенная экономия, особенно для такой небольшой компании, как Acme.

Что такое PLM

Технология управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) позволяет компаниям более эффективно использовать интеллектуальное богатство, накопленное при проектировании и производстве продукции. С помощью PLM компании могут:

· создавать хранилища информации о продуктах, которую можно коллективно использовать в масштабах всего предприятия;

· оптимизировать с помощью этой информации заказ материалов и работу с поставщиками;

· ускорять выпуск новых продуктов путем организации коллективной работы конструкторов;

· извлекать максимальную выгоду из исследовательской работы и имеющихся патентов для сокращения издержек на производство новой продукции.

Спросите у сотрудников своего производственного отдела: "Как мы сможем улучшить взаимодействие с нашими внешними подрядчиками?".

Уточните у менеджеров по продуктам: "Какая информация из других подразделений позволит вам повысить эффективность работы?".

Выясните у руководителей юридического отдела: "Можем ли мы столкнуться с юридическими проблемами, для решения которых нам придется отслеживать всю свою продуктовую информацию и процедуры".

Человеческий фактор

Если вы решили внедрять технологию управления жизненным циклом, убедитесь, что ваши сотрудники понимают цели этой инициативы и поддерживают ее. При разработке стратегии перехода на PLM следует обратить внимание на очень важный момент - пропаганду преимуществ этой технологии среди сотрудников, причем не только специалистов по ИТ. Ведь PLM охватывает многие подразделения, в том числе и те, которые заняты закупками, поставками и исследованиями. Поэтому очень важно заручиться поддержкой всех звеньев вашего бизнеса. Сигал из компании Loewen объяснял представителям всех подразделений, что им даст внедрение PLM: "Мы встречались с разными группами сотрудников, которые могли воспользоваться преимуществами PLM, беседовали с ними, а затем просили их изложить на трех-четырех страницах, что они надеются получить от новой системы". По его словам, это позволило им понять и поддержать инициативу руководства.

Однако самое трудное - заставить работников не только выполнять свои текущие обязанности, но и заботиться о работе всей организации. "Сложнее всего было изменить менталитет наших конструкторов, - сказал Сигал. - Ведь теперь при создании файлов им приходится учитывать потребности других отделов и специфику различных производственных процессов. Раньше конструкторы были сосредоточены только на выполнении своей конкретной работы, а после перехода на PLM им нужно думать о потребностях всего предприятия".

Поэтому, подчеркивают аналитики, очень важно, чтобы воплощением в жизнь идей PLM занимался руководитель высокого ранга. По словам О’Мары, компания AMR недавно провела опрос предприятий, готовящихся к внедрению PLM-системы, и его результаты показали, что только на 8% из них за проект отвечает начальник высшего звена, а на 42% - старший управляющий или менеджер (на остальных 50% предприятий руководитель проекта еще не назначен). "Вы реализуете важнейший многофункциональный проект и доверяете его старшему управляющему? В таком случае не удивляйтесь, если вам будет трудно заручиться поддержкой сотрудников. Изменить менталитет всегда нелегко", - заявил О’Мара.

Составляющие успеха

Для перехода на PLM нужно разработать подробную стратегию и четкую схему управления процессом внедрения. Чтобы добиться успеха, необходимо:

· привлечь к обсуждению преимуществ PLM все подразделения компании;

· убедиться в том, что поставщик ПО имеет солидный опыт работы в вашей индустрии;

· сформулировать поэтапный план внедрения PLM, не пытаясь делать все одновременно;

· помнить, что поставщики ПО изо всех сил стараются продать свой продукт. Не верьте обещаниям достать луну с неба.

В компании Loewen за внедрение PLM сначала отвечал руководитель отдела исследований и разработок. "Однако когда выяснилось, что проект оказывает огромное влияние на работу самых разных подразделений, его начальником назначили меня", - сказал Сигал.

Многие аналитики подчеркивают, что продвигать PLM должен не только директор по ИТ, но и главный руководитель по вопросам бизнеса. "Директор по ИТ отвечает за архитектуру PLM-системы, - пояснил О’Мара. - Он должен устанавливать корпоративные стандарты, контролировать их строгое соблюдение, регулировать взаимоотношения с поставщиками ПО и решать проблемы интеграции с другими системами. Однако вопросы, связанные с бизнес-процессами и аналитикой, не входят в его компетенцию. Поэтому при внедрении PLM он должен работать вместе с главным руководителем по бизнесу". По мнению О’Мары, скоро на предприятиях появится новая должность - директор по PLM.

А между тем охват единой системой множества отделений и сотрудников может потребовать колоссальных усилий. Именно так оказалось с Деном Блэром, директором Procter & Gamble по техническим системам и стандартам, который управляет всей информацией о трех сотнях продуктовых серий этой корпорации. Он рассказал, что, когда в 1999 г. проходило внедрение единой системы, корпорация имела три десятка отделений в разных странах, каждое со своими собственными процедурами, одни из которых работали с помощью электронных систем (всего их использовалось восемь), а другие - просто с бумажными документами. Блэру потребовалось три года на то, чтобы внедрить единую систему во всех отделениях. "Самую большую головную боль вызывали группы сотрудников, которые верили, что уже имеют прекрасную систему только потому, что она была электронной", - вспоминает он.

Спросите менеджеров бизнес-подразделений: "Каким образом PLM-система позволит повысить эффективность работы ваших сотрудников?".

Скажите высшим руководителям вашего предприятия: "Чтобы получить поддержку сотрудников, нам нужно научить их думать о потребностях всей организации, а не только их собственных подразделений".

Выясните у главы вашего предприятия: "Кто будет отвечать за работу PLM-системы после ее запуска в эксплуатацию?".

Не думайте, что переход на PLM - это просто

Полезные советы

Стоит обратить внимание на PLM, если компания:

· производит продукцию для отраслей, которые в сильной степени регулируются государством;

· выпускает изделия, требующие сложных производственных процессов;

· обладает децентрализованной структурой с территориально распределенными подразделениями проектирования и производства;

· может повысить конкурентоспособность за счет ускорения выпуска новой продукции.

При внедрении PLM трудно не только привлечь на свою сторону всех сотрудников, но и решить технические проблемы. "При реализации такого проекта недостаточно всего лишь взять готовую программу и установить ее на компьютеры", - объяснил Сигал из компании Loewen. Только на загрузку в базу данных всей информации о продукции могут потребоваться годы. При этом приходится не просто переводить в цифровую форму горы бумажной документации, но и разрабатывать универсальные корпоративные стандарты. "Создание общих определений - трудная, но очень важная задача, - считает О’Мара из AMR. - На это уходит много времени и денег".

На рынке PLM работает множество поставщиков ПО - их число уже перевалило за сотню. Однако большинство из них специализируются только в одной-двух областях PLM - например, в проектировании и планировании производственных операций или в управлении портфелем продуктов. Поэтому выбирать поставщика нужно очень тщательно. "Первое, что мы сделали, это провели анализ предложений разработчиков, - рассказал Сигал. - У нас было общее представление о том, что мы хотим получить, но нам хотелось посмотреть, что можно сделать, а что нет. Это помогло нам составить форму заявки, чтобы поставщики могли подавать нам свои предложения".

Многие разработчики начинают выпускать более полные PLM-пакеты. Однако, по мнению Хэлперна из компании Gartner, законченное решение, охватывающее весь жизненный цикл продукта - от выработки концепции до снятия с производства, вряд ли появится раньше 2005 г. До этого интегрировать PLM-систему с другими программами, такими, как средства планирования ресурсов предприятия или управления цепочками поставок, будет очень трудно. Если, допустим, для планирования ресурсов вы используете систему фирмы SAP, то и для реализации PLM вы можете рассмотреть предложение этой компании. Но вам ведь может понравиться решение другого поставщика, обладающего большим опытом работы именно в вашей отрасли. Многие разработчики заключают соглашения между собой, чтобы облегчить пользователям интеграцию разных систем. Поэтому очень важно выяснить партнерские связи поставщика.

И, наконец, заметил Хэлперн, уже начинают появляться услуги хостинга, предназначенные для небольших компаний, которые не могут позволить себе такую роскошь, как внедрение PLM: "Небольшой или средней компании гораздо выгоднее не реализовывать свой PLM-проект, который может оказаться очень дорогим, а воспользоваться сервисом таких фирм, как Arena Solutions или CoCreate Software".

Скажите руководителю административной службы вашей компании: "Нам нужно создать единые корпоративные стандарты и сформулировать определение продуктов и процессов, которые будут использоваться в масштабах всей нашей организации".

Спросите у своих сотрудников: "Кто-нибудь из наших нынешних поставщиков выпускает PLM-пакеты?".

Поинтересуйтесь у потенциальных поставщиков: "Как вы собираетесь расширять свои PLM-продукты в будущем и какие преимущества это сулит моей нынешней системе?".