ВЫСТАВКИ

Организованная МЧС выставка "Средства спасения - 2004" в ВВЦ длилась четыре дня и показала большой арсенал этого министерства, которого не коснулась реорганизация правительства. Действительно, зачем трогать то, что хорошо функционирует и зачастую является "толкачом" отечественных новейших разработок . К примеру, именно МЧС было первым заказчиком самолетов-амфибий Бе-200. А ведь эта машина не имеет мировых аналогов и наряду с Ту-204 уже находит покупателей за рубежом. Благодаря службам спасения интересные заказы имеют и заводы, производящие противопожарное оборудование, и пожарные машины для высотных зданий, которые начали строиться по стране.

А вот в области связи российских новинок на "Средствах спасения - 2004" почти не было показано: преобладали стенды с импортными радиостанциями, GPS и другими приборами иностранного производства. К примеру, фирма "Компас+ Радио" (www.compasr.ru) представила широкую гамму радиостанций марки Vertex Standart и только одну отечественную разработку - многофункциональную интеллектуальную систему компании "РУСЛАН Коммуниникейшн" под названием "Автотрекер". Она предназначена для контроля местонахождения автомобиля, а также его ключевых узлов и агрегатов (двигателя, тормозной системы, подвески). Бортовой микропроцессорный блок (накопитель) собирает всю необходимую информацию и передает ее по каналам GSM-связи. Здесь можно отметить, что бортовые накопители пришли из авиации, хотя для автотранспорта функции их значительно снижены - объективный инструментальный контроль, расход топлива, карта маршрута. Такой накопитель - АБН 2.х - разработки фирмы "Родник Софт" (www.rodnik.ru) был представлен на выставке.

Вообще за последнее время различных систем и отдельных приборов для контроля за транспортными средствами, особенно за трейлерами междугородных рейсов, появилось довольно много. Причин здесь несколько, но основные - высокие цены на топливо, в силу чего владельцам транспортных фирм надо исключить "левые" рейсы, а также участившиеся нападения на автотранспорт, в том числе с целью его угона и перепродажи. Дело дошло до контроля через космос. Такую систему связи и мониторинга разработала компания "ГлобалТел" (www.globaltel.ru). Она основывается на использовании спутников связи Globalstar и GSM-сетей. Месторасположение транспортных средств отображается на карте контролируемой территории.

Из отечественных радиозаводов свою продукцию представили только два. Это "Связькомплекс" - дочернее предприятие Ижевского радиозавода (www.irz.ru) и владимирский "Электроприбор". Основным заказчиком первого в настоящее время является РАО "Российские железные дороги". Оно закупает носимые радиостанции "Радий-301", практически аналогичные Motorola, с которой "Связькомплект" одно время имел совместное производство. Цена такой радиостанции - 13 500 руб., в то время как американский аналог продается за 20 000 руб. Из новых изделий можно отметить 40-канальную стационарную радиостанцию "Радий-101" со сканированием в диапазоне 148-173 МГц и сканируемый ретранслятор "Радий-101Р" того же диапазона с тремя типами манипуляторов.

Номенклатура владимирского "Электроприбора" (www.vtsnet.ru/elprib/ или www.vlvert.nfrod.ru) весьма обширна и охватывает антенно-мачтовые устройства, железнодорожные радиостанции, наземные радиостанции для гражданской авиации, аппаратуру абонентских радиолиний, радиорелейное оборудование и спецтехнику. Для индивидуальной радиотелефонной связи удаленных абонентов предназначена аппаратура "ЭЛЕТОН-330РТ-1" с радиусом действия 30-50 км от базового телефона, подключенного к АТС. Обладая возможностью поиска свободной частоты (одна из восьми запрограммированных), аппаратура позволяет на одной местности размещать до 4500 подвижных или до 1000 стационарных объектов.

Московская компания "Союзтехнопроект" (www.stpro.ru) показала комплекс "Рекон-SX" (предупреждение - защита - спасение), предназначенный для снижения техногенных рисков при дистанционном контроле за состоянием жилых и промышленных зданий. Несколько таких комплексов можно объединить в сеть с общим диспетчерским пунктом, связь с которым будет осуществляться по GSM-каналам и линиям RS-485. Информация на диспетчерский пункт и терминалы аварийных служб поступает на мобильный телефон или сразу на несколько телефонов в виде SMS-сообщения с указанием объекта вызова.