БИЗНЕС

На конференции по развитию конкуренции в российской отрасли связи TeleTrend (www.teletrend.ru) повышенное внимание было уделено роли MVNO операторов виртуальной мобильной сети. Это нишевые игроки телекоммуникационного рынка, которые в отличие от "классических" операторов оказывают услуги связи под собственной торговой маркой, арендуя определенный сетевой ресурс, но не владея радиочастотами.

Приход на рынок MVNO означает расширение выбора услуг, интенсификацию их продвижения, а следовательно, рост потребления новых сервисов. Это отнюдь не конкуренты основным операторам, скорее они создают дополнительную бизнес-среду для них, увеличивают абонентскую базу за счет привлечения недоступных ранее сегментов рынка.

MVNO способствуют повышению конкурентоспособности своих партнеров-операторов, у которых уменьшаются дебиторские риски, растет прибыль от дополнительной продажи трафика, снижаются угрозы, связанные с оттоком абонентов, и повышается инновационность без дополнительных капитальных затрат.

Роль MVNO особенно сильно возрастает при переходе компаний мобильной связи к сетям третьего поколения (3G). Дело в том, что технологии 3G отработаны не полностью и несут в себе новые риски. Капитальные затраты на абонента 3G в три-четыре раза выше, чем для 2G. Перед операторами стоит задача привлечения масштабных инвестиций в создание 3G-сетей и вовлечения абонентов, невзирая на полную неопределенность относительно возврата вложенных средств.

В этой ситуации некоторые эксперты отечественного рынка считают необходимым ограничить количество выдаваемых операторских лицензий 3G и разработать законодательную базу для создания MVNO по аналогии с Евросоюзом. "Появление MVNO неизбежно, вопрос только в том, когда и на каких условиях операторы предоставят свои сети для хостинга", считает Элдар Разроев, коммерческий директор "МегаФона".

Действительно, во многих странах мира созданы специальные условия для создания и роста MVNO. Например, Федеральная комиссия по связи США требует, чтобы операторы сетей соблюдали запрет на дискриминацию при работе с перепродавцами, который распространяется и на MVNO.

Директива ЕС "О предоставлении доступа" (EU’s Access Directive) обязывает вертикально интегрированных сетевых операторов, а также тех, чья рыночная доля превышает 25%, вести раздельный бухгалтерский учет и заключать соглашения о трансфертном ценообразовании.

В Европе сейчас действует не менее полусотни MVNO. Определенный опыт работы таких компаний уже имеется и в России. Первым по этому пути пошел "ВымпелКом", затем его инициативу подхватил "МегаФон". Впрочем, актуальной для всех участников данной деятельности остается правовая проблема, поскольку в перечне лицензируемых услуг связи MVNO не упомянуты и существующая ситуация "законодательного вакуума" никак не поощряет создания таких компаний.

По данным г-на Разроева, общий инвестиционный спрос на российскую мобильную связь за ближайшие пять лет может достигнуть 15 млрд. долл. "Приглашение MVNO уменьшает затраты на вхождение компаний в бизнес 3G, сказал Василий Левчик, директор по новым технологиям фирмы "Tele2 Россия". При этом совместная абонентская база растет значительно быстрее".

Рынок отечественной мобильной связи пока характеризуется региональной экспансией с практически неудовлетворенным спросом в регионах это типичный рынок продавца. Но уже через два-три года у нас может сложиться достаточно зрелый рынок с низким уровнем роста услуг сотовой связи рынок покупателя, в котором начнется жесткая борьба за клиента и где востребованность услуг MVNO станет объективным фактором конкуренции.

Учитывая эти тенденции, хотелось бы надеяться, что Мининформсвязи РФ не будет, как прежде, оставаться в стороне от потребностей телекоммуникационного бизнеса и интересов конечных пользователей и не станет дальше затягивать ситуацию с правовым статусом MVNO, а учтет положительный опыт зарубежных регуляторов связи.