КОНФЕРЕНЦИИ

Компания Rand Worldwide (www.rand.ru) провела в Москве конференцию, посвященную технологии управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). Это - первое мероприятие международного системного интегратора после заключения партнерского соглашения с IBM PLM Solutions в России. Раньше Rand имела прочные связи с фирмой PTC и являлась эксклюзивным поставщиком ее САПР Pro/Engineer в России и во всей Восточной Европе, а в нынешнем году переключилась на продукты IBM и ее верного сторонника - французской компании Dassault Systemes (PC Week/RE, N 24/2004, с. 17). В результате двусторонний союз стал трехсторонним.

Поэтому неудивительно, что основное место на конференции было отведено знакомству аудитории с пакетом PLM-решений IBM/Dassault и новой стратегией Rand. Андрей Волков, директор Rand по маркетингу и продажам в России и СНГ, рассказал, что компания была основана в 1988 г. в Канаде, сейчас имеет более 80 офисов в 27 странах, а у нас работает с 1998 г. "Rand - крупнейший независимый системный интегратор на рынке САПР, - подчеркнул он, пояснив, что под независимостью подразумевается отсутствие у фирмы собственных PLM-решений, и добавил: - Мы не привязаны к одной технологии, а выбираем для продвижения лучшие продукты других производителей". И хотя у Rand имеются свои разработки, они носят вспомогательный характер и дополняют базовые САПР. Главные направления ее деятельности - подбор и внедрение САПР, обучение и консалтинг. Сейчас у компании более 150 заказчиков в России. Правда, в основном это пользователи системы Pro/Engineer. Но в Западной Европе, где Rand продвигает продукты IBM/ Dassault уже полтора года, их применяют 25% заказчиков.

Андрей Волков:

"Мы не привязаны к одной технологии,

 а выбираем для продвижения лучшие продукты других производителей"

IBM возлагает большие надежды на нового союзника. "В России у нас есть шесть партнеров в области PLM, - сообщил Николай Бондаренко, руководитель IBM East Europe/Asia по PLM-решениям, - но Rand выделяется среди них благодаря большому опыту работы на рынке САПР". Более подробно об этом партнерстве говорил Леонид Кузнецов, руководитель IBM East Europe/Asia по PDM-системам. Он начал с истории альянса IBM с Dassault, который был заключен в 1982 г. и оказался на редкость прочным. Видимо, причина в удачном разделении обязанностей между союзниками: Dassault отвечает за разpаботку ПО и сервисное обслуживание, а IBM - за маркетинг, продажи, внедрение и поддержку заказчиков. В России IBM работает с продуктами Dassault по двум направлениям: с самыми крупными международными предприятиями (Boeing, Airbus) - напрямую, а с остальными - через бизнес-партнеров. Одним из таких партнеров и стала компания Rand. "Мы надеемся, что это партнерство позволит нам расширить число крупных заказчиков", - отметил Леонид Кузнецов.

От лица Dassault выступил Франсис Бернар - один из основателей компании, занимающий сегодня пост советника исполнительного комитета. Он остановился на эволюции методов проектирования, которые за несколько десятилетий прошли длинный путь - от создания бумажных чертежей до использования автоматизированных систем трехмерного моделирования. Сейчас начинается новый этап - этап управления жизненным циклом изделия. Эта технология возникла не на пустом месте, а была создана в ответ на запросы заказчиков.

Франсис Бернар:

"На сегодня наша самая главная задача - открыть офис в Москве"

Сейчас промышленные предприятия предъявляют новые требования к методам проектирования. Ведь изделия становятся все более сложными (некоторые имеют до нескольких миллионов деталей), цикл разработки сокращается, в создании продукции участвует множество предприятий. Современные методы автоматизации должны учитывать веяния времени и поддерживать совместную работу всех участников проекта.

Для решения этих задач альянс IBM/Dassault предлагает интегрированный пакет PLM-продуктов V5, включающий систему автоматизации проектирования CATIA, две программы управления инженерными данными - SmarTeam и Enovia, а также среду моделирования производственных процессов Delmia. Но Rand, по словам Леонида Кузнецова, сосредоточится не на всех этих продуктах, а будет делать упор на CATIA и SmarTeam.

Очевидно, что успешное продвижение PLM-систем в России требует поддержки русского языка, национальных стандартов оформления чертежей и требований производства. Нельзя забывать и о переводе методик обучения. "Локализация необходима, - уверен г-н Бернар, - и мы выполняем эту работу вместе с IBM и Rand". Чтобы поддержать своих пользователей и союзников, компания Dassault собирается открыть офис в Москве. "На сегодня это наша самая главная задача", - закончил свое выступление г-н Бернар.

О подходе Rand к внедрению PLM рассказал менеджер по корпоративным проектам в СНГ Владимир Ковалевский. Он подчеркнул, что поскольку универсального PLM-решения не существует, реализация этой технологии у каждого заказчика уникальна. Поэтому, начиная проект, предприятие должно заранее учесть ряд подводных камней, которые могут осложнить его реализацию, а для этого стоит воспользоваться помощью специалистов, имеющих опыт работы в данной области. Необходимо помнить, что внедрение PLM - процесс длительный, требующий совместных усилий системного интегратора и предприятия. Для этого обе стороны должны создать единую группу, в которой лидирующая роль будет принадлежать представителям заказчика. Очень важно, чтобы автоматизация предприятия была согласована со стратегическим планом его развития, иначе отдельные группы будут "тянуть одеяло на себя" и все может закончиться провалом. Поскольку проект длится долго, следует обязательно предусмотреть промежуточные оценки результатов отдельных его этапов. Без этого будет сложно определить пользу от внедрения PLM.

Мы приводим далеко не полный перечень рекомендаций Rand. На самом деле их гораздо больше. "Наше ноу-хау заключается в применении метода итерации", - сказал Владимир Ковалевский и объяснил, что обычно проект разбивается на четыре этапа: подготовка, автоматизация отдельных аспектов и технологий с помощью САПР, обучение людей и внедрение групповой работы. Каждый из них включает три фазы: приобретение ПО, получение навыков работы с ним и организационные изменения. "На каждом этапе все три фазы повторяются, но при этом в работу вовлекаются новые подразделения и люди, - отметил он. - В результате проект развивается по спирали". Таким образом, процесс внедрения формализуется. "Только применение формальной методики позволяет сократить риск неудачи и получить экономический эффект при внедрении сложных проектов PLM", - считает г-н Ковалевский.

Чтобы заявления о преимуществах PLM не были голословными, представители Rand провели небольшую "живую" демонстрацию этой технологии на примерах реализации типовых бизнес-процессов промышленного предприятия. В частности, они показали, как удобно с помощью SmarTeam вносить изменения в электродвигатель для удовлетворения требований заказчика.

Не были забыты и собственные приложения Rand. Сотрудники центра разработок Rand рассказали, что первое из них - Q-Checker - обеспечивает высокое качество данных о продуктах. Эта программа ищет ошибки в данных, возникающие, например, при переносе информации из одной САПР в другую, при обмене сведениями с поставщиками оборудования и т.д. Q-Checker позволяет выполнять более 300 видов проверок и задействовать свыше 50 методов лечения. При обнаружении ошибки она ее документирует и предлагает рекомендации, как найденную ошибку исправить и избежать ее повторения в дальнейшем. Второе приложение, CETOL, служит для управления отклонениями и расчета допусков. Программа дает возможность провести статистический анализ моделей на ранних стадиях проектирования и учесть влияние отклонений в проекте, чтобы повысить качество изделий и исключить брак. Оба приложения интегрированы с продуктами Dassault.

В целом конференция показала, что компания Rand активно взялась за новое направление деятельности. И хотя быстро такую перестройку не выполнить, первые шаги уже сделаны.