IP-ТЕЛЕФОНИЯ

Европейская комиссия избрала мягкий подход к изменению правил оказания услуг

Кэрон Карлсон

Интернет-телефония по природе своей носит глобальный характер, поэтому найти место для этой перспективной технологии в рамках действующего законодательства пытаются страны всего мира. Не остается в стороне и Европейская комиссия, которая уже приступила к разработке рекомендаций и обещает опубликовать их еще до конца нынешнего года. Недавно начали поступать первые отзывы на ее предложения относительно обязанностей поставщиков услуг IP-телефонии.

Особых изменений в существующие правила комиссия вносить не стала, предоставив операторам связи возможность едва ли не добровольно принимать на себя те или иные обязательства. Основное внимание она уделила одному направлению - каким образом следует информировать пользователей об услугах. В отличие от Федеральной комиссии по связи (ФКС) США, органы Европейского сообщества прямой власти над региональными операторами связи не имеют и поэтому могут воздействовать на них только через правительства отдельных государств.

В Европе, как и в Америке, под действие сегодняшних правил попадают не все виды IP-телефонии. Обеспечение связи между двумя IP-интерфейсами с применением приложений для ПК, например, в это законодательное поле не попадает. За его рамками остается и услуга Free World Dialup фирмы Pulver.com, которая до начала нынешнего года считалась неподвластной и американской ФКС. В то же время применение IP-телефонии для подключения к телефонной сети общего пользования в Старом Свете строго регламентировано. Напомним, что и Федеральная комиссия по связи США лишь не так давно решила отменить все исключения в отношении услуг IP-телефонии, предоставляемых корпорацией AT&T.

Точное определение места IP-телефонии в общей законодательной системе - одно из первых препятствий, с которым сталкиваются государственные службы по обе стороны Атлантического океана. На первый взгляд, это может показаться чисто академической проблемой, однако ее решение обещает самым серьезным образом повлиять и на поставщиков услуг, и на их потребителей. Такой точки зрения, в частности, придерживается Аксель Спайс, европейский адвокат вашингтонской юридической фирмы Swidler Berlin Shereff Friedman LLP.

Проблемы IP-телефонии в США и Европе

ФКС

ЕС

ЭКСТРЕННАЯ СВЯЗЬ

Обсуждает, в какой степени принцип добровольного консенсуса будет способствовать развертыванию системы экстренного вызова в сетях IP-телефонии

Предлагает, чтобы операторы IP-телефонии предоставляли своим клиентам информацию о том, как получить доступ к службе экстренной связи и определения местоположения абонента

ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ/СЕТЕЙ

Обсуждает, в какой степени определенные классы IP-услуг, предлагаемых поставщиками без собственной аппаратной базы, будут способствовать универсализации обслуживания клиентов

Предлагает возложить ответственность за универсальную инфраструктуру обслуживания только на тех провайдеров, которые управляют базовой инфраструктурой

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

Изучает возможность использования IP-устройств не только дома, но и в зарубежных поездках, а также решает, под юрисдикцию какого министерства - юстиции или торговли - подпадает быстро растущее использование IP-сервисов

Предлагает обязать операторов IP-телефонии информировать своих клиентов о возможных последствиях перебоев в электроснабжении

От классификации IP-телефонии зависит, войдут ли поставщики созданных на ее основе услуг в систему сохранения номеров или нет. А от этого во многом будет зависеть привлекательность их предложений для тех, кто предпочитает оставить за собой прежний номер телефона при переходе к другому провайдеру.

Новых же операторов связи на обоих континентах гораздо больше тревожит другой вопрос IP-телефонии, который можно смело назвать важнейшим для любых дебатов по телекоммуникационному законодательству. Их интересует, каким образом власти собираются открыть для конкурентов местные каналы связи (монопольные в прошлом). Как отметил Спайс, представляющий в США ассоциацию альтернативных операторов связи Германии, на сегодняшний день львиная доля широкополосных каналов контролируется в Европе былым монополистом - компанией PTT (Post Telegraph and Telephone). Налагать особые обязательства на новых операторов связи он считает пока преждевременным, а вот в отношении владельцев базовой инфраструктуры, особенно так называемой "последней мили", просто необходимо вводить четкие законодательные правила.

Мнение Спайса разделяет и американская ассоциация телекоммуникационных компаний CompTel ASCENT, объединяющая в своих рядах AT&T, MCI, Global Crossing и десятки других альтернативных операторов связи. Она настаивает на том, что Европейская комиссия должна гарантировать необходимый уровень доступа к абонентским линиям традиционных телефонных компаний. Организация, в частности, требует, чтобы комиссия воздействовала на правительства стран - членов ЕС и не допустила распространения власти традиционных операторов связи на зарождающийся рынок IP-телефонии. Такая угроза возникает из-за того, что именно им принадлежат сегодня выделенные каналы связи и подключения DSL.

"Мы опасаемся, что в Европе произойдет то, с чем мы никак не можем разобраться у себя. Старые телекоммуникационные компании начали уже и там развертывать собственные сервисы IP-телефонии, - сказал Стефен Тротман, старший вице-президент CompTel ASCENT, курирующий программы и систему образования своей ассоциации. - До тех пор пока такие услуги не связаны в единую сеть, законодателям следует меньше касаться условий их предоставления, а больше внимания уделять проблеме общего доступа к базовой инфраструктуре".

На повестке дня законодателей и в Европе, и в США стоит еще один существенный вопрос: должны ли операторы IP-телефонии обеспечивать экстренную связь. Европейская комиссия склоняется к тому, что компаниям, телефонные IP-сети которых имеют выход на телефонную сеть общего пользования, достаточно лишь информировать своих клиентов о наличии такой возможности.