КОНФЕРЕНЦИИ

Для проведения ежегодной конференции, посвященной новейшим информационным технологиям в управлении предприятием, компания "Оптима" выбрала греческий остров Крит. Спонсорами выступили партнеры российского системного интегратора - компании Alcatel, APC, Barco, Cisco, Elteco, MGE, Nortal, OXS, Philips, SAP и Siemens.

Сочетание древней культуры и современных технологий придало особую окраску этому мероприятию, собравшему около 150 специалистов российских организаций, а также представителей ведущих западных фирм. Ведь Крит - это колыбель европейской цивилизации. Именно здесь находятся руины знаменитого Кносского дворца - памятника загадочной минойской культуры, существовавшей уже за несколько тысяч лет до нашей эры. На таком фоне доклады о последних достижениях в области ИТ звучали особенно ярко.

Основная цель конференции - обмен опытом в реализации ИТ-проектов. Поэтому видное место на ней занимали выступления клиентов "Оптимы", посвященные внедренным решениям. Представители федеральной сетевой компании "ЕЭС России", Первоуральского новотрубного завода, Черепетской ГРЭС, "НК Роснефть", "Оренбургэнерго" и "Полтавооблэнерго" рассказали о реализованных системах, полученных результатах и планах на будущее. Такая практическая направленность - главная особенность нынешней конференции. По словам коммерческого директора "Оптимы" Михаила Солнцева, на предыдущих мероприятиях выступали только специалисты самой компании и ее партнеров-вендоров. В этом году было решено предоставить роль первой скрипки самим заказчикам и дать им возможность поделиться опытом в области внедрения ИТ-проектов вместе с "Оптимой". "Нам кажется, что это - более удобная форма, - сказал Михаил Солнцев. - Например, один энергетик может сообщить другому, как у него работает то или иное решение". По его мнению, такая информация повысит доверие к предложениям "Оптимы" у предприятий, еще не работавших с этой компанией. А таких на конференции было немало - более 70% участников составляли именно потенциальные заказчики.

Доклады пользователей отличались большим разнообразием. В них рассказывалось о внедрении систем для связи (телефонной, транкинговой, цифровой и т. д.), управления предприятием, организации документооборота, бюджетирования, обеспечения информационной безопасности, поддержки финансово-экономической деятельности. Такая разноплановость отражает широту интересов "Оптимы". У компании много направлений деятельности - от разработки ПО и построения сетей до интеграции приложений и управленческого консалтинга.

Чтобы избежать распыления усилий и повысить эффективность бизнеса, недавно было решено преобразовать компанию в холдинг, в состав которого войдут шесть подразделений: системный интегратор "Оптима", внедренческая фирма OXS, телекоммуникационная компания Optitelecom, центр по разработке ПО, учебный центр и представительства в Европе и США. Как объяснил Михаил Солнцев, холдинговая структура позволяет более эффективно управлять деятельностью и координировать усилия по продажам, реализации, оптимизации и распределению инвестиций.

Но на конференции в основном говорилось о системной интеграции. Практическим опытом внедрения информационных систем на предприятии поделился Александр Жигалин, директор по продажам компании OXS. В своем докладе он развенчал распространенные мифы об ИТ. Например, многие полагают, что информационные системы нужны только отделу ИТ. На самом деле - это инструмент для руководителей. Нередко предприятия считают себя настолько своеобразными, что не могут, как они утверждают, использовать стандартные продукты. Но ведь в этих продуктах предусмотрены средства поддержки самых разных бизнес-процессов, и нужно только выбрать наиболее подходящие и настроить их под свои требования. Не следует полностью полагаться на консалтинговую компанию. Сотрудники предприятия обязательно должны участвовать в проекте. Не стоит также думать, что проект внедрения нельзя закончить, а можно только остановить. Это характерно только для "ползучей автоматизации", т. е. реализации решений без четкого плана и стратегии. Г-н Жигалин также выделил основные факторы успеха ИТ-проектов, главный из которых - внимание со стороны руководителей. По его словам, анализ неудачных проектов показал, что примерно в 40% случаев причина заключалась в недостаточной поддержке руководства и лишь в 2% - в недофинансировании.

Чтобы облегчить предприятиям непростую задачу выбора и реализации ИТ-решений, "Оптима" создает центры компетенции, где заказчик может заранее опробовать то, что ему нужно. Ведь в крупных проектах речь идет не об отдельном продукте, а о сложных интегрированных системах. И только в таком центре организация может опробовать различную технику, решения, ПО, оценить производительность, проверить масштабируемость и стыкуемость новых типов оборудования с тем, что уже есть. Поскольку "Оптима" ориентирована на вертикальные решения, то ее центры компетенции имеют отраслевую направленность. Так, около двух лет назад был открыт центр для электроэнергетики, сейчас создается подобная структура по задачам антитеррористической направленности (недавно "Оптима" выиграла тендер по созданию межведомственной информационно-аналитической системы "Антитеррор"), а затем - по решениям в нефтегазовой промышленности.

Такие планы, кстати, отражают перемены в структуре доходов компании: в 2002 г. на электроэнергетику приходилось 62% оборота, а в нынешнем году - 39%. Впрочем, отметил Михаил Солнцев, это не значит, что в абсолютных цифрах оборот сократился. Просто "Оптима" старается диверсифицировать свой бизнес, чтобы не зависеть от рыночной конъюнктуры в одной области. "Наши ближайшие планы - выход в секторы промышленности и финансов, - сказал Михаил Солнцев. - А сейчас мы развиваем нефтегазовое направление, причем в основном за счет инфраструктурных и консалтинговых работ". В связи с этим компания собирается заняться системами АСУ ТП. Для нее это - новое направление, но ведь такие системы нужны везде - и в электроэнергетике, и в нефтегазовой отрасли, и в промышленности. "В холдинге, - объявил Михаил Солнцев, - будет создана единая вертикаль решений. На нижнем уровне планируется решать задачи АСУ ТП (для разных отраслей), на среднем - инфраструктурные (внедрение телекоммуникационных, аппаратных и программных платформ) и на верхнем - системные задачи (реализация технологий документооборота, управления потоками задач, финансов и учета, интеграции приложений)".

Структура дохода "Оптимы" в 2004 г.

На конференции подчеркивалась еще одна особенности "Оптимы" - мультивендорность; другими словами, в каждом технологическом направлении компания старается работать с несколькими поставщиками. Так, по одним только источникам бесперебойного питания было представлено три доклада. "Наша концепция - разумная конкуренция между вендорами, - заявил Михаил Солнцев. - Мы считаем, что моновендорность ограничивает наши возможности. Между вендорами должна быть разумная конкуренция - это влияет на уровень поддержки и размер скидок". Компания распространила такой подход даже на область документооборота, в которой у нее есть собственный продукт Optima-Workflow. "Мы не замыкаемся на одной своей системе, - сообщил Михаил Солнцев. - В нынешнем году заключено соглашение с фирмой Documentum с целью удовлетворения требований тех заказчиков, которым нужен зарубежный бренд". На вопрос о том, как решается проблема конкуренции между собственным продуктом компании и чужим, он ответил, что особых проблем не возникает, так как в крупных организациях на верхнем уровне часто внедряется дорогое мощное зарубежное решение, такое, как Documentum, а на нижнем - в дочерних структурах - более простые программы, в частности Optima-Workflow.

Стратегия диверсификации и мультивендорности приносит свои плоды - распределение доходов по отраслям становится более равномерным (см. диагр.), растет общий оборот "Оптимы": в 2002-м - 55 млн. долл., в 2003-м - 81 млн. долл. и в 2004-м - 110 млн. долл. (план).