О целях и методах проведения нестандартных маркетинговых программ

Население государства, пережившего несколько династий императоров, социалистическую революцию, движение хунвейбинов и т. д., а ныне строящего коммунизм (под руководством соответствующей партии) и стремящегося среди прочего занять лидирующие позиции по объемам производства информационно-коммуникационного оборудования, приближается к 1,5 млрд. человек. Обитатели данной страны - а это практически каждый четвертый житель планеты! - считают, что настоящим героем может чувствовать себя лишь тот, кто хотя бы раз в жизни забрался на Великую Китайскую стену, первые, сначала разрозненные, сегменты которой начали возводиться еще в IV веке до нашей эры.

Победители "Трассы Logitech" побывали на Великой Китайской стене...

Отчасти именно этим обстоятельством руководствовались организаторы второго этапа долгосрочной маркетинговой программы AlionXteam (http://xteam.alion.ru), получившего название "Трасса Logitech". Победители этапа были премированы поездкой в Поднебесную, где за восемь дней путешествия (5-13 ноября) преодолели почти 12 тыс. км по воздуху, сменили четыре гостиницы, а также прошли пешком, в том числе по горным тропам, проехали на поездах, автобусах, джипах и фуникулерах около 2000 километров.

Великая Китайская стена как предвестник магистральных волоконно-оптических линий связи

Решение о сооружении сплошной стены общей протяженностью в несколько тысяч километров - точной длины стены, неоднократно перестраиваемой вплоть до XVII века, не знает никто! - было принято императором Цинь Шихуанди после объединения Китая в 221 г. до нашей эры. Основное назначение самого протяженного в мире памятника оборонного зодчества - при хорошей погоде его отчетливо видно даже из космоса - прикрытие северо-западных границ империи от постоянных нападений агрессивно настроенных кочевых племен. Благодаря данному сооружению, не только исключительно длинному, но и достаточно широкому (на его отдельных участках свободно могли разъехаться две колесницы!), в нужный момент на место вооруженного конфликта можно было оперативно доставить соответствующим образом обученные отряды быстрого реагирования. Кроме того, стена несла информационно-коммуникационную функцию: с помощью системы передаваемых от башни к башне условных оптических сигналов (языков пламени) сведения о подозрительных перемещениях кочевников и предполагаемой численности их отрядов мгновенно передавались куда следует.

Участники спортивно-познавательной части "Трассы" побывали на Великой Китайской стене (участок Сыматай, сохранившийся в первозданном виде и проходящий по горному хребту Яньшан, расположенному примерно в 45 км от Пекина), осмотрели многочисленные резиденции императоров и храмы (в том числе знаменитый Храм Неба, выстроенный 400 лет назад из дерева и прекрасно сохранившийся), полюбовались потрясающими горными пейзажами, с риском для жизни переправились по шаткому навесному мосту через бездонную пропасть, совершили паломничество в легендарный Шаолинь, где не только отобедали в одной столовой с монахами, но и под руководством опытного мастера ушу с 20-летним стажем осваивали элементы боевых искусств. Для сведения - монастырь Шаолинь ведет свою историю с V века, славится чистейшим горным воздухом, расположен в изумительной по красоте местности и ныне является крупнейшим центром подготовки будущих охранников и телохранителей (эти профессии в Китае считаются очень престижными). В нем с пятилетнего возраста многие сотни, если не тысячи, ребятишек с раннего утра до позднего вечера за определенную плату самозабвенно обучаются не только единоборствам с применением всевозможных видов холодного оружия, но и английскому языку.

...осмотрели "Ворота дракона"...

Незабываемое впечатление оставило посещение гротов "Ворота дракона" - уникального храмового комплекса под открытым небом, построенного в 494 г., расположенного у подножия гор в окрестностях г. Лоян и насчитывающего более 100 тыс. наскальных изображений Будды. По замыслу организаторов, восьмидневное отлучение менеджеров ИТ-фирм от мирской суеты и беспрерывного потока срочных дел, их "групповое погружение" в историю Китая и философию его мудрецов (основной тезис которой звучит примерно так: "Все нужно делать без вреда для окружающей среды, не спеша, основательно и по заранее продуманному плану") должны способствовать формированию у партнеров правильного взгляда на жизнь и сплочению участников программы AlionXteam в команду единомышленников.

...провели два дня в легендарном Шаолине...

Как отметила директор по маркетингу компании "Алион" Анастасия Суханцева, победители первого этапа AlionXteam ("Восхождение с Konica Minolta") после совместного путешествия на Камчатку организовали своего рода неформальный клуб и теперь при каждом удобном случае встречаются и обсуждают различные аспекты бытия. Идею организации "китайского клуба" высказали и участники "Трассы Logitech". Надо полагать, сходная мысль возникнет и у победителей идущей сейчас акции "Сплав с Olympus", которых планируется "командировать" во Вьетнам.

Историческая спираль

Интересно отметить, что в Поднебесной каждая династия начиналась, как правило, с императора-реформатора, пытавшегося улучшить жизнь всех слоев общества и потому пользовавшегося поддержкой подавляющего большинства населения. Но со временем наследники престола, а вслед за ними и все уровни власти все больше заботились исключительно о собственном благополучии и все меньше - о нуждах народа. В какой-то момент терпение трудящихся лопалось и престол занимал представитель новой династии, предлагавший империи хорошо смотрящийся "бизнес-план". Затем история повторялась. Ныне занимать руководящие должности в государственных учреждениях Китая имеют право лишь члены Коммунистической партии.

Всего же в рамках годовой программы AlionXteam предполагается проведение шести двухмесячных этапов акций. Следующий - "Горная велогонка с Creative" (декабрь 2004 г. - январь 2005 г.). Суперфинал состоится в апреле - мае 2005-го. Однако не следует думать, что на каждом из этапов при подведении итогов "соревнования" учитываются закупки лишь оборудования соответствующего вендора. На самом деле во внимание принимаются все заказы. Но на продукцию поставщика, чей флаг возьмут с собой в дальний поход "чемпионы", во время акции устанавливаются самые высокие весовые коэффициенты.

...и оценили мастерство местных артистов

Говорить об экономической эффективности всей программы AlionXteam еще рано, но популярность ее отдельных этапов налицо. По словам г-жи Суханцевой, в каждом этапе принимает участие около 130 фирм-дилеров из более чем 30 городов. При этом во время деловой части "Восхождения" (июнь-июль) продажи оборудования Konica Minolta выросли в "Алионе" по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в 2,3 раза, а деловая часть "Трассы" (август-сентябрь) обеспечила увеличение продаж оборудования Logitech на 50%. В целом же за четыре месяца (июнь-сентябрь) оборот "Алиона" превысил аналогичный показатель прошлого года на 75%. Но дело не только в цифрах, характеризующих отчетные периоды. Проводя долгосрочные комплексные маркетинговые программы с оригинальными призами - активно-экстремальными поездками для победителей (помимо вышеназванных путешествий на Камчатку и в Китай, команды AlionXteam участвовали в гонках на выживание, соревновались на квадрациклах, прыгали с парашютом, летали на парапланах), "Алион" работает на перспективу и делает так, чтобы при прочих равных условиях дилеры закупали товар именно в этой компании.