ПРОЕКТЫ

Телекоммуникационная отрасль является одной из самых быстрорастущих в российской экономике: только в 2003 г. в стране было установлено свыше трех миллионов новых телефонных номеров, что значительно больше аналогичного показателя 2002-го. Инвестиции в фиксированную связь в прошлом году выросли на 40% и составили 84,7 млрд. руб. (см. PC Week/RE, N 9/ 2003, с. 1).

В то же время по уровню телефонизации (количество аппаратов на 100 жителей), составляющему, по оценкам Министерства информационных технологий и связи РФ, 22% (цифры по фиксированной связи), Россия по-прежнему значительно уступает многим развитым странам мира: даже в Восточной Европе на 100 жителей приходится 40 телефонных аппаратов.

В нынешнем году сохраняются высокие объемы инвестиций в расширение телекоммуникационных сетей общего пользования. Ряд системных интеграторов занимается модернизацией и развитием сетей фиксированной связи по заказу межрегиональных компаний (МРК) "Связьинвеста" (www.svyazinvest.ru) во всех уголках страны. Среди участников - фирмы ВСС (Business Computer Center, www.bcc.ru), "Открытые Технологии" (www.ot.ru) и INLINE Technologies (www.in-line.ru). Об их последних проектах и пойдет рассказ в нашей статье.

ВСС выполняет заказы четырех МРК

Компания BCC реализовала комплексный проект по поставке и интеграции телекоммуникационного оборудования для четырех крупнейших операторов фиксированной связи страны, входящих в холдинг "Связьинвест", - ОАО "ЦентрТелеком", "ВолгаТелеком", "Северо-Западный Телеком" и "Южная телекоммуникационная компания" (ЮТК).

С целью предоставления абонентам более качественной связи, а также для подключения новых участков и населенных пунктов руководители этих четырех крупнейших компаний приняли решение о замене устаревшего оборудования опорных городских и региональных сетей связи.

Модернизацию оборудования нужно было провести в четырех филиалах "ЦентрТелекома" (Ивановском, Костромском, Тверском и Тамбовском), трех филиалах "ВолгаТелекома" (Кировском, Самарском, Удмуртском), в Новгородском филиале МРК "Северо-Западного Телекома", а также в "Карачаево-Черкесскэлектросвязи" - филиале компании ЮТК.

ВСС уже обладала большим опытом работы в сложных крупномасштабных проектах на федеральном уровне. Ранее она сотрудничала с "ЦентрТелекомом", например, этой весной она модернизировала систему энергоснабжения оборудования связи для костромского филиала компании. Кроме того, компания участвовала в поставках компьютерного оборудования и создала центр обработки данных для "Кубаньэлектросвязи", входящей в ЮТК. Значительные проекты были реализованы и в "Северо-Западном Телекоме".

"Телекоммуникационные сети - объект стратегического значения для любого государства, однако большая часть оборудования телефонной связи, функционирующего в настоящее время в российских телекоммуникационных сетях, работает на пределе своих возможностей: по оценкам специалистов, ресурс существующих аналоговых систем будет исчерпан в ближайшие 10 лет, - сказал президент BCC Валерий Липкин. - В то же время низким техническим уровнем оборудования во многом определяется и низкая эффективность работы предприятий электросвязи".

В рамках настоящего проекта ВСС осуществила весь комплекс работ по системной интеграции - поставку оборудования, координацию действий всех участвующих организаций, разработку наиболее оптимальных финансовых схем, оперативный ИТ-консалтинг.

В качестве технологической основы была выбрана аппаратура компании ECI Telecom, в том числе различные модификации унифицированной оптической транспортной платформы XDM для опорных городских и региональных сетей - XDM-100, XDM-400, XDM-500 и XDM-1000. Кроме того, были инсталлированы мультиплексоры SDM-1 и SDM-4 для SDH-сетей.

"Все российские операторы связи понимают, что одним из наиболее эффективных путей повышения качества услуг является замена устаревших аналоговых телекоммуникационных устройств на цифровые, доля которых в России сейчас составляет всего 31%, тогда как в Восточной Европе этот показатель достигает 80%, - отметил Валерий Липкин. - При этом важно, чтобы данная работа была выполнена как можно более оперативно и без ущерба для абонентов".

Корпоративная сеть "Дальсвязи"

Компания INLINE Technologies завершила очередной этап проекта по созданию единой корпоративной системы IP-телефонии для МРК "Дальсвязь". В рамках данного проекта она спроектировала и внедрила корпоративную сеть передачи информации (КСПИ), объединившую центральный офис во Владивостоке и представительство в Москве.

КСПИ, реализованная в соответствии с многоуровневой архитектурой построения компьютерных сетей, стала основой для последующего развертывания корпоративной системы IP-телефонии. В проекте использованы высокопроизводительные коммутаторы Cisco Catalyst серий 3550 и 3750, которые предоставляют надежную среду для интегрированной передачи данных и голосового трафика с поддержкой качества обслуживания QoS (Quality of Service).

Точки беспроводного доступа Cisco Aironet серии 1200 обеспечивают тесную интеграцию инфраструктуры Wi-Fi с компьютерной сетью, благодаря чему сотрудники компании получают возможность мобильной работы.

Система корпоративной IP-телефонии построена на базе архитектуры Cisco AVVID, основу которой составляют серверы обработки вызовов под управлением ПО Cisco CallManager. Построение модуля IP-телефонии в центральном и удаленном офисах имеет определенные различия.

Если в центральном офисе модуль IP-телефонии содержит серверы обработки вызовов, серверы приложений IP-телефонии и голосовые шлюзы для сопряжения с телефонной сетью общего пользования (ТфОП), то в удаленном - только голосовой шлюз для сопряжения с ТфОП с функцией резервирования серверов обработки вызовов на случай неисправности WAN-канала связи с центром.

Простота построения распределенных телефонных систем благодаря гибкой архитектуре Cisco AVVID позволила организовать виртуальный офис Владивосток - Москва на расстоянии более 9 тыс. км. При этом сотрудникам московского представительства и центрального офиса в равной степени доступны все сервисы.

Решение по созданию единой корпоративной системы IP-телефонии дает существенные преимущества, в том числе прямые московские номера в офисе Владивостока и прямые владивостокские номера в Москве; снижение расходов на междугородные переговоры; отказ от затрат на построение отдельной телефонной системы в удаленном офисе; сокращение эксплуатационных расходов; простое и удобное использование телефонных услуг и сервисов IP-телефонии.

Кроме того, единая корпоративная система IP-телефонии предоставляет ряд дополнительных услуг. В частности, система универсальной голосовой почты Cisco Unity, интегрированная с корпоративной почтовой системой Lotus Domino, обеспечивает сервис интеграции голосовой и электронной почты для всех абонентов IP-телефонии.

Консоль секретаря Cisco CallManager Attendant Console и автосекретарь Cisco CallManager AutoAttendant, которые входят в поставку Cisco CallManager, позволяют легко управлять потоком входящих вызовов.

XML-приложения, такие, как корпоративный каталог, персональная адресная книга, персональный ускоренный набор, а также возможность получать информацию обо всех пропущенных, выполненных и принятых вызовах повышают эффективность коммуникации сотрудников внутри компании и их взаимодействия с клиентами.

В ближайших планах "Дальсвязи" - распространение IP-телефонии на филиалы компании, а также внедрение видеотелефонии с использованием Cisco VT Advantage для массового внедрения, видеотерминалов Tandberg - для VIP- и конференц-залов, а Cisco IP/VC серии 3500 - в качестве ресурса для видеоконференцсвязи. При этом инициализация видеовызова ничем не будет отличаться от обычного телефонного вызова, а организация видеоконференцсвязи будет проводиться с такой же легкостью, как и обычная аудиоконференция.