ИНТЕРВЬЮ

Следующее поколение сетей Cisco Systems вырастет умным и защищенным

На проходившем в октябре ежегодном форуме CiscoExpo (см. PC Week, N 38/2004, с. 45) российскому сообществу ИТ-специалистов была представлена программа развития сетей на несколько ближайших лет. Корпорация Cisco намерена превратить сети в их нынешнем понимании в глобальную систему коммуникационных сервисов, которая объединит сетевую инфраструктуру, ресурсы и пользовательские приложения. Новая разумная сеть будет хорошо защищена и открыта для пользовательских терминалов с любым способом доступа. Эту впечатляющую технологическую перспективу демонстрировал собравшимся вице-президент Cisco Systems по маркетингу и планированию в регионе EMEA Ник Эрл (Nick Earle). Он отвечает за планирование бизнеса и оперативную деятельность в регионе, на который приходится 30% прибыли корпорации.

Ник Эрл:

"Cisco вкладывает средства в исследователей и разработчиков"

Ник Эрл - признанный эксперт в области новых бизнес-моделей и электронного бизнеса, соавтор книги "От dot.com к dot.profit". Он работает в ИТ-отрасли уже 25 лет, до прихода в Cisco занимал высокие должности в Hewlett-Packard и возглавлял StreamServe.

С г-ном Эрлом встретился научный редактор PC Week/RE Александр Евангели.

PC Week: Традиционно стратегия Cisco в области технологического развития состояла в том, чтобы поглощать компании, создавшие инновационные технологии. Не кажется ли вам, что инвестирование в собственные исследования предполагает более глубокое видение технологической перспективы, чем приобретение компаний?

Ник Эрл: Совершенно согласен, что инвестиции в собственные исследования и конструкторские разработки имеют огромное значение. В минувшем году Cisco направила на эти цели 3,5 млрд. долл. Что же касается приобретения других компаний, то вы могли заметить, что в последнее время мы вкладываем средства в приобретение не рыночной доли, а сотрудников. В прошлом мы всегда поглощали очень крупных игроков, сейчас - компании гораздо меньшего размера. В сентябре мы купили две компании, это было наше 90-е и 91-е приобретение, но стоили они порядка 100 млн. долл. каждая. И в основном мы инвестировали в инженеров, ученых и специалистов по конструкторским разработкам.

Таким образом, вы видите, что наша стратегия меняется: мы приобретаем не столько пользовательскую базу, сколько разработчиков и исследователей. В частности, совсем недавно мы приобрели компанию, чьи разработки позволят нам более детально исследовать пакеты, передаваемые по сетям.

Кроме того, мы инвестируем в собственные исследования. Наш бюджет на НИОКР в этом году примерно равен прошлогоднему.

PC Week: Тем не менее покупка компаний - это всегда долгосрочная инвестиция в ту или иную технологию. Есть ли у Cisco собственное видение технологической перспективы, или покупка компаний определяется текущими потребностями рынка?

Н. Э.: Несомненно, у нас есть собственное долгосрочное технологическое видение, понимание целей долгосрочного инвестирования. Наша стратегия называется Intelligent Information Network - "интеллектуальная информационная сеть". Она предполагает движение от базовой связности к объединенным сетевым системам и объединение голоса, данных, видео в единой инфраструктуре, основанной на протоколе IP. И большинство приобретаемых нами компаний работали именно в этой области - в области системного управления, сетевого управления. Для нас важно всех подключить ко всем.

Конечно, мы не можем сейчас говорить о том, какие приобретения сделаем в будущем, но все, что мы приобретаем, так или иначе связано с программным обеспечением, НИОКР и с интеллектуальными функциями сети.

PC Week: Intelligent Information Network - это масштабная амбициозная стратегия, которая затрагивает всю отрасль. Что здесь меняется быстрее всего, где расположены точки роста?

Н. Э.: Самые высокие темпы роста наблюдаются в передовых технологиях. Это безопасность, IP-телефония, системы хранения, беспроводные технологии, оптические системы и решения для дома - вот шесть областей максимального роста. Наша стратегия состоит в том, чтобы в каждой из них развернуть бизнес объемом в миллиард долларов.

Кроме этого мы будем работать и над средствами, повышающими интеллектуальность сети, позволяющими распознавать приложения, которые в этой сети работают.

PC Week: Какие факторы определяют сегодня эволюцию коммуникационных технологий и как долго они будут действовать?

Н. Э.: Это очень большой вопрос. Самая серьезная проблема, стоящая сегодня перед заказчиками, - это соединение трех компонентов: инфраструктуры, приложений и бизнес-процессов. Все крупные компании - IBM, HP, Sun, Intel и другие - пытаются сделать это одинаково. Все они говорят об архитектуре, которая была бы сервисориентированной и позволяла бы реагировать на события. IBM это называет электронным бизнесом по требованию - business-on-demand. По требованию предоставляются услуги, идет реакция на события. Они также говорят о grid-вычислениях, когда компьютеры становятся коммунальной услугой. Чтобы реализовать идею grid-вычислений, необходимо все ресурсы рассматривать как единый виртуальный пул. Поэтому в шестерку приоритетных областей, о которых я говорил, входит хранение данных. Мы пытаемся полностью виртуализировать средства хранения, и за три года нами пройден огромный путь - от абсолютного нуля, когда у нас не было никаких продуктов, до сегодняшнего дня, когда наша доля на рынке систем хранения составляет 17%. Одна из самых быстроразвивающихся областей - это именно виртуализация инфраструктуры и приложений.

В то же время есть и другие тенденции - посмотрите, как развивается IP-телефония. Она выходит за рамки простой передачи голоса и начинает взаимодействовать со множеством приложений. И для всего этого необходима инфраструктура. Поэтому наш интеллектуальный маршрутизатор CRS-1 для магистралей, который мы недавно вывели на рынок, включает в себя функции голосовой связи и безопасности. Мы считаем, что эти функции должны изначально присутствовать во всех сетевых продуктах, а не накладываться на них впоследствии.

Итак, бизнесу нужна инфраструктура - сервисориентированная, гибкая, позволяющая быстро реагировать на события. Чтобы построить такую инфраструктуру, необходимы интеллектуальные функции на уровне всей сети. Очень важно обеспечить взаимосвязь приложений, свободный обмен данными на уровне приложений. Мы сейчас много над этим работаем.

Виртуализация инфраструктуры, средств хранения и приложений - действующие тенденции рынка. Кроме того, IP-телефония становится средством поддержки приложений, повышающих персональную производительность. Эти тенденции сохранятся и в обозримом будущем.

PC Week: Насколько далеко простирается технологическое визионерство Cisco?

Н. Э.: Обычно наш долгосрочный проект занимает три-четыре года. В разработке продуктов компания смотрит на три года вперед, в плане общего стратегического видения - примерно на пять лет. На больший срок строить планы бессмысленно. По крайней мере в течение этого пятилетия ситуацию будут определять интеллектуальность сети, ее способность распознавать транзакции - все те тенденции, что я уже называл.

PC Week: Те 3,5 млрд. долл., что компания потратит в этом году на исследования, очень скоро будут определять лицо отрасли. Как распределяется бюджет НИОКР?

Н. Э.: К сожалению, я не могу вам сообщить структуру бюджета.

PC Week: Тогда я спрошу иначе: каковы приоритеты Cisco в области исследований и разработок?

Н. Э.: К тем шести пунктам, о которых я уже говорил, надо добавить по крайней мере две области. Первая - предоставление управляемых услуг, вторая - программное обеспечение.

PC Week: Какие требования бизнес выдвигает перед разработчиками?

Н. Э.: Первое и самое главное сегодня - безопасность, об этом сказано уже достаточно. Кроме того - масштабируемость, и третье требование - управляемость. Принципиальна также поддержка VoIP, поскольку IP-телефония становится реальным инструментом бизнеса.

PC Week: Образ жизни современного человека в значительной степени определяется идеей мобильности. Как долго эта идея будет оставаться инновационной?

Н. Э.: В потребительском секторе идея мобильности уже перестала быть инновационной. Смотрите, у каждого есть телефон. Но когда вы приезжаете, например, в Москву или куда-нибудь еще, то вы не можете быть уверены, что там, где вы остановились, вы получите свободный беспроводной Интернет. Идея мобильности пока актуальна для бизнеса и еще некоторое время будет оставаться актуальной. Проблема в том, чтобы получить беспроводной доступ к корпоративной сети, сделать прозрачным беспроводной переход от мобильной сети третьего поколения к сети кампуса. Одна из ключевых технологий, которая здесь нужна, - определение присутствия абонентов в сети, способность сети определять, кто вы и где находитесь.

PC Week: Что вы ждете от повсеместного перевода сетей на шестую версию протокола IP?

Н. Э.: Все, абсолютно все коммуникационные устройства будут иметь IP-адрес, встроенные средства IPv6 и будут подключены в сеть. Это подключение будет более защищенным, чем в предыдущей версии.

PC Week: Как будет выглядеть бизнес после того, как Cisco погрузит его в среду тотальной коммуникации?

Н. Э.: Если коммуникация с внешним миром становится доступна из любой точки, то зачем надо выстраивать ее внутри компании, зачем специально строить внутреннюю сеть? Когда это произойдет, появятся сетевые виртуальные организации. Многие бизнесы функционально являются сетевым приложением, и они будут реализованы как приложения в Интернете. Компании смогут сократить свои расходы, получат выход на новые рынки.

PC Week: Что будет делать Cisco, когда темпы роста глобальных сетей начнут замедляться?

Н. Э.: Пока мы наблюдаем экспоненциальный рост. Вы правы в том, что это не может продолжаться долго. Но посмотрите на уровень проникновения технологий в России: 80% телефонов - аналоговые. Пока для нас еще много работы - передача голоса, видео. Когда IP победит окончательно, будем расти внутрь.

PC Week: Насколько важен для вас российский рынок?

Н. Э.: В России объем бизнеса за год вырос на 40%, а на мировом рынке - на 17%. Поэтому российский рынок важен. Но когда рост закончится и резервы иссякнут, российским компаниям останется уповать только на повышение эффективности труда. Тут очень важно понять, как правильно распределить силы и ресурсы, чтобы вложить их с максимальной эффективностью. Поэтому наши инвестиции направлены на создание условий для российских компаний, чтобы они смогли после нефтяного бума, опираясь на ИТ-задел, развиваться и повышать эффективность за счет производительности труда, а не экстенсивного роста.

PC Week: Спасибо за беседу.