КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Технологии интеграции приложений предприятия (EAI, Enterprise Application Integration) и управления бизнес-процессами (BPM, Business Process Management) становятся все более востребованными в информационных системах (ИС) российских организаций. Очевиден и рост интереса к этим технологиям со стороны отечественных ИТ-специалистов. В частности, на прошедшем в октябре X Форуме разработчиков банковских систем о своем интересе к средствам класса EAI и BPM говорили многие посетители, сотрудники российских банков. Динамика развития банковского бизнеса в нашей стране довольно высока; банки должны повышать качество обслуживания клиентов и предлагать все больше новых и разнообразных продуктов и услуг, а для этого необходимо наращивать число специализированных банковских приложений, поскольку основной автоматизированной банковской системы (АБС) уже недостаточно. В целом информационные системы банков становятся более разнородными по составу, и, как следствие этого, усложняется их эксплуатация.

Характерно высказывание Владимира Константинова, начальника управления автоматизации банка "Автомобильный банковский дом": "...Динамика происходящих изменений [внешней бизнес-среды] набирает все большие темпы. Это требует от нас такой же динамики при адаптации внутренних бизнес-процессов... Количество разнородного ПО, используемого для автоматизации разных сторон деятельности банка, не позволяет говорить об оперативном управлении сквозными процессами. Мы рассматриваем вопрос о переходе к новой АБС... прежде всего из-за ее возможностей управления бизнес-процессами банка, интеграции программных систем разных производителей на базе единого интеграционного подхода...".

На нынешнем форуме намного больше, чем в предыдущие годы, говорили о EAI и BPM в своих выступлениях и представители компаний - разработчиков АБС и специализированных банковских приложений. Эта тема была центральной в докладах Геннадия Заманского ("ФОРС - Банковские системы") и Андрея Джанбаева ("Кворум").

Геннадий Заманский подробно обосновал, идя от потребностей банковского бизнеса, необходимость интеграции банковских систем во всех ее аспектах (приложения, данные, распределенные структуры и т. д.). Но при обсуждении его доклада он весьма скептически оценил проведение интеграции в российских банках. Основной его аргумент был таков: стоимость традиционных средств класса EAI (а это десятки и даже сотни тысяч долларов) сопоставима со стоимостью интегрируемых АБС и приложений, поэтому лучше купить новую АБС с более широкой функциональностью, которая заменит и старую, и многие специализированные системы.

Очевидно, острота проблемы интеграции в этом случае если и не исчезнет, то намного снизится, и сама эта проблема может быть решена без применения дорогих традиционных средств класса EAI. Не имеет смысла делать евроремонт в "хрущевке", стоимость которого сравнима со стоимостью квартиры, пояснил свою позицию г-н Заманский, лучше ее продать и купить новую в хорошем доме. С этим нельзя не согласиться, а вот что касается интеграции приложений, то здесь можно обоснованно возразить. В 2003 г. появился новый класс интеграционного ПО - сервисная шина предприятия ESB (Enterprise Service Bus), позволяющая многим организациям провести "евроремонт" своих информационных систем - в виде интеграции приложений, - который ранее был им недоступен.

Андрей Джанбаев, выступавший как раз после г-на Заманского, говоря о подходе "Кворума" к интеграции ИТ-инфраструктуры банка на базе АБС NEXT, отметил, что он базируется на концепции ESB и компания предлагает его организациям различных отраслей при реализации заказных интеграционных проектов.

ESB бывают разные

Итак, в 2003 г. несколько небольших фирм, действующих в области EAI, выпустили продукты, определенные как ПО нового класса - сервисная шина предприятия ESB. В самом общем виде ESB предоставляет типовые сервисы коммуникации и интеграции через интерфейсы, определенные на основе отраслевых стандартов: JMS, JCA, XML, SOAP/ HTTP (см. рисунок). Кроме того, в рамках ESB можно добавить поддержку и для других интерфейсов, например COM, CICS, .NET и JDBC.

Архитектура ESB

ESB базируется на использовании некоторой среды передачи сообщений (коммуникационной шины) - часто это ПО класса MOM (Message Oriented Middleware), - которая реализует, как минимум, асинхронное взаимодействие приложений на основе функций подписки/публикации, маршрутизацию на основе анализа контента сообщений и функции их преобразования. Собственно же функциональность ESB реализуется "поверх" этой среды передачи сообщений, и объем ее варьируется в зависимости от конкретной реализации.

Концепции ESB в наиболее полной мере соответствуют ESB-продукты, которые Рой Шульте (Roy Schulte), вице-президент и ведущий исследователь аналитической компании Gartner Group, определяет как многопротокольные (multi-protocol) ESB. К этой категории он относит продукты производства Software AG, IONA, SeeBeyond, Sonic Software и Fiorano, позиционируемые как доступные (в ценовом отношении) широкому кругу предприятий интеграционные решения, особенно хорошо подходящие для поддержки композитных приложений и сервисориентированной архитектуры SOA (Service Oriented Architecture).

Некоторые поставщики ESB, в том числе фирмы Cape Clear и Digital Evolution, фокусируют свои продукты исключительно на поддержке SOAP/HTTP и Web-сервисов. Шульте выделяет и третью категорию ESB, определяемую как ESB-расширители (extenders), включая в нее продукты Event Routing фирмы KnowNow, поддерживающие архитектуру EDA (Event-Driven Architecture, управляемая событиями архитектура). Шульте определяет SOA как архитектуру с двусторонним взаимодействием "запрос - ответ", которое может быть синхронным или асинхронным, а EDA - как архитектуру с односторонним взаимодействием "уведомление", когда одна программа посылает асинхронное уведомление к n программам и ответ не требуется.

В целом же, полагает Шульте, "традиционное ПО промежуточного уровня (middleware) не может в полной мере поддерживать новые приложения, которые используют архитектуры SOA и EDA, Web-сервисы и управление бизнес-процессами (BPM). Поэтому архитекторы и менеджеры информационных систем должны добавить ESB к своим ИТ-инфраструктурам". К этому стоит добавить, что, как показывает практика, ESB часто успешно используется и со старыми приложениями, выступая как более дешевый, но вполне достаточный в функциональном отношении аналог традиционных средств EAI.

На прошедшей в середине ноября конференции Gartner Group по проблемам интеграции приложений и Web-сервисов (Gartner Application Integration and Web Services Summit) было отмечено, что во многих случаях функциональность ESB реализуется не в виде отдельного продукта, а как часть сервера приложений, интеграционной платформы или операционной системы.

В частности, Microsoft, по словам Скотта Вудгейта (Scott Woodgate), ведущего специалиста подразделения по интеграции бизнес-процессов (Business Process Integration Division) этой корпорации, не собирается выпускать отдельный ESB-продукт. Вудгейт полагает, что ESB - это решение для предоставления интеграционных возможностей массовому рынку за низкую цену, и утверждает, что сервер BizTalk уже отчасти делает это. Кроме того, в будущей операционной системе под кодовым названием Longhorn дополнительная функциональность ESB будет обеспечиваться на основе Web-сервисов.

Некоторые компании предпочитают трактовать ESB не как продукт, а как архитектуру. IBM, например, называет ESB "архитектурным чертежом (architectural pattern), определяющим полный, гибкий и согласованный подход к интеграции". Согласно Дэйву Кларку (Dave Clarke), менеджеру подразделения IBM WebSphere Business Integration Marketing, ESB "предоставляет инфраструктуру соединений (connectivity infrastructure), которая позволяет приложениям, выполняющимся на различных платформах, написанным на различных языках программирования и/или использующим различные модели программирования, связываться друг с другом с минимальными (если они вообще имеют место) изменениями самих этих приложений".

Кларк утверждает, что ESB-сервисы уже предоставляются различными продуктами IBM. Основные среди них - это WebSphere MQ V5.3, WebSphere Application Server V6.0 и WebSphere Business Integration Message Broker V5. Дополнительные сервисы предоставляются следующими продуктами: WebSphere Business Integration Connect для управления отношениями с партнерами; WebSphere Business Integration Server для координации процессов и управления потоками работ (workflow); IBM DB2 Information Integrator для обнаружения событий, связанных с базами данных; IBM DB2 Data Warehouses для отложенного (offline) анализа и IBM Tivoli для управления информационными системами. Новые сервисы могут добавляться к такой архитектуре по мере необходимости.

Безусловно, все эти трактовки ESB имеют право на жизнь. Но, пожалуй, предпочтителен подход к ESB как к продукту самостоятельному или входящему в другой продукт, так как в этих случаях "целое больше суммы частей" и появляются новые возможности, которые надо обсуждать отдельно и подробно.

EAI/BPM и ESB в России

Российский рынок средств класса EAI и BPM интенсивно развивается. Доказательство тому - растущая активность компаний, действующих в этом сегменте ИТ-рынка. Корпорации Oracle, IBM, Microsoft в своей маркетинговой деятельности в России последовательно наращивают усилия по продвижению своих продуктов этого класса, а компания BEA Systems открыла в нынешнем году в Москве представительство. Благодаря своим российским партнерам активизируются и небольшие компании - специалисты в этих областях, такие, как Tibco Software, FileNet, Ultimus и др. В ряде отечественных фирм - системных интеграторов созданы специализированные подразделения по интеграции приложений и автоматизации бизнес-процессов.

Но вот активности по продвижению ESB-продуктов практически не наблюдается. Что несколько странно, поскольку эти продукты, предназначенные для массового рынка, должны найти у нас даже большее признание, чем в западных странах.