НАВИГАЦИЯ

Оказывается, 15% английских фермеров уже имеют трактора и комбайны, которые самостоятельно вспахивают поля, используя GPS-навигацию, и многие сельхозпроизводители примериваются к роботам, убирающим помидоры, - появление такой новинки на рынке ожидается уже в ближайшем будущем. Система автономного управления трактором была создана американской фирмой AutoFarm (www.autofarm.com), которая адаптировала дорогостоящую авиационную GPS-систему, служившую для автоматической посадки воздушного судна, к управлению агротехникой. Ее огромный коммерческий успех отчасти объясняется тем, что вспашкой, рыхлением и вносом удобрений теперь можно заниматься круглые сутки семь дней в неделю без выходных и перерывов на обед. Особенно эффективны подобные устройства для больших ферм.

Участник Darpa’s Grand Challenge на дистанции

Автомобильная промышленность не отстает от сельского хозяйства: недавно на рынок Северной Америки вышла интеллектуальная новинка Lane Keeping Assist System (www.toyota.co.jp/en/tech/its/program/function/keeping.html), подающая условный сигнал, когда маршрут движения отклоняется в сторону соседней полосы. Другая система, берущая на себя управление, когда ожидаемое время до столкновения оказывается меньше расчетной минимальной реакции водителя, в настоящее время находится в стадии разработки. Впечатляющий список технических средств, повышающих безопасность движения, можно найти на сайте компании Honda (world.honda.com/ Tokyo2004/safety-environment).

По прогнозу экспертов, через два-три десятилетия автомобильные навигационные системы станут настолько совершенными и надежными, что смогут самостоятельно управлять движением транспортного средства, пока водитель читает газету. Но для этого нужно преодолеть проблемы трех типов: технологические, психологические и законодательные. И хотя, как считают инженеры, для самостоятельного движения автомобилей необходимы лишь более совершенные датчики и более мощные процессоры, опросы показывают, что этого недостаточно - многим просто нравится управлять автомобилем. Кроме того, непонятно, кто будет отвечать в случае аварии. Производители оборудования? Или все-таки водитель?

Несмотря на все эти сложности, экономические предпосылки для внедрения автономных навигационных систем налицо: по оценке американских экономистов, множество работников тратят два часа в день на то, чтобы добраться до службы и вернуться домой. Эти два часа считаются оторванными от производительного труда, и работодатели не прочь их хоть чем-нибудь занять. Кроме того, считается, что более 40 тыс. ДТП со смертельным исходом в США вызваны простой невнимательностью или усталостью водителей (www.commuter-register.org/crsnooze.html).

Навигационная система, способная управлять автомобилем, должна быть оснащена GPS-оборудованием, акселерометром и гироскопом. Последние позволяют определять местоположение машины в местах, где невозможно использовать спутниковую навигацию (например, в туннелях). Помимо этого необходимы системы, управляющие рулем, тормозами и газом, а также радары, позволяющие "видеть" окружающую обстановку, и процессоры, которые справлялись бы с потоком поступающей информации. Обработка таких данных требует огромных вычислительных ресурсов.

Особый интерес к автономным навигационным системам проявляют американские военные, планирующие к 2015 г. довести количество самодвижущегося транспорта в рядах армии США до одной трети. Работы над этим проектом координирует DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), исследовательское подразделение министерства обороны США, которое регулярно проводит в пустыне штата Невада ралли под названием Darpa’s Grand Challenge (www.darpa.mil/grandchallenge) - гонки автомобилей, оснащенных автономными навигационными системами (см. PC Week/ RE, N39/2004, с. 43).

Тем не менее большинство специалистов по автономным навигационным системам в глубине души убеждено, что человека, ведущего автомобиль по забитой машинами улице и успевающего увидеть ноги пешехода, обходящего автобус, в ближайшее время не удастся заменить никакими техническими средствами.