УСЛУГИ

"Московская городская телефонная сеть" (МГТС, www.mgts.ru), одна из крупнейших в мире компаний местной проводной связи, обслуживающая 4,2 млн. абонентов, в конце прошлого года начала предоставлять услуги междугородной и международной связи с использованием телематической службы передачи речевой информации и впервые вторглась в область IP-телефонии, в которой на столичном рынке уже действует более сотни предприятий, преимущественно небольших.

"Это исключительное событие для москвичей. МГТС совместит в себе удобство традиционной телефонии в смысле ее оплаты и набора номера и низкие цены альтернативных карточных операторов", - сказал один из руководителей МГТС.

Теперь для звонков в любую точку мира через телематическую службу МГТС абоненту необходимо набрать 8-499-76-543. Далее все как обычно: код страны, код города и номер вызываемого абонента.

"Фактически для наших абонентов можно говорить, с одной стороны, лишь о небольшом изменении правил набора "восьмерки", то есть выхода на междугородную и международную связь, с другой - о значительно более низких тарифах, - отметил представитель компании. - При этом не нужно, как у альтернативных операторов, где-то покупать карточки и еще дополнительно набирать ее PIN-код для идентификации".

Услуга предоставляется в кредит. По итогам месяца выставляется единый счет, куда входят международные и междугородные звонки, а также абонентская плата.

Многим московским абонентам станет удобнее и выгоднее звонить по "междугородке". Но чем обернется это событие для сектора дальней связи? Если обратиться к рынку IP-телефонии страны, то его объем, по данным аналитической службы "iKS-консалтинг", в 2004 г. должен достигнуть 160 млн. долл. Доля Москвы в общих доходах от IP-телефонии оценивается в 48%, то есть в столице оборот составит около 80 млн. долл.

Выход на этот рынок компании с оборотом около полумиллиарда долларов в год, с мощной сетевой инфраструктурой и абонентской базой приведет к обострению конкурентной борьбы и вытеснению мелких провайдеров. Однако никакой паники у этих последних пока не наблюдается. И тому есть свое объяснение.

Предоставление IP-телефонии в кредит - хорошая услуга, которая может быть интересна некоторым категориям пользователей. Однако кредитная система оплаты не является безусловным преимуществом. Есть абоненты, предпочитающие авансовую систему. Используя ее, они получают полный контроль над своими расходами на междугородную связь и не могут случайно истратить на разговор сумму, большую, чем есть на балансе карты. Это особенно удобно, если одна карта служит для нескольких человек.

"Не нужно забывать, что значительная часть пользователей карт IP-телефонии - приезжие, снимающие жилье, - подчеркнул Виктор Каледин, генеральный директор компании "Зебра Телеком". - В таких квартирах чаще всего заблокирована "восьмерка", а значит, исключается сама возможность кредита. К тому же карту можно использовать для звонков как с мобильных телефонов, так и с таксофонов или любых других телефонных аппаратов".

Карты многих альтернативных операторов предоставляют абонентам не только услуги дальней связи, но и другие сервисы. Клиент может расходовать их баланс и на оплату телефонии, и на доступ в Интернет, и на получение справочной и развлекательной информации.

"Что же касается неудобства набора PIN-кода, то его легко избежать, - продолжает Виктор Каледин. - Современные телефоны легко программируются, так что набор PIN-кода превращается в нажатие одной клавиши. К тому же для удобства клиентов в "Зебра Телекоме" существует операторская служба, сотруднику которой можно просто продиктовать PIN-код и номер вызываемого абонента".

Предоставление IP-телефонии в кредит, как и любая новая услуга, требует работы с абонентом, объяснения преимуществ нового сервиса, рекламы, обучения, то есть применения всего комплекса современных технологий маркетинга. МГТС придется через это пройти, и успех в новом бизнесе придет не сразу.

У альтернативных операторов есть опыт работы с этими технологиями. Он приобретен в условиях жестокой конкурентной борьбы. Более того, четкая рыночная ориентация компаний превратилась в один из основных факторов их успеха и выживания. Ведь недаром в сфере IP-телефонии до сих пор преобладают альтернативные операторы, а доля традиционных компаний электросвязи пока не превышает 7%.

Но самый серьезный удар решение МГТС способно нанести по позициям "Ростелекома". До сих пор МГТС оказывала лишь услуги местной телефонной связи, а "Ростелеком" выполнял междугородные и международные вызовы. Соотношение взаиморасчетов при этом было явно не в пользу МГТС. Теперь МГТС будет самостоятельно предоставлять услуги дальней связи, причем по весьма выгодным тарифам, и может заметно потеснить "Ростелеком", отняв у него до трети нынешнего бизнеса в столице.

В последний год МГТС, возглавляемая ушедшим в отставку Михаилом Смирновым, существенно изменила свою стратегию на телекоммуникационном рынке, и выход в сферу IP-телефонии - лишь один из факторов конкурентной борьбы. Была ускорена реконструкция сети. Очередь на установку телефона уменьшилась с 50 тыс. заявок до 15 тыс., и к концу нынешнего года телефон будет предоставлен всем желающим. Удалось остановить отток бизнес-абонентов. Совместно с "МТУ-Интел" резко расширен сервис широкополосного доступа в Интернет, сегодня этой услугой пользуется свыше 100 тыс. подписчиков. Теперь не исключена корректировка этой политики.