ИНТЕРВЬЮ

Компания Cadence входит в тройку ведущих поставщиков САПР для микроэлектроники. В середине прошлого года ее руководителем стал Майкл Фистер, который до этого работал в корпорации Intel, где занимал пост старшего вице-президента и возглавлял подразделение Enterprise Platform Group. В течение 15 лет он отвечал за проектирование, разработку и маркетинг всех 32-разрядных микропроцессоров, включая Pentium, Celeron и Xeon. Недавно г-н Фистер впервые посетил Москву и дал интервью научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной.

PC Week: Вы совершили необычный шаг, перейдя из компании, занятой производством микросхем, в компанию, выпускающую САПР для проектирования микросхем. Чем вызван этот переход?

Майкл Фистер: C точки зрения профессии ничего необычного нет. В Intel я всегда отвечал за проектирование, сначала микроконтроллеров, а затем - микропроцессоров. При этом мы, естественно, использовали электронные САПР. Некоторые из них были созданы в Intel, а остальные другими компаниями, в частности Cadence или Synopsis. Я надеюсь, что опыт, приобретенный в Intel, мне пригодится. Ведь эта корпорация достигла выдающихся результатов, в том числе и благодаря эффективным методам проектирования микропроцессоров. Перейдя в Сadence, я собираюсь более широко использовать методы, созданные в Intel при моем участии, в других прикладных областях, например в сфере бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования и компьютерной периферии.

Майкл Фистер

PC Week: Какова цель вашего визита в Москву?

М. Ф.: В нашем российском отделении сейчас работает около 100 специалистов - это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Таким образом, за год мы удвоили наш штат здесь и собираемся увеличивать его в дальнейшем. Я придаю большое значение тесным контактам со своими сотрудниками и хотел бы с ними пообщаться. Кроме того, у меня запланировано посещение Американской торговой палаты для обсуждения вопросов нашего бизнеса в России и текущего состояния развития технологий в этом регионе.

PC Week: Какую роль играет российское отделение в вашей компании, какая структура у российского офиса и что вы думаете о нашем рынке электронных САПР?

М. Ф.: Мы пришли в вашу страну, чтобы воспользоваться местными талантами и подготовить почву для будущих продаж, потому что пока бизнес здесь растет медленно. В ближайшее время я не ожидаю взрывного роста спроса.

Но у России есть большое преимущество: превосходные специалисты - ученые, математики, разработчики алгоритмов. Поэтому сейчас многие крупные компании стараются воспользоваться этими мощными интеллектуальными ресурсами. Например, Intel приняла на работу тысячу сотрудников в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и, купив компанию "Эльбрус", открыла здесь центр разработки микросхем.

Наша компания действует в том же русле. В российском отделении трудятся специалисты по продажам, развитию бизнеса, поддержке, но больше всего разработчиков. Сейчас на них приходится около 80% штата. Они занимаются аналого-цифровыми технологиями (mixed signal) и средствами для повышения выхода годных изделий (design-for-manufacturability). Оба эти направления очень важны для развития электронных САПР. Мы постоянно расширяем штат российского представительства и в нынешнем году собираемся увеличить его примерно на 20%. При этом я хотел бы подчеркнуть, что люди, которые на нас работают, остаются здесь. Мы не вынуждаем их ехать в США, а даем им возможность использовать знания у себя дома.

По мере роста бизнеса здесь мы будем стимулировать и локальный спрос на наши САПР. Например, планируем помогать местным разработчикам микросхем, поддерживать создание дизайн-центров и инновационных компаний, занятых проектированием микросхем. Но сейчас мы видим здесь возможности для продаж благодаря тому, что международные производители микроэлектроники открывают центры разработки и привлекают российских инженеров и ученых.

PC Week: Наверное, нелегко продавать софт в России, учитывая высокий уровень пиратства?

М. Ф.: Конечно, пиратство осложняет нам жизнь. Но существуют способы решения этой проблемы, например, в некоторых странах мы уже пробуем работать по модели ASP, позволяющей обеспечить доступ к нашему ПО через Интернет и предлагать разные уровни сервиса. Есть и другой тип услуг - VCAD (виртуальная САПР). В этом случае наши проектировщики действуют как часть команды заказчика. Такой способ подходит тогда, когда у клиента есть опыт в одной области, например в проектировании аналоговых микросхем, а им нужны специалисты в другой области, в частности в разработке цифровых микросхем. При этом софт сдается в аренду. В России уже есть два контракта на услуги такого рода, но я пока не могу назвать клиентов.

PC Week: Что нового сейчас происходит в области САПР для электроники?

М. Ф.: Рынок электронных САПР тесно связан с полупроводниковой индустрией, а в этой отрасли сейчас наблюдаются интересные тенденции. Во-первых, очень сильно возросла сложность электронных приборов и их быстродействие. Во-вторых, огромное значение приобретает скорость выпуска продукции на рынок. К примеру, новые микросхемы для потребительских товаров должны выпускаться не реже чем раз в 6-9 месяцев. Если этот цикл нарушается, конкуренты займут твое место. В-третьих, огромными темпами растет степень интеграции электронных приборов, т. е. количества вентилей на кристалле.

Все эти тенденции нужно обязательно учитывать при создании средств автоматизации проектирования. Однако в мире не так много талантливых разработчиков САПР. Поэтому мы ищем таланты в разных странах, в частности в России и Китае.

PC Week: Сейчас на мировом рынке электронных САПР сложилась непростая ситуация: в позапрошлом году произошел спад, а в прошлом объем продаж хотя и вырос, но еще не достиг былого уровня. В чем вы видите возможности для роста рынка?

М. Ф.: Судя по прошлому году, для полупроводниковой индустрии перспективным направлением являются микросхемы для бытовой электроники: магнитофонов, игровых приставок, карманных компьютеров и т. д. Кроме того, увеличивается спрос на беспроводные устройства, для которых необходимы аналого-цифровые технологии. И наконец, сейчас на подъеме автомобильная электроника - интеллектуальные устройства для управления двигателем, контроля за тормозной системой, навигации.

Что касается рынка электронных САПР, то такой важный сегмент, как core design (базовые средства разработки), имеет небольшой объем и уже поделен между ведущими поставщиками. Но я вижу по крайней мере два направления для роста рынка за пределы базовых средств. Это - технологии верификации и инструменты для повышения выпуска годной продукции. Средства верификации позволяют проектировщику микросхем проверить, что результат реализации его проекта будет именно таким, как он задумывал, а специалисту по маркетингу убедиться, что проектировщики сделали то, что от них требовалось. Эти технологии очень сложны, например, в Intel над ними работало порядка тысячи человек.

Второе направление: средства для увеличения выпуска годной продукции. Для новых технологий, таких, как микросхемы с проектными нормами 90 нм, очень важно обеспечить тесное взаимодействие между проектированием и производством. Одна ошибка в проекте может привести к колоссальным убыткам. Инструменты для повышения выпуска годной продукции позволяют предотвратить катастрофические ошибки. Поэтому спрос на такие технологии увеличивается и данный сегмент растет очень быстро.

PC Week: Аналитики связывают будущее индустрии электронных САПР с инструментами проектирования на системном уровне (electronic system-level tools). Почему эти инструменты так важны и что делает Cadence в этом направлении?

М. Ф.: Инструменты проектирования на системном уровне включают средства для проектирования, верификации и разработки на следующем, более высоком уровне абстракции. Идеи, положенные в основу этих инструментов, еще являются новинкой. Сейчас это скорее некоторая концепция, чем реальность. Но мы постепенно движемся в данном направлении.

Ведь эти инструменты помогают найти оптимальный метод разработки архитектуры. Например, когда архитектор проектирует здание, он прежде всего решает, сколько в нем будет этажей, помещений, лестниц и т. д. При создании сложной микросхемы приходится принимать гораздо больше такого рода решений. Инструменты проектирования на системном уровне позволяют разработать метод проектирования микросхемы, например определить, как она будет разделена на аналоговый и цифровой сегменты, ядро и перепрограммируемые элементы.

Особенно остро эти проблемы встали сейчас, с ростом популярности "систем на кристалле". Такие инструменты помогают находить компромиссы при решении сложной задачи: как расширить функциональные возможности и повысить производительность микросхемы, соблюдая ограничения на размер кристалла и потребляемую мощность. Каждая из этих подзадач решается отдельно, а средства проектирования на системном уровне позволяют объединить их вместе.

Cadence сейчас концентрирует внимание на верификации. Например, недавно мы купили фирму Verisity, которая была лидером в этой области. Сейчас нам важно построить уровень верификации, и только после этого можно будет двигаться в сторону проектирования на системном уровне.

PC Week: Спасибо за беседу.