КОНФЕРЕНЦИИ

Ассоциация независимых разработчиков ПО (Independent Software Developers Forum, ISDEF, www.isdef.org), созданная в 2002 г. по инициативе и при активном участии Интернет-супермаркета "Софткей" (www.softkey.ru) и насчитывающая ныне 265 членов (примерно половина из них - юридические лица) из 125 городов, решила, что только осенними открытыми конференциями, с нарастанием масштабности проводившимися в 2002 г. (PC Week/RE, N 40/2002, с. 28), 2003-м (PC Week/RE, N 41/2003, с. 32) и 2004-м (PC Week/RE, N 36/2004, с. 2), уже не обойтись. Рынок ПО развивается все динамичнее, и возникающие вопросы надо решать более оперативно.

Поэтому в дополнение к многодневным осенним конференциям (в 2002 г. это мероприятие собрало около 300 специалистов из 50 городов, в 2003-м - более 350 из ста с лишним городов, а в 2004-м - примерно 500 из 124 городов) было решено проводить однодневные весенние, менее масштабные, но посвященные самым животрепещущим темам.

Первая конференция такого рода состоялась 25 марта в Москве и вызвала интерес 174 специалистов из 50 с лишним городов. Причем не только членов ISDEF (они составляли лишь половину аудитории), но и всех, кому тематика мероприятия показалась интересной. Разумеется, членам ISDEF, принявшим участие в работе конференции, предоставлялись определенные скидки.

Интересный факт: чтобы стать членом ISDEF, одного согласия с уставом этого некоммерческого партнерства мало. Необходимо представить руководящему органу ассоциации рекомендации двух ее действительных членов. По словам председателя правления ISDEF Дмитрия Курашева, сделано это для того, чтобы в ассоциацию не попадали юридические и физические лица, замеченные в неэтичном поведении на рынке ПО, например плагиате на уровне идей или прямом нарушении авторских прав. Членские взносы в ISDEF (100 долл. в год) можно считать символическими - они равны для всех ее членов и не менялись с момента рождения ассоциации.

Дмитрий Курашев отмечает, что 95% членов ISDEF являются разработчиками тиражного потребительского или корпоративного ПО, а оставшиеся 5% приходятся на бизнес-консультантов, распространителей ПО и некоторые другие структуры, связанные с ИТ-индустрией. Компаний, занимающихся офшорным программированием, в ISDEF нет - они группируются в рамках других структур, например ассоциации РУССОФТ (www.russoft.org). Крупные разработчики ПО, имена которых у всех на слуху, хотя и не вступают в ISDEF, но активно делятся своим опытом на ее мероприятиях. Впрочем, как утверждает г-н Курашев, членами ассоциации уже выразили желание стать такие известные киты, как ABBYY, PROMT и "Лаборатория Касперского".

Дмитрий Курашев и Феликс Мучник (слева)

считают, что отечественные разработчики

тиражного ПО еще недостаточно

организованны

А сколько всего в нашей стране независимых разработчиков ПО? Вот что говорит по этому поводу генеральный директор ЗАО "Софткей" Феликс Мучник: "Посетителям нашего сайта мы предлагаем программы примерно 800 поставщиков. Но независимых разработчиков ПО в России конечно же гораздо больше. По нашим оценкам, их около 5000 (для сравнения: в Польше - 3000). Некоторые из них все еще продолжают, что называется, "вариться в собственном соку", но общее стремление "сбиться в стаю", интенсивно обмениваться новостями и сообща отстаивать свои интересы выражено достаточно четко. Судите сами: в 2002 г. членами ISDEF были 50 компаний и частных лиц, в 2003-м - свыше ста, а в 2004-м - более двухсот".

Не следует думать, что активисты ISDEF общаются между собой лишь во время очных встреч. Не менее бурная жизнь кипит между конференциями в закрытой части сайта ISDEF - на форумах различной тематической направленности ежедневно фиксируется до сотни сообщений и высказываний. Тем не менее необходимы и личные встречи, на которых можно вживую пообщаться с профессионалами, не являющимися завсегдатаями тех или иных разработческих чатов.

О чем же шла речь на конференции ISDEF’2005 Spring? Общее представление об этом дает перечень основных докладов и круглых столов. Вот он:

- построение конвейера продаж на базе CRM-систем;

- ключевые правовые вопросы построения дистрибьюторской сети;

- партнерские программы Microsoft;

- продвижения ПО в России. Офлайн- и онлайн-каналы - их развитие и взаимодействие в ближайшие годы;

- текущая политика и перспективы развития OEM-рынка ПО в России (взгляд "К-Системс", производителя ПК);

- OEM-сотрудничество "Лаборатории Касперского" с производителями компьютерного оборудования;

- проблемы издания программ российских разработчиков;

- опыт фирмы "1С" в сфере паблишинга продуктов российских авторов;

- построение дистрибьюторской сети в России, с точки зрения Abbyy Software House, производителя ПО;

- опыт продвижения ПО на отечественных и зарубежных выставках;

- национальные рынки ПО (на примере Украины, Польши, Италии, Франции, Испании и других стран).

Ключевая же тема ISDEF’2005 Spring, в качестве спонсоров которой выступили такие общепризнанные эксперты в области электронной коммерции, как Digital River (www.digitalriver.com) и "Софткей", была обозначена так: "Организация каналов продаж в софтверных компаниях". Для сравнения: главной темой ISDEF’ 2004 был маркетинг ПО, ISDEF’2003 - организация работы небольшой компании, а ISDEF’2002 - защита авторских прав и вопросы о том, как лучше прописать себя в различных каталогах и поисковых системах.

Вот что говорит об эволюции интересов независимых разработчиков ПО Дмитрий Курашев: "Да, именно темы улучшения качества бизнеса кажутся членам ISDEF в настоящее время наиболее актуальными. Они учатся бизнесу как у старших товарищей, так и друг у друга. Раньше многих волновали проблемы минимизации затрат. Теперь же возникают такие вопросы: как управлять сложным проектом, как правильно показать свои достижения на выставках, как правильно организовать рекламную кампанию в прессе, как правильно вести партнерскую сеть и продавать свои продукты в той или иной стране? Не исключено, что в дальнейшем станет актуальной тема открытия зарубежных представительств".

А вот слова Феликса Мучника: "Раньше для многих членов ISDEF создание софта была скорее хобби, чем бизнесом. Теперь они относятся к своей работе гораздо серьезнее. Необходимость разделения труда (не может же один человек одинаково хорошо исследовать потребности рынка, а также заниматься разработкой, маркетингом, организацией продаж, защитой авторских прав и т. д.) привела к тому, что индивидуалы организовали свои компании. В связи с расширением бизнеса небольшие компании переросли в средние, а средние - в крупные. Инструментальная секция, на которой обсуждались чисто программистские проблемы, была лишь на ISDEF’2002. Теперь же членов ассоциации больше волнуют проблемы продвижения своего софта на зарубежный рынок ПО, более емкий по сравнению с отечественным".

И действительно, огромный интерес у участников ISDEF’2005 Spring вызвало выступление президента консалтинговой компании International Legal Counsels PC (www.legal-counsels.com) Дмитрия Дубограева, посвященное проблемам продвижения тиражного ПО на внутреннем и зарубежных рынках. Он дал множество практических рекомендаций. Что неудивительно: среди клиентов International Legal Counsels PC (эта компания со штаб-квартирой в Вашингтоне и офисами в Париже и Москве изначально была задумана как международная адвокатская фирма, объединяющая компетентных юристов с разносторонней и взаимодополняющей специализацией и экспертными знаниями в различных областях права) насчитывается около 60 отечественных софтверных компаний.

Дмитрий Дубограев: "Всем необходимо

знать, что в случае судебных разбирательств

устные договоренности во внимание не принимаются!"

Взять, например, такие вопросы: "Как разработчику ПО правильно заключить договор с издателем? Давать ему права на эксклюзивное распространение своей программы или не давать?" Похоже, что лишь в случае эксклюзивных прав издатель готов вложить серьезные суммы в раскрутку и продвижение того или иного продукта. Если же автор программы не хочет давать кому-либо эксклюзив на распространение своего любимого и, как он считает, исключительно перспективного детища, то он сам должен потратиться на анализ рынка и рекламу. Однако не все так просто. Как отмечает г-н Дубограев, эксклюзив эксклюзиву рознь. Во-первых, его (эксклюзив) можно ограничить пространственными или временными рамками. А во-вторых, заключая неэксклюзивное соглашение, можно предупредить издателя или дистрибьютора, что в дальнейшем, в случае заключения эксклюзивных соглашений с третьим лицом на определенную территорию, эти самые территории из сферы его влияния будут исключены. Есть и множество других нюансов.

Говоря о взаимодействии офлайн- и онлайн-каналов продвижения ПО в России, участники конференции пришли к выводу, что эти каналы скорее помогают друг другу, чем мешают. Ведь, c одной стороны, не у каждого есть доступ к Сети, а с другой - еще немало регионов, где офлайн-магазины ПО просто-напросто отсутствуют. Также нет антагонизма между дешевыми jewel-версиями программ и их более дорогими коробочными вариантами. Первые способствуют повышению известности продукта, а вторые - обеспечивают его финансовый успех.

Естественно, всех разработчиков софта волнует емкость российского рынка ПО. К сожалению, серьезным исследованием этого рынка никто не занимается. Крупные вендоры объемы своих продаж в России не разглашают. Держат в секрете эти данные и члены ISDEF. Поэтому можно говорить лишь об экспертных оценках. Например, Феликс Мучник считает, что в минувшем году емкость российского рынка ПО, продаваемого через розничные и электронные каналы (если не учитывать продажи продуктов Microsoft, а также игр и антивирусов), составила всего 15-20 млн. долл. В то же время некоторые участники ISDEF’2004 Spring утверждают, что одних только компьютерных игр (включая пиратские) в минувшем году в нашей стране было продано примерно на 250 млн. долл. С чем все согласны, так это с тем, что зарубежный рынок ПО многократно больше российского. Именно поэтому все стремятся на него выйти. Но как? Один из путей - раскрутка своих продуктов через хорошо известные Интернет-салоны (так, клиентов Softkey.ru можно найти в 45 странах), другой - участие в зарубежных выставках. Сначала - на коллективных стендах, а затем - на персональных. Именно поэтому в будущем году ISDEF планирует организовать собственный коллективный стенд на СeBIT’2006. Предполагается, что на нем свою продукцию представят 5-10 членов ассоциации.