КОНФЕРЕНЦИИ

Задача управления компьютерным парком возникла сразу же при появлении в организациях IBM-совместимых ПК. Пионером на рынке средств управления компьютерным парком стала образованная в 1985 г. фирма LAN System, из которой впоследствии выросла LANDesk Software (www.landesk.com). В 1991-м LAN System была куплена корпорацией Intel. Это позволило последней повысить управляемость систем на основе собственной платформы. Тогда вышли программные продукты Intel LANDesk Client Manager и Intel LANDesk Server Manager.

Пакет LANDesk развивался в рамках подразделения Intel в течение 11 лет, в результате чего возник Intel LANDesk Management Suite.

В 2002 г. LANDesk Software выделилась из Intel и превратилась в самостоятельную компанию. Ее пакет стал поддерживать и другие платформы - IBM, Sun и Apple. За два года оборот LANDesk увеличился более чем в 2 раза, и в декабре прошлого года вышла новая версия флагманского продукта компании LANDesk Management Suite 8.5 (LDMS 8.5).

Тем не менее тесная интеграция LANDesk и Intel сохранилась, и последняя выбрала LDMS 8.5 в качестве базового ПО для следующего поколения средства управления цифровым офисом - Intel Active Management, представленного на прошлогоднем осеннем форуме корпорации для разработчиков.

Под управлением ПО LANDesk во всем мире функционирует свыше 250 млн. ПК и серверов. Компания владеет более чем 20 действующими и 60 заявленными патентами.

Руководитель направления ПО Arbyte

Наталья Калиманова: "Использование

LANDesk Management Suite целесообразно

в сетях, включающих более сотни ПК"

В нашей стране и странах СНГ функции представительства, а также полный комплекс услуг по поставке программных решений LANDesk Software (www.landesk.ru), помощь в дизайне и развертывании конечного решения предоставляет ARBYTE (www.arbyte.ru). 15 апреля она провела конференцию "LANDesk. Два года в России", которую приурочила ко второй годовщине продвижения продуктов этой компании на рынке России и СНГ. На конференции около сотни ИТ-руководителей смогли поближе познакомиться с особенностями последней версии LANDesk Management Suite 8.5, а также пакетами LANDesk Instant Support Suite Pro и новым продуктом LANDesk Security Suite.

Технические возможности ПО

LDMS 8.5 позволяет централизованно устанавливать ПО и выполнять миграцию на новые версии, управлять ИТ-активами компании, удаленно перехватывать управление ПК, следить за лицензиями установленного ПО, управлять серверами, а также помогает пользователям решать их собственные проблемы, не покидая рабочего места. Все задачи могут выполняться с единой консоли администратора.

Самые сильные стороны LANDesk Management Suite - глубина проникновения в "железо" (пакет способен считывать даже серийные номера компонентов ПК) и гибкая, настраиваемая работа с каналами связи, позволяющая незаметно для пользователя обмениваться значительными объемами информации по "тонким" каналам связи. Еще один плюс пакета - возможность интегрирования с системами корпоративного управления ИТ-инфраструктурой, в частности HP OpenView, IBM Tivoli, СА Unicenter, Remedy и т. п.

Технический директор проекта

Антон Ступин: "C помощью LANDesk

можно освободить часть времени пользователя

непосредственно для работы"

Несколько пакетов меньшего масштаба дополняют функциональность LDMS. LANDesk Patch Manager автоматизирует оценку уязвимостей ПО, их устранение и последующее управление "заплатками" в компании; LANDesk System Manager осуществляет мониторинг всех изменений, а также контролирует производительность ПК вплоть до его компонентов в реальном времени; LANDesk Server Manager обеспечивает расширенный мониторинг производительности устройств и их конфигурирование; LANDesk Handheld Manager организует инвентаризацию КПК и развертывание ПО для них, используя характерные для этого класса устройств низкоскоростные эпизодические соединения.

Второй крупный продукт компании - LANDesk Instant Support Suite PRO - предназначен для удаленной поддержки офисов, расположенных в других городах и странах. С его помощью организуется безопасная удаленная поддержка пользователей в любой точке земного шара через Internet. Для установки необязательно предварительно иметь агент на поддерживаемых ПК - он будет доставлен туда автоматически. Не требуется также вложений в расширение каналов связи или приобретение дополнительных сервисов у местных провайдеров.

Проекты в России

За истекшие два года компания Arbyte осуществила внедрения LANDesk Management Suite и Instant Support Suite в ОАО "Силовые машины", Сургутнефтегазбанке, Гипротюменьнефтегазе, "КазахОйл Актобе", ЦБ Армении, ТрансКредитБанке и других организациях. Всего было инсталлировано более 25 тыс. лицензий на клиентские места.

Перед ТрансКредитБанком встала задача автоматизации управления серверами и рабочими станциями, в том числе организации удаленного доступа и централизованного обновления ПО, а также инвентаризации программно-аппаратных средств, функционирующих в банке. Банк имеет разветвленную инфраструктуру отделений и требует внедрения современных систем управления быстро расширяющимся компьютерным парком, который составляют около полутысячи ПК в Москве и области и примерно столько же в регионах.

В конце 2003 г. ТрансКредитБанк одним из первых в России развернул полнофункциональную систему автоматизации управления ИТ-ресурсами LANDesk Management Suite на ПК.

Важными преимуществами данной системы являются простота и легкость ее установки. "Для развертывания LDMS 8.5 на нескольких сотнях рабочих мест головного офиса с учетом инсталляции и настройки сервера потребовалось немногим более четырех часов", - рассказал начальник отдела поддержки пользователей ТрансКредитБанка Василий Вьюшин.

Теперь один человек из отдела поддержки может обслуживать более 300 рабочих мест в нескольких московских отделениях ТрансКредитБанка. С учетом того, что 70% времени простоя сотрудников вызвано сбоями в работе ПО, а также необходимостью его обновления и лишь 30% приходится на отказ "железа" (hardware), использование LANDesk Management Suite позволяет на 60% сократить время простоя сотрудников банка.

Как подчеркивает начальник управления Дмитрий Федорченко, "LANDesk позволяет "удлинить" руки администраторов; эта система занимается сбором информации и предупреждает обо всех опасных ситуациях с компьютерами". С помощью LDMS 8.5 удается быстро локализовать и устранить проблемы. К числу параметров, по которым было выбрано ПО LANDesk, относятся: открытость системы, возможность подстройки ее под реальные условия эксплуатации в конкретной ситуации, быстрота развертывания системы, компактность, низкие требования к ресурсам, бесконфликтность при работе с другими системами.

В компании "Силовые машины" столкнулись с проблемой технического сопровождения парка компьютеров, расположенных в международных представительствах и на стройплощадках в разных странах мира (15-20 удаленных площадок). Мобильные пользователи также нуждались в поддержке ИТ-службы. Ситуация усугублялась тем, что иностранные представительства и строительные площадки компании расположены в странах с разным уровнем экономического развития и имеют небольшую численность персонала - от трех до нескольких десятков человек. Чтобы не заводить на каждом объекте отдельного специалиста по ИТ, было решено выполнять техническое сопровождение вычислительной техники представительств в дистанционном режиме. При этом принимались во внимание ограничения на разные услоние с существующими приложениями, возможность поддержки мобильных пользователей, которые подключаются к сети через GSM/GPRS или коммутируемые модемные соединения.

Выбор пал на систему LANDesk Instant Support Suite (ISS) Pro. В центральном офисе компании был установлен сервер LANDesk ISS Pro, а в демилитаризованной зоне - специальный брокер запросов, который обеспечивает авторизацию и предоставляет туннель для связи клиента с центральным сервером. Для получения технической поддержки сотрудники представительства должны просто щелкнуть по ярлыку на рабочем столе. Таким образом запускается программа-агент, которая устанавливает защищенное соединение с сервером технической поддержки. Через этот сервер администратор, находящийся в штаб-квартире "Силовых машин", принимает заявку на обслуживание и выполняет все необходимые действия по поддержке удаленного компьютера. Когда работа заканчивается, программа-агент удаляется из памяти.

Внедрение системы дистанционной технической поддержки на базе LANDesk Instant Support Suite Pro позволило сократить сроки решения технических проблем в иностранных представительствах с нескольких дней или недель до нескольких часов. Администраторы "Силовых машин" получили возможность дистанционно проводить профилактические работы с соблюдением всех необходимых требований безопасности.

Сейчас Arbyte выводит на российский рынок новый продукт LANDesk Software - LANDesk Security Suite. Он позволяет управлять обновлениями ПО, защищать клиентов от шпионских и рекламных программ, анализировать угрозы, выявлять и блокировать несанкционированные приложения, находить новые сетевые устройства и уязвимости в них, управлять доступом к соединениям с корпоративной сетью, а также проводить собственное обновление.

LANDesk Software поддерживает тесные контакты с корпорацией Symantec, и ПО обеих компаний можно интегрировать без дублирования функциональности. В учебном центре Arbyte проводится обучение технических специалистов установке и эксплуатации этого программного инструмента автоматизации работы ИТ-департаментов.

Множество вопросов у участников конференции вызвали тенденции развития пакетов компании LANDesk Software. Главные направления, в которых развивается LANDesk Management Suite, - это возможность запуска сервера LDMS под управлением Linux (до сих пор он запускался лишь под Windows, хотя в качестве клиентов мог управлять ПК, работающими под различными ОС) и создание собственного ПО, реализующего функциональность Help Desk. Как показала дискуссия, многие российские заказчики были заинтересованы в этих улучшениях, и представители Arbyte уверили присутствующих, что LANDesk Software работает над этим.