Э-ТОРГОВЛЯ

Так называемые малобюджетные, то есть дешевые (low cost), авиакомпании стали основными проводниками электронных билетов (E-Ticket) на мировой рынок. Для продажи этих билетов не нужны авиакассы - заказ и оплата их в основном осуществляются через Интернет. В Северной Америке и Европе на долю E-Ticket приходится почти 90% суммарных продаж. Международная ассоциация гражданской авиации (IATA) отнесла развитие такого направления к числу приоритетных для своей деятельности и разработала несколько программ распространения E-Ticket по всему миру.

Всемирный спад в области авиаперевозок способствует внедрению E-Ticket, так как его использование приводит к снижению издержек: на обработке одного электронного билета по сравнению с бумажным экономия в среднем составляет 9 долл. Но есть авиакомпании, где эта величина может быть в несколько раз больше. Здесь речь идет о нейтральных бланках авиабилетов, которые отличаются от фирменных тем, что ими может пользоваться любая авиакомпания мира. Только в системе международных расчетов между авиаперевозчиками под названием BSP, речь о которой пойдет ниже, на таких бланках ежегодно печатается и продается более 300 млн. билетов. Следовательно, суммарное снижение затрат при переходе на E-Ticket составит почти 3 млрд. долл.

Проблемам и возможностям использования таких билетов в авиакомпаниях России и других стран СНГ была посвящена июньская конференция "Транспортные услуги: технологии и искусство продаж", организованная при участии журнала "Авиатранспортное обозрение".

В мире используется три системы взаиморасчетов между всеми продавцами авиабилетов и авиакомпаниями. В двенадцати странах СНГ функционирует СВВТ (система взаиморасчетов на воздушном транспорте), созданная в кратчайшие сроки после распада СССР. На эту систему в России приходится 43,1% от всех проданных авиабилетов. Система BSP (Billing and Settlement Plan) IATA получила наибольшее распространение в мире: ее используют в 150 странах. Сейчас рассматривается вопрос и о присоединении России к этой системе. Но предтечей всей электронной торговли авиабилетами является американская система ASP (Area Settlement Plan).

Объясняя концепцию развития BSP, региональный представитель IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев отметил, что главным в ней является как раз развитие электронной торговли билетами.

Дмитрий Шамраев: "В конечном

итоге система продаж авиабилетов

BSP нацелена на 100-процентную

продажу E-Ticket"

Как сообщили на конференции сотрудники IATA Дэвид Мак-Эвен, менеджер службы билетов, и Ингвар Сансфьорд, менеджер управления стандартизации заказа и продажи билетов, по плану этой международной организации 40% агентств, работающих с нейтральными билетами в системе BSP, уже к концу нынешнего года должны перейти на E-Ticket. К концу 2006-го эта цифра возрастет до 70%, а к концу 2007-го будет осуществлен полный отказ от бумажных билетов.

Что же E-Ticket приносит пассажиру? Во-первых, исчезает вероятность потери или кражи билета, а во-вторых, ему не надо стоять в очередях, чтобы получить заранее забронированный билет. А у туристических агентств отпадает надобность в курьерской службе по доставке билетов и сокращаются почтовые расходы на их отправку.

Почему же при таких достоинствах E-Ticket не доминирует на рынке? Здесь можно назвать причины как психологического, так и законодательного характера. Прежде всего пассажир получает на руки не документ строгой отчетности, а распечатку E-Ticket, которую бухгалтерии во многих странах не принимают к оплате. Более того, такой билет можно напечатать и дома на принтере, а значит, пограничные и таможенные службы также отказываются рассматривать его как официальный документ. Поэтому авиакомпании вынуждены проводить со всеми упомянутыми органами большую работу, которая, надо заметить, обычно оканчивается успехом. Но это процесс, растянутый во времени. Мешает внедрению E-Ticket и наличие у авиакомпаний различных систем регистрации билетов. Внедрение же новых требует существенных инвестиций и при незначительном пассажирообороте не покрывает указанные 9 долл. экономии на каждом билете. Кроме того, авиакомпании имеют много интерлайновых соглашений, предусматривающих полет по одному билету с пересадкой на рейсы других авиакомпаний, и все они должны принимать E-Ticket. Сейчас некоторые из них проводят глобальный аудит интерлайновых соглашений и отказываются от экономически невыгодных. Это уже само по себе приносит экономию.

Поскольку система BSP нацелена на 100-процентную продажу E-Ticket, были проведены исследования готовности перехода авиакомпаний на билеты данного типа. На март 2005-го проникновение E-Ticket в среднем по миру составило 30%, а к концу года ожидается удвоение этой величины. В США через систему ASP уже продается 87% электронных билетов, в Канаде и на Бермудах - 86%.

Россия и СНГ относятся к группе стран, где система E-Ticket не нашла применения. Из авиакомпаний бывшего СССР 77% не имеют планов ее внедрения и только 23% обладают возможностью использования электронных билетов. Такая удручающая картина объясняется несколькими причинами. Во-первых, не решены юридические и правовые вопросы - в России электронный билет не может существовать по закону. Как выяснилось в ходе конференции, даже обычный бумажный авиабилет не является юридическим документом в строгом смысле этого слова. Во-вторых, у большинства авиакомпаний нет необходимых материальных ресурсов. В-третьих, многие компании не понимают, как E-Ticket можно связать с электронной торговлей в целом, как вести процесс регистрации и обработки данных по пассажирам и как в России внедрить европейскую систему продаж билетов BSP, хотя она и "заточена" именно на E-Ticket.

К этому надо добавить, что перешедшие и переходящие на E-Ticket авиакомпании становятся более зависимыми от информационных систем. В частности, здесь необходим круглосуточный доступ к единой базе данных по хранению билетов. Чрезвычайно актуальными становятся вопросы надежности ИС, и авиакомпании должны разработать четкие планы на случай их аварии, если доступ к системе прерывается.

Как одну из составляющих, мешающих широкому внедрению E-Ticket, многие авиакомпании рассматривают растущее мошенничество с билетами. Однако практика показывает, что пока в этой системе такое не наблюдается. Даже наоборот, кражи, в том числе массивов билетов в турагентствах и авиакомпаниях, а также подделка бланков уменьшаются. Билет в нашем понимании вообще может отсутствовать - у пассажира остается только посадочный талон. Хотя по мнению директора центра технологий и автоматизации ЗАО "Транспортно-клиринговая палата" (ТКП, www.tch.ru) Виктора Могилина, E-Ticket - это просто метод документирования авиаперевозки. Главное отличие этого билета от бумажной версии в том, что отпадает необходимость в оформлении на бумаге расчетных документов. Сам же билет в привычном для пассажира виде может и сохраниться.

Для продвижения E-Ticket в России компания ТКП создает центр электронного билетооформления СВВТ (система взаиморасчетов на воздушном транспорте) для всех аккредитованных агентств, работающих в нейтральной среде. Центр будет контролировать денежные потоки, выдачу и продажу билетов агентствам, перевод денег авиакомпаниям. При этом билеты, проданные в различных системах бронирования, окажутся в едином месте учета. Демонстрация работоспособности технологии центра будет проведена в конце нынешнего года, а на следующий намечено введение его в эксплуатацию.

Каково же положение дел с принятием E-Ticket российским национальным авиаперевозчиком - компанией "Аэрофлот"? По словам заместителя ее генерального директора Сергея Кирюшина, участие авиакомпании в международном альянсе Sky Team обязывает переходить на электронные билеты (в США у сетевых авиакомпаний принимаются только E-Ticket). В России из-за отсутствия E-Ticket многие предложения по открытию авиакасс отвергаются. Для печатания билетов на бумажных носителях надо много дополнительного места, в том числе для специальных принтеров. А уже сейчас возникает проблема с заменой принтеров во всех работающих кассах, так как серийный выпуск таких принтеров прекратился и их делают только на заказ (минимальная партия - 100 аппаратов). К этому надо приплюсовать затраты на содержание охраны при подвозе билетов в кассы. По самим E-Ticket необходимо создать программное обеспечение, поддерживающее эту систему как в авиакомпаниях, так и в аэропортах. С переходом на систему бронирования SABRE сделать это проще, так как в США используется именно данная система и существуют разработки соответствующего ПО.

Начальной фазой внедрения E-Ticket для "Аэрофлота" стало интернет-бронирование, но с выкупом билета в офисах компании или в аэропорту. В первой половине 2006 г. предполагается осуществлять оплату билетов уже через интернет.