ЦИФРОВАЯ МУЗЫКА

Четыре года назад, когда Apple (www.apple.com) запускала свой розничный проект, многие не верили в его успех. Последующая деятельность компании в соответствующем направлении отмела сомнения скептиков, и теперь стратегия Apple служит эталоном успешности работы на рынке розничной торговли. Участников недавно прошедшего форума Digital Consumer Channel (DCC, см. PC Week/RE, N23/ 2005, с.14) с ее деталями познакомил менеджер по маркетингу европейского подразделения Apple Ник Грейвз.

По его словам, розничная стратегия компании является "многомерной": Apple сочетает прямые и непрямые методы продажи, развернув интернет-торговлю (на ее долю приходится 16% объема розничных продаж в регионе EMEA) и систему собственных розничных магазинов (в настоящее время их у компании около 110, и они обеспечивают пятую часть соответствующего объема продаж), поддерживая специализированные торговые точки реселлеров - Apple-центры (155 таких точек обеспечивают 23% розничных продаж) и работая с крупными розничными сетями.

Ник Грейвз: "Мы изменили способ подачи музыки на рынок"

Как подчеркнул г-н Грейвз, при подготовке к открытию магазина важно продумать и учесть множество аспектов: и его местоположение, и дизайн интерьера, и квалификацию персонала, и способы демонстрации изделий. "Если все сделано грамотно, то успех гарантирован", - уверен он. За три года активной работы магазины Apple достигли годового оборота в 1 млрд. долл.

Правда, определяющим все же остается ассортимент представленной в магазине продукции. "Когда мы запускали iPod, вряд ли кто-нибудь верил, что это маленькое устройство изменит мир музыки", - констатировал Ник Грейвз. Однако портативный цифровой плейер Apple стал одним из наиболее успешно продаваемых в розницу изделий.

Медиа-плейеры iPod появились в позапрошлом году, а осень прошлого была отмечена всплеском их продаж, и к настоящему времени, по информации Apple, уже продано примерно 16 млн. этих устройств (в различных модификациях).

Сейчас название iPod относится к целому семейству, в которое входит несколько моделей, преимущественно со встроенным жестким диском, различающихся функциональностью, а также две модели iPod Shuffle, оснащенные флэш-памятью и не имеющие ЖК-дисплея. Самые мощные представители семейства - iPod photo - имеют цветной экран и обладают возможностями по организации, хранению и просмотру отдельных фотографий и слайд-шоу.

Впрочем, как говорят в Apple, потребителю совершенно не нужно знать о технологической начинке iPod: ему гораздо важнее, сколько песен может поместиться в памяти MP3-плейера. Кроме того, к числу достоинств продукции компании относятся простота и удобство пользования.

Плейер как элемент экосистемы

Выделяясь новаторским дизайном своих изделий, Apple создает вокруг них целую субкультуру (здесь не важно, как оценивать этот феномен). Например, выпуск компьютеров-моноблоков iMac послужил в свое время мощным импульсом к появлению не только выполненных в особом стиле периферийных устройств, но даже одежды и аксессуаров. Подобная же ситуация повторяется и после выхода медиаплейеров iPod. Правда, в последнем случае речь идет о гораздо большем "ареале распространения" устройств.

Одним из элементов "экосистемы", формирующейся вокруг iPod, стал, в частности, созданный Apple сайт по продаже музыкальных записей - iTunes.com. На сегодняшний день он является крупнейшим продавцом интернет-музыки в мире: компания уже продала через этот сайт более 430 млн. композиций. По данным аналитической фирмы NPD Group (www.npd.com), опубликовавшей в начале июня очередной отчет по американскому рынку цифровой музыки, iTunes.com (по свидетельству того же источника, в марте его аудитория составила 1,7 млн. посетителей) опередил по популярности не только другие интернет-магазины, продающие записи с соблюдением авторских прав, но и сайты, предлагающие скачивать музыкальные файлы бесплатно.

Евгений Добрынин:

"Посетители салона на Тверской могут протестировать

качество звучания iPod’ов на месте"

В настоящее время помимо глобального существует несколько локальных европейских сайтов (в Великобритании, Франции, Германии и странах Бенилюкса). Почвы для открытия русскоязычной версии сайта iTunes пока нет, поскольку в нашей стране найдется весьма мало желающих покупать легальные MP3-записи за обозначенную цену (а одна мелодия продается на iTunes.com за 99 центов; при этом наибольшая часть поступлений уходит на отчисления авторам). Как считает генеральный менеджер Apple в странах СНГ Евгений Бутман, в России могут оказаться востребованными другие проекты, например связанные с легальной продажей отечественной музыки (по его словам, правообладатели из России согласны на меньшие суммы авторских отчислений) или с передачей цифрового контента операторами мобильной связи.

iPod в мире...

По мнению экспертов, MP3-плейеры - один из самых динамично растущих сегментов рынка, что связывают со снижением цен на эти устройства, появлением более совершенных моделей и доступностью цифровых записей, в том числе продающихся легальным путем. Согласно недавно опубликованному прогнозу компании In-Stat, оборот от продажи MP3-плейеров (с жестким диском и на основе флэш-памяти) в минувшем году составил около 4,5 млрд. долл., что почти втрое превышает оборот предыдущего года. Глобальный спрос на портативные цифровые музыкальные плейеры, по прогнозу аналитиков In-Stat, к 2009 г. увеличится практически в четыре раза (до 104 млн. штук в год) по сравнению с 2004-м (когда он составлял 27,8 млн. изделий). Лидерство на мировом рынке этих устройств принадлежит iPod (доля Apple составляет 30,2%), за которым следуют модели Rio (фирмы D&M Holdings), iRiver (Reigncom) и Creative Zen (Creative Technology).

По данным NPD, в марте на долю MP3-плейеров Apple в США пришлось 74,8% рынка (при этом удельный вес сегмента цифровых устройств на основе жесткого диска составил 70%), а доля аппаратов на базе флэш-памяти - iPod Shuffle - равнялась примерно 58% соответствующего сегмента.

...и в России

Как сообщил Евгений Бутман, из-за большого спроса на iPod в мире компания работает в условиях "постоянного и серьезного их дефицита". По этой причине массовые продажи MP3-плейеров Apple в нашей стране стартовали только в начале нынешнего года. В настоящее время компания реализует в России приблизительно 3,5 тыс. устройств в месяц и в текущем финансовом году (он начался 1 октября 2004-го) намерена продать в общей сложности 40 тыс. плейеров iPod (для сравнения: за прошлый финансовый год было реализовано лишь две тысячи MP3-плейеров), а в будущем планирует выйти на ежемесячный уровень продаж от 120 до 160 тыс. штук. При этом в компании рассчитывают, что примерно 60% объема сбыта (в штучном выражении) будет приходиться на iPod Shuffle. Статистика, в частности, показывает, что ежемесячный рост продаж iPod’ов в "МакЦентре" в 2005-м составляет около 40%.

"В области MP3-плейеров с жестким диском Apple не испытывает сильной конкуренции и, по нашим оценкам, реализует больше половины того, что продается в Москве, - утверждает Евгений Бутман. - Что касается плейеров на флэш-памяти, то здесь существует жесточайшая конкуренция, поскольку в этом сегменте рынок гораздо более чувствителен к цене и постоянному наличию товара. В данном сегменте позиции Apple не столь сильны, однако мы разработали стратегию по активному продвижению iPod Shuffle, реализация которой начнется ближайшей осенью и которая, как мы предполагаем, принесет достаточно хорошие результаты". Среди различных каналов сбыта iPod на первое место, по его словам, выходят розничные сети.

На Западе бурный рост рынка цифровой музыки помимо прочего определяется возможностью переписать любимые мелодии на портативный плейер "в любое время в любом месте". В нашей стране в большинстве случаев такая возможность отсутствует, поэтому росту связанного с продажей цифровой музыки бизнеса, по мнению г-на Бутмана, здесь будет в значительной мере способствовать развитие Интернета и инфраструктуры беспроводного доступа.

Аксессуары - серьезное подспорье в бизнесе

Большое внимание в Apple уделяют аксессуарам для iPod. По информации российской компании "МакЦентр", объем мирового рынка этой продукции оценивается примерно в 500 млн. долл. Их число уже превысило четыре сотни наименований и продолжает постоянно расти. Широкий ассортимент позволяет даже делить аксессуары по категориям - для путешествий, активного отдыха, обеспечения разного рода подключений, чехлы и пр. (в обиход, например, вошли стильные носки, реализуемые миллионами штук).

В январе Apple объявила, в частности, о подписании соглашений с целым рядом известных производителей автомобилей (в том числе Mercedes-Benz, Volvo, Nissan, Alfa Romeo и Ferrari; аналогичные соглашения с BMW были достигнуты еще в прошлом году) по интеграции iPod во встроенные в автомашины стереосистемы с возможностью управления медиаплейером с помощью стандартных средств (хотя iPod в принципе может быть подключен к аудиосистеме любого автомобиля).

Помимо самой Apple аксессуары к iPod выпускают также третьи фирмы. По информации Ника Грейвза, за последний год компания продала через свои магазины "не-Apple-продукции" на сумму более полумиллиарда долларов.

Портативные раскладные колонки Pocket Nature

А недавно в соответствующий бизнес включился и "МакЦентр" (www.maccentre.ru), объявивший о начале выпуска аксессуаров под маркой Pосket Nature (www.pocketnature.ru) для MP3-плейеров iPod. Необходимость этого шага руководители российской компании объяснили в том числе ограниченным ассортиментом и высокой ценой фирменных аксессуаров Apple. "Новые аксессуары для iPod являются логичным продолжением нашей серии изделий Pocket Nature (соответствующий проект стартовал два года назад. - И. К.) для карманных компьютеров, - сказал генеральный директор "МакЦентра" Дмитрий Хавжу. - Мы рассчитываем на серьезный спрос на данные устройства, аналогов которым фактически нет на рынке, поскольку рынок MP3-плейеров в настоящее время растет высокими темпами".

Компания выбрала наиболее востребованные среди пользователей iPod аксессуары, стараясь сделать их "чрезвычайно конкурентоспособными" с точки зрения соотношения "цена/качество". По информации "МакЦентра", производство аксессуаров Pocket Nature осуществляется на Тайване.

Среди представленных компанией новинок - три варианта исполнения (по цене от 40 до 60 долл.) FM-трансмиттеров для iPod, позволяющих организовать прослушивание хранящейся в памяти плейера музыки через аудиосистему автомобиля. Для работы трансмиттер следует установить в прикуриватель, подсоединить к iPod (или другому MP3-плейеру) и настроить на одну волну с автомагнитолой (в диапазоне от 87,5 до 108 FM).

Самое недорогое устройство - FM-передатчик Pocket Nature CarKit с подвижным кронштейном - предназначено для всех моделей iPod с разъемом Dock Connector (этот вариант не подходит для iPod Shuffle). Универсальный FM-передатчик Pocket Nature SoundLink подходит для использования с iPod Shuffle, но работает и с другими MP3-носителями, имеющими стандартный разъем для наушников. Третий вариант - FM-передатчик Pocket Nature FashionPod - также годится для всех iPod’ов с разъемом Dock Connector; он выполнен в виде люльки и может быть установлен с помощью входящей в комплект монтажной платформы.

Кроме того, предлагаются портативные раскладные колонки (39 долл.), совместимые абсолютно со всеми iPod. Они подключаются через стандартный 3,5-мм разъем для наушников и работают от четырех батареек типа AAA. Дизайн колонок обеспечивает их защиту от ударов при транспортировке; при этом колонки можно использовать не только с iPod, но и с другими портативными CD- или MP3-плейерами, а также устройствами, оснащенными стандартным 3,5-мм аудиовыходом.

Еще одна новинка - защитные полупрозрачные чехлы из силикона Pocket Nature (цена - 20 долл.), окрашенные в пастельные цвета (белый, розовый, голубой). Среди представленных аксессуаров можно назвать автомобильное и портативное зарядные устройства (последнее работает от четырех батареек типа АА; оба устройства подходят для всех моделей iPod с разъемом Dock Connector); выполненный в виде рулетки универсальный USB-кабель (для синхронизации и подзарядки iPod через настольный или портативный ПК); портативный держатель для iPod.

В планах "МакЦентра" - выпуск беспроводных (Bluetooth) наушников, микрофонов и жестких защитных чехлов для iPod.

Новые аксессуары Pocket Nature уже доступны, в том числе и в недавно открывшемся на Тверской улице в Москве специализированном салоне MP3-плейеров iPodshop.ru. По словам его директора Евгения Добрынина, в салоне можно найти полный спектр плейеров iPod (посетители могут протестировать качество их звучания на месте) и широкий набор аксессуаров к ним. В "МакЦентре" отмечают, что открытие магазина, специализирующегося на iPod, связано как с развитием индустрии MP3-плейеров в целом, так и с ростом популярности данной продукции Apple в России.

Одновременно с открытием салона на Тверской "МакЦентр" объявил об открытии интернет-магазина www.ipodshop.ru с поддержкой пользователей, форумом и еженедельно обновляемой лентой событий в мире iPod.