СТРАТЕГИИ

Традиции японского бизнеса гораздо более древние, чем европейские, не говоря об американских. Японская холдинговая корпорация Sumitomo с оборотом 88,4 млрд. долл., работающая, в частности, в области телекоммуникаций и различных медиапроектов, ведет свою историю с начала 1600-х годов. Последние сорок лет компания присутствует в России.

Sumitomo - осторожный и последовательный инвестор, стремящийся закрепиться там, где есть возможности для роста. Недавно компания приобрела акции российского контент-провайдера SPN Digital, оценив его бизнес в 20 млн. долл. Пока японцы ограничились покупкой блокирующего пакета. Это четверть оценочной стоимости компании или, возможно, чуть больше (точная сумма не названа). Партнеры намерены вместе работать на рынке мобильного контента, темпы роста которого таковы, что к 2007 г. они ожидают достичь дохода на уровне 90 млн. долл.

Помимо инвестиций Sumitomo принесет свои локальные проекты. SPN Digital сможет использовать японские технологии на рынках России, СНГ, Восточной Европы, получит японские игры и передовые инструменты для работы с контентом. Сотрудничество с японскими контент-провайдерами сможет серьезно продвинуть российский рынок, обеспечив появление на нем совершенно новых продуктов. В SPN Digital также будут интегрированы контент-проекты, уже имеющиеся у Sumitomo в России, - в частности, сервис "Где я?".

Совместная компания сможет продавать свои услуги за рубежом через обширную мировую сеть Sumitomo, привлечет бизнес-партнеров из Японии, Кореи и других развитых стран. В то же время SPN Group предоставляет Sumitomo возможность быстро занять сильные позиции на конкурентном рынке, хотя и не таком большом, как японский. Два года назад Sumitomo впервые вышла на рынок с решениями в области мобильного контента и различных сервисов. Примерно столько же времени SPN предоставляет мобильные сервисы на российском рынке.

Одной из причин японского вливания стали широкие возможности московской фирмы на сопредельных рынках - SPN Digital входит в группу компаний SPN Group наряду с издательским домом SPN Publishing и коммуникационным агентством SPN Ogilvy Public Relations. Старший менеджер группы нового бизнеса и инвестиций Sumitomo Катсуя Кашики выделил именно этот момент как ключевой: "SPN Digital входит в группу компаний SPN и имеет большие возможности для работы в смежных со своим бизнесом отраслях". Возможности для дальнейшей экспансии чрезвычайно привлекают японцев. Этот интерес распространяется и на телекоммуникационные технологии, особенно с неясной для Минсвязи РФ, но несомненной для японцев перспективой.

Катсуя Кашики: "Верхней

границы для инвестиций

не существует"

Sumitomo как миноритарный акционер присутствует в мобильной связи многих стран третьего мира, а в России поддерживает растущие бизнесы, чтобы застолбить там свою долю. Скорее всего, это коснется наших региональных сотовых операторов.

Комментарий эксперта

Перспектива накрыть всю Россию WiMAX-сетью привлекает многих операторов. Но, на мой взгляд, массовое распространение WiMAX нашей стране в ближайшее время не грозит. Сегодня сертификацию проходят продукты, применяемые в частотном диапазоне 3,5 ГГц, который сейчас у нас крайне загружен. Свободных частот под разворачивание новых сетей нет, а это значит, что предполагается замена существующих сетей на сети WiMAX. Для операторов, которые инвестировали в свои сети и благополучно работают на них, замена совсем не очевидна - зачем менять работающее оборудование на новое, если pre-WiMAX позволяет оказывать те же услуги? До применения in-door-устройств, которые могут устанавливаться самими пользователями, цена на WiMAX еще долго будет несопоставимой с массовыми и дешевыми технологиями, такими, например, как ADSL. Кроме того, массовое распространение WiMAX в регионах станет возможным только при условии серьезного роста платежеспособности населения, а мы знаем, что вряд ли в ближайшие пару лет уровень жизни жителей двух столиц будет сравним с уровнем жизни представителей российской глубинки. И это станет еще одним препятствием для быстрого распространения WiMAX.

Виктор Максимов,

руководитель проектного отдела компании ArtCommunications

В начале сотрудничества Sumitomo выступает как дружественный инвестор, минимально вмешивающийся в управление, но постепенно успешный бизнес переходит к японским хозяевам. Питерское предприятие "NEC-Нева", созданное в 1997 г. Sumitomo, NEC и холдингом "Телекоминвест", полностью перейдет под контроль Sumitomo после покупки доли "Телекоминвеста" корпорацией NEC, входящей в состав японского холдинга.

Катсуя Кашики осторожно отмечает, что верхней границы для инвестиций не существует, вопрос лишь в привлекательности российского бизнеса. Корпорация Sumitomo все ее сорок лет работы в России была таким же осторожным инвестором, как и сейчас. Прежде ей уже приходилось оставлять 235 млн. долл. в сибирской тайге, прокладывая радиорелейную линию от Москвы до Хабаровска, инвестировать 70 млн. в телекоммуникации для дальневосточных нефтяников (проект "Сахалин-2"). Всего же за 13 лет работы в новой России корпорация вложила в наш сектор электросвязи 710 млн. долл.

Sumitomo включается в битву за WiMAX

Последняя инвестиция в российский телеком связана с приобретением Sumitomo половины голландской фирмы Enforta, 100% дочка которого - российская компания "Престиж-Интернет". Этот оператор обладает наибольшим (27) числом лицензий в диапазоне 5 ГГц на работу с WiMAX и планирует начать работу в октябре.

Японское влияние на "Престиж-Интернет" пока ограничивается двумя креслами из пяти в совете директоров и постом вице-президента - эту должность занял Катсуя Кашики, который очень сдержанно комментирует проект.

Проект Enforta предполагает строительство сетей preWiMах в крупных городах (от 23 до 30) и предоставление услуг беспроводного широкополосного интернет-доступа, телефонии и сетевой интеграции под брендом Enforta. Уже работает в тестовом режиме сеть в Новосибирске - проект запущен фирмой "Евгения", приобретенной весной "Престиж-Интернетом", готовится сходный проект в Рязани. К концу года preWiMax заработает в пяти городах России, через некоторое время появятся еще пять зон. Таким образом, лицо федерального российского оператора будет голландско-японским.

Технология WiMax допускает много операторов, предоставляя клиенту выбор. "Медиасети" - еще одна компания, которая желает стать федеральным WiMax-оператором - владеет всего девятью лицензиями, хотя нацелена на более массовый рынок и обширную географию - строительство беспроводных сетей ведется в 45 регионах. Она уже раскинула сети в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми (планируется запуск сети в Москве) и реализует услуги беспроводного широкополосного доступа под брендом Unitline.

Услуги будут предоставляться по действующим стандартам, т. е. доступ будет ограничен спецификацией на фиксированный WiMAX. На практике это означает вытеснение проприетарных решений последней мили и, возможно, развитие рынка хотспотов, работающих в стандарте Wi-Fi. Рынок магистрального радиодоступа, на который нацелен WiMax, в Москве оценивается игроками в 15 млн. долл., рынок Wi-Fi пока на порядок меньше.

Sumitomo включается в битву за рынок WiMAX еще до того, как появился рынок и оборудование, сертифицированное WiMax Forum (вероятно, эти вещи выглядят более предсказуемыми, чем позиция российского Минсвязи). К концу 2005 г. свое WiMax-оборудование сертифицируют Alcatel, Alvarion, Motorola, NextNet Wireless, ZTE и другие. Некоторые из этих компаний имеют соглашения с российскими операторами (например, NextNet Wireless с "Комет"), некоторые договариваются о поставках, как ZTE.

Пока несуществующий рынок WiMAX, конечно, меньше, чем массовый рынок медиаконтента, но денег обещает больше. Sumitomo, по всей видимости, поможет обещаниям претвориться в реальность.