НАВИГАЦИЯ

В конце июня коллегия Мин- транса рассмотрела вопрос создания и ввода в действие системы топографического и навигационного обеспечения транспорта Российской Федерации. Руководитель Федерального агентства геодезии и картографии Александр Бородко, в частности, заявил, что развитие транспортной инфраструктуры и поддержка навигации как элемента безопасности для всех видов транспорта невозможны без современной достоверной информации об объектах на поверхности Земли, которую создают специалисты в области геодезии и картографии. Но их технологии не стоят на месте. К существующим сотни веков астрономическим методам навигации теперь добавились радиотехнические, включающие различные наземные и спутниковые навигационные системы (GPS, ГЛОНАСС, Galileo).

На основе таких систем и геоинформационных технологий сейчас разрабатываются различные навигационные приложения для транспортной безопасности, четыре из которых играют ведущую роль. Первое служит для отображения местоположения транспортного средства на карте в реальном масштабе времени. Второе - для централизованного мониторинга и оперативного контроля транспорта. Третье и четвертое обеспечивают оперативную работу транспортных аварийно-спасательных служб и безопасность полетов воздушных судов в районах аэропортов и при выполнении взлета и посадки.

Все эти приложения могут эффективно работать только в связке "спутниковые навигационные системы - цифровые карты". Ведь спутниковые системы позволяют определять координаты местоположения объектов в любой точке земной поверхности. Но без карты это просто числа на экране или бумаге. Только комплексное применение этих технологий позволит решать транспортные задачи с помощью компьютерного проектирования, а также обеспечивать транспортную безопасность. А это полеты воздушных судов, плавание речных и морских судов, а также мониторинг перемещения грузов по территории России и движения пассажирского транспорта с контролем его местонахождения в любой реальный момент времени.

Координаты, которые определяются с помощью спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС, могут описывать местоположение движущихся объектов с точностью 5-10 м. Для повышения точности существуют так называемые дифференциальные станции или пункты, на которых постоянно вычисляются координаты и получаются поправки к ним. Такие станции выпускаются отечественной промышленностью; в системе Роскартографии их развернуто 15, хотя потребность составляет около 1000. В этом году в Самарской области были проведены экспериментальные работы, в ходе которых удалось повысить точность определения координат до нескольких миллиметров. При этом станции могут работать автономно и передавать поправки в автоматическом режиме.

Один из спутников GPS

Однако такое оборудование не решает всех проблем навигации, которые существуют в России. Одна из них связана с использованием в отечественных навигационных приборах единой системы координат. Согласно требованиям ИМО, ИКАО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), должна применяться всемирная система координат WGS-84. В то же время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 568 для осуществления топографо-геодезической и картографической деятельности на территории РФ применяются отечественные системы координат, датируемые 1995 г. Это СК-95, а в навигации - геоцентрическая система координат ПЗ-90. Но до сих пор используется большое количество навигационных карт в системе координат СК-42, появившейся в 1942 г. Международные организации неоднократно обращали внимание на эти обстоятельства.

Вторая проблема касается запрета на использование спутниковых приборов измерения координат с точностью более 30 м. На заседании коллегии Минтранса выступил начальник ВТУ ГШ Валерий Филатов, который заявил, что военные готовы пойти на резкое снижение секретности в отношении точности определения координат приборами GPS и ГЛОНАСС. "Мы говорим даже не о том, чтобы уйти на точность 5-7 м, а о том, чтобы выйти на ноль", - сказал он. В IV квартале этого года будут разработаны необходимые нормативно-правовые документы и регламенты, которые определяют процедурные вопросы. В целом планируется снять какие бы то ни было ограничения на определение географических координат объектов (кроме включенных в специальный перечень), а также на использование данных дистанционного зондирования Земли с разрешением до 1 м (остальное остается секретным).

В подготавливаемом постановлении Правительства РФ приборы спутникового определения координат будут разбиты на три класса в зависимости от точности и характера применения: бытовые (использование без ограничений, по аналогии с аппаратами мобильной связи), навигационные (требуется специальная процедура сертификации) и геодезические (необходимо обязательное лицензирование). При этом будут созданы специальные открытые навигационные карты.

Третья проблема - это использование крупномасштабных карт. Минобороны работает над снижением их секретности. Создана специальная группа, которая начинает работу по формированию нового перечня, и осенью этого года должна быть готова первая его редакция. В этом документе планируется оставить секретными Государственную систему координат, мировую космическую геодезическую сеть, нивелирную сеть и карты масштаба 1:50 000 и крупнее.

И наконец, четвертая проблема связана с устареванием карт. Так, по словам Александра Бородко, наиболее востребованными являются карты на обжитые и экономически развитые районы масштабов 1:10 000, 1:25 000 и 1:50 000, которые устарели более чем на 80%, для их обновления необходимо практически выполнить новую съемку. На 60% устарели карты масштабов 1:100 000 и 1:200 000. Вообще говоря, доля устаревших государственных топографических карт и планов имеет тенденцию к увеличению. Но на их обновление, как всегда, не хватает денег.