...Раз нет документа, нету и человека.

Вот именно меня-то и нет,

у меня нет документа.

Михаил Булгаков.

Мастер и Маргарита

    

Благоприятные обстоятельства для инвестиций

Террористические угрозы сделали биометрию одной из самых быстроразвивающихся отраслей. 15 марта 2005 г. распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова была одобрена "Концепция создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения" (см. PC Week/RE, N10/2005, с. 32).

Для реализации паспортно-визовых документов нового поколения (e-passport) достаточно вклеить в паспорт микрочип смарт-карты, ввести персональный код владельца и его паспортные данные в соответствующую базу данных. Каждый e-passport содержит биометрическую информацию (личные данные, цифровое фото, цифровые отпечатки пальцев) о человеке, уникальный номер вклеенного микрочипа, однозначно соответствующий номеру паспорта, а также необходимую дополнительную информацию о владельце. Достоинство предлагаемого решения - низкая стоимость, высокая защищенность от подделки и возможность реализации в короткие сроки.

Биометрический рынок довольно молод, и в России счет компаний, занимающихся биометрией и продвигающих собственные решения в данной области, пока на сотни не идет. Согласно статистике, годовой рост этого рынка - 40%. Это весьма высокий показатель даже для растущей экономики. Время еще есть и для российских бизнесменов. Вкладывая сегодня - получишь деньги от государства уже в 2006 г. (см. рис. 1).

Рис. 1. Причинно-следственные связи биометрического проекта России

Деньги были заложены на федеральные целевые программы (ФЦП), реализуемые с 2002-го по 2011 г.: ФЦП" Электронная Россия (2002-2010 гг.)", "Национальная технологическая база (2002-2006 гг.)", "Глобальная навигационная система (2002-2011 гг.)". И это еще не все, ФЦП много. Пока чиновники решают общие проблемы реализации этих целевых программ (например, пока никак не удается объединить в ясную и скоординированную систему комплекс программных мероприятий, выполняемых предприятиями радиоэлектронного комплекса в рамках ФЦП), создаются благоприятные факторы для начала бизнеса биометрических систем в России.

Фактор первый. Деньги ФЦП на 2006 и 2007 гг. еще не истрачены. А расходы там запланированы большие.

Фактор второй. Только начался процесс реформирования радиоэлектронной промышленности России (а это 105 ФГУП, 1 ФГУ, 237 АО c государственным участием и 163 АО без государственного участия), поэтому совместная работа в рамках такого крупного проекта, как биометрическая система Россия, им не по плечу.

Фактор третий. Россия является импорто-ориентированной страной; за последние годы отечественные производители полностью потеряли темпы роста и конкурентоспособность на внутреннем рынке. Несмотря на растущие продажи биометрической продукции на мировом рынке, ведущие западные компании не собираются в обозримом будущем создавать в России свои производства. Причины: несовершенство законодательства, малопривлекательная таможенная политика (пошлина на комплектующие зачастую превышает пошлину на ввоз готовых изделий, что обессмысливает создание производств), недостаточные объемы потребления электронных компонентов (по масштабам электронной отрасли).

Объем продаж в России электронных компонентов для биометрических устройств и паспортно-визовых документов только в 2006 г. может составить до 20 млн. долл. (более точные оценки давать сложно, поскольку статистика варьируется даже в смежных секторах электронных компонентов). На 2007 г. эта цифра может возрасти до 40-60 млн. (с учетом производства биометрических сканеров для паспортно-визовых столов и мобильных терминалов для патрульно-постовых служб). Западные производители электронных компонентов для биометрических систем не будут конкурировать с отечественными (рынок делят более 150 российских компаний).

Не стоит ждать в ближайшие годы и прямых поставок от зарубежных производителей электронных биометрических компонентов, так как решать вопросы логистики в России они не станут.

Фактор четвертый. Драматический упадок отечественного производства средств cвязи привел к исчезновению ряда конкурентоспособных разработок и изделий. Тем не менее из-за фактора национальной безопасности и относительно небольшого объема заказов (по сравнению с мировым) на биометрические устройства остаются возможности для отечественных производителей.

Фактор пятый. В России сегодня нет полного спектра собственных разработок мобильных сетей связи, которые будут присутствовать в биометрических системах. Построение территориально распределенной информационно-телекоммуникационной биометрической системы России на базе спутниковых сетей, беспроводных Wi-Fi- и ZigBee-сетей и систем Motorola Mobile AFIS (Automated Fingerprint Identification System) за короткий срок (2006-2007 гг.) возможно только силами российских компаний - системных интеграторов на основе имеющегося опыта. И здесь деньги можно заработать немалые.

Что там у них

США на разработку и внедрение новых систем опознавания личности бросили миллиарды долларов.

Первый прототип биометрического паспорта был представлен Государственному департаменту США компаниями Infineon и Philips. В прототипах новых паспортов в последнюю страницу были вмонтированы бесконтактные чипы смарт-карт. Архитектура микрочипа и собственная ОС позволяют реализовать поддержку национальных криптоалгоритмов и представить эту реализацию вместе с исходными кодами на сертификацию. При этом микрочип поддерживает как имеющиеся западные алгоритмы (и соответственно обеспечивает совместимость с имеющимися приложениями), так и национальные алгоритмы.

США и Евросоюз договорились о согласованном переходе на биометрические паспорта с октября 2005 г. Однако ЕС запросил у США отсрочку еще на год, поскольку в названный срок готовы уложиться лишь Австрия, Бельгия, Германия, Люксембург, Финляндия и Швеция. Администрация Дж. Буша убеждает конгресс подождать европейцев до октября 2006 г.

За США по скорости развития рынка биометрических технологий идут страны Арабского Востока. Самый дорогостоящий проект реализует МВД Саудовской Аравии. Во всех воздушных и морских портах, на автодорожных контрольно-пропускных пунктах этой страны идет монтаж единой биометрической системы контроля всех въезжающих и выезжающих лиц. Аналогичную программу запустил в марте Кувейт.

Первой европейской страной, внедрившей распознавание лиц на государственном уровне, стала Бельгия. В ее федеральной полиции развернута центральная портретная система (CPS), имеющая статус национальной криминалистической системы. В CPS используется технология FaceIt, разработанная компанией Visionics Corporation. Система разворачивается в 50 полицейских департаментах по всей Бельгии для 10 тыс. сотрудников полиции и использует беспроводной дистанционный доступ с патрульных машин.

Биометрическая идентификация поставлена в разряд приоритетов национальной безопасности властями Аргентины, Бразилии, Чили, Перу, Уругвая, Австралии, Японии, Южной Кореи, Китая, Сингапура, Индонезии, Малайзии и большинства остальных стран Южной Америки и Азии.

Для внедрения биометрической системы России необходимы не только политические решения в пользу тех или иных ведомств и фирм, а технико-экономические обоснования. Ошибки здесь дорого будут стоить. Счет пошел на миллиарды рублей.

Компоненты для систем идентификации

Производство компонентов для систем идентификации и самих систем превращается в настоящую гонку. В 2007 г., по подсчетам специалистов, оборот этого рынка в мире будет составлять 7 млрд. долл. В России и странах СНГ нет производителей сенсоров (считывающих элементов для сканирующих устройств) и микрочипов для электронных паспортно-визовых документов.

Микроконтроллеры следующего поколения, такие, как семейство AVR производства Atmel, и некоторые расширенные модели на основе серии 8051, например 80С51 (P5CT072) производства Philips, изготовлены по 0,18-микронной технологи с памятью 72 Кб. В России минимальные топологические размеры цифровых интегральных схем на 2005 г. составляют 0,5 мкм. Да и память маловата - 8 Кб для бесконтактного радиочастотного криптозащищенного ЭППЗУ КБ5004ХЗ (www.angstrem.ru). А надо хотя бы 32 Кб. Известно, что меньшие топологические нормы позволяют добиться большей производительности без существенного увеличения потребляемой мощности. А это означает только одно: мировой рынок биометрии для России пока закрыт. Остается только один путь - производство ПО и биометрических терминалов-считывателей на основе сенсоров зарубежных производителей для внутреннего применения (может быть, для отдельных стран СНГ). Вот тут и можно заработать.

Здесь нужно упомянуть про технологию 3D-распознавания лиц компании A4Vision, созданную в России двумя выпускниками МГТУ им. Н. Э. Баумана. Компания A4Vision (www.a4vision.com) начала искать инвесторов в 2000 г. В России она их не нашла, зато была поддержана европейским инвестиционным фондом MyQube. В 2003 г. инвестиции в компанию составили около 10 млн. долл., а к 2005-му суммарные инвестиции превысили 30 млн. долл. Сегодня ее партнерами являются Bell, GE, DuPont, Siemens, Oracle, Motorola, Unisys и другие гранды рынка высоких технологий. Как тут не вспомнить, что скупой платит дважды. Ведь технология 3D уже не принадлежит России.

Запад нам поможет: система Motorola Mobile AFIS

Построение территориально распределенной биометрической системы России за короткий срок (2006-2007 гг.) возможно на основе опыта зарубежных компаний, таких, например, как Motorola (www.motorola.com). В системе Mobile AFIS (Automated Fingerprint Identification System) воплощен опыт, накопленный этой компанией в области радиосвязи, мобильных приложений и автоматизированных системы идентификации по отпечаткам пальцев. Интеграция этих технологий в одном решении поможет сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб обмениваться информацией, невзирая на расстояния и ведомственные барьеры.

Система Motorola Mobile AFIS позволяет сотрудникам патрульно-постовых служб автоматизировать идентификацию по отпечаткам пальцев. Можно устанавливать личность граждан на месте, без доставки их в отделение милиции или опорный пункт.

Система Mobile AFIS может отсканировать отпечатки двух пальцев задержанного лица и послать их в региональный центр персонализации (центральную базу данных автоматизированной системы идентификации) по беспроводному каналу связи (для России это GPRS-канал сотового оператора связи). Автоматизированная система идентификации сверит полученные отпечатки с хранящимися в ее базе образцами и поможет установить личность. Система способна идентифицировать личность по отпечаткам от одного до десяти пальцев, а также по фотоснимкам и демографическим данным идентифицируемых лиц.

Автоматизированные системы идентификации Motorola разрабатывались, совершенствовались и испытывались с учетом требований правоохранительных органов всего мира, нам только остается адаптировать эти решения для России, наладить свое производство паспортно-визовых документов (рис. 2) и сканеров на базе зарубежных микрочипов, построить защищенную спутниковую сеть паспортно-визовых служб.

Рис. 2. Производство паспортно-визовых документов

Каждый в этом проекте должен отвечать за свое дело: ФГУПы за техническое задание, НИИ - за проект, фирмы-поставщики - за поставку электронных компонентов, различные ОАО - за производство, министерства - за законы, МВД РФ - за эксплуатацию. Наши системные интеграторы способны быстро и эффективно развернуть систему. Как было сказано выше, в России сегодня нет полного спектра собственных разработок мобильных сетей связи. А вот разработки устройств (терминалов) для мобильных сетей связи имеются. Здесь можно привести пример разработки GSM/GPS-терминалов ОАО "Морион" (Пермь) на базе чипсетов Motorola, правда, патенты на GSM/GPS-терминалы принадлежат компании RussGPS (www.russgps.ru), которая купила их у автора этой статьи.

В России имеются разработки мобильных биометрических терминалов компаний "РИМКО XXI/RussGPS" (www.rimco.ru). Эти терминалы были задуманы как часть семейства продуктов Motorola Digital Justice Solution для системы Mobile AFIS, предназначенных для милиции и спецслужб. Основу мобильных терминалов составляют GSM/GPRS-модемы G20, G21 компании Motorola, продвинутые телекоммуникационные алгоритмы и широкие возможности хранения, поиска и получения информации. Терминалы "РИМКО XXI" тестировались на компьютерных эмуляторах GSM/GPRS-сетей для системы Mobile AFIS. Созданный протокол взаимодействия описывает не только работу мобильного терминала с Mobile AFIS, но и внешних устройств, таких, например, как 3D-камеры, сенсоры отпечатков пальца, другие сенсоры.

Все стационарные и мобильные биометрические терминалы могут быть изготовлены на российских предприятиях.

Объемы производства биометрических устройств для паспортно-визовых служб РФ (всего этих служб 91, включая ГПВУ МВД России, ОПВС УВД Калининградской области, ПВО ГУВДРО МВД России), по оценкам специалистов, только на 2007 г. могут составить до 1000 изделий, что вполне по силам российским компаниям. Дальше - больше, речь идет об оборудовании мобильными биометрическими терминалами патрульно-постовых служб МВД РФ, которых в РФ много. Все это делает рынок систем биометрической идентификации весьма перспективным полем деятельности для отечественных разработчиков электронной техники.

Взяв за основу масштабируемую систему Motorola Mobile AFIS, можно быстро построить и привязать к ней защищенную спутниковую сеть для приема-передачи данных паспортно-визовых служб России; мобильные терминалы могут быть привязаны к системе через сеть GSM/GPRS сотового оператора. Это решение позволит сэкономить силы и средства при реализации проекта паспортно-визовых документов РФ.

Спутниковая сеть имеет звездообразную топологию, ЦУС (центр управления сетью) может находиться в Центре космической связи "Медвежьи Озера" в 10 км от Москвы. В ЦУС происходит подключение спутниковой сети к телекоммуникационному узлу оператора спутниковой связи на ММТС-9. В качестве спутника-ретранслятора в спутниковой сети используется российский ИСЗ "Ямал-200".

Время есть

Нам нельзя повторять ошибки прошлых лет. Был проект создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (распоряжение Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 323-р). По замыслу разработчиков, она должна была бы стать прототипом создаваемой системы. Но не стала. Недавно решили выпускать свои, российские, GSM-телефоны, но забыли, что GSM-чипсеты делать не умеем, а платить за лицензии не хочется. Да и ПО для GSM/GPRS у нас нет. Вот и сейчас слышны звуки труб, зовущих на битву за биометрические системы. Тут и там объявляют неслыханные цены на биометрическую систему РФ, но, по оценкам специалистов, на первом этапе в 500 млн. долл. уложиться можно. Ошибки дорого будут стоить россиянам: их не пустят в США и ЕС, если что-то не получится. Человек без удостоверения личности для бюрократической системы просто не существует. Как было написано писателем, "нет документа, нету и человека".

С автором можно связаться по адресу: mosienko@rimco.ru.