ПРОДУКТЫ

Представление очередной версии системы трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D V8 проходило в торжественной обстановке в комплексе Константиновского дворца под Санкт-Петербургом. Видимо, в группе компаний "Аскон" решили, что новизна недавно восстановленного памятника архитектуры подчеркнет новаторские возможности обновленного КОМПАСа. А новинок оказалось немало.

Основные усовершенствования коснулись пользовательского интерфейса, параметрических технологий, работы с трехмерными моделями, плоской графики, текстового процессора и спецификаций. В результате, считают разработчики, САПР стала удобнее, быстрее и мощнее. Не забыта и такая важная характеристика, как надежность. В частности, было проведено тщательное альфа- и бета-тестирование новой версии, в котором приняли участие около 250 пользователей из России и стран ближнего зарубежья.

 Оптимизация пользовательского интерфейса. Здесь произошла самая серьезная переработка со времени выхода версии V6. Главное новшество - появление характерных точек у трехмерных объектов (раньше они были только у двумерных). Благодаря этому конструктор получил возможность быстро менять параметры 3D-моделей, перетаскивая их характерные точки мышью, и выполнять визуальное проектирование, не оглядываясь на значение параметра в панели свойств.

Вторая серьезная новинка - визуализация ограничений и степеней свободы объектов при работе в параметрическом режиме. Теперь проектировщик сразу видит все наложенные на объект ограничения и оставшиеся степени свободы, что повышает эффективность моделирования.

Александр Голиков:

"В 2000 году никто и подумать не мог о комплексном внедрении САПР,

коллективной работе, управлении данными.

Но за последние пять лет ситуация в корне изменилась"

Кроме того, в интерфейсе появилось много других усовершенствований, направленных на упрощение работы и сокращение числа "лишних" щелчков мышью. Чтобы проверить, насколько этого удалось добиться, в "Асконе" было проведено тестирование, показавшее, что по сравнению с предыдущей версией КОМПАСа время создания модели в среднем сокращается на 15%, а ассоциативного чертежа - на 32%.

 Скорость работы. Повышение быстродействия САПР - одна из приоритетных задач "Аскона". Ведь у пользователей КОМПАСа растет сложность и объем сборок. По словам менеджера по линейке КОМПАС Олега Зыкова, сейчас уже не редкость сборки, состоящие из 25-30 тысяч деталей. Управлять ими непросто, так как на загрузку и манипулирование уходит много времени. Для решения этой проблемы в V8 реализован режим упрощенного отображения сборок, сокращающий время отрисовки модели при изменении ее положения или масштаба. Например, при вращении большой сборки отдельные узлы не прорисовываются подробно, а отображаются как параллелепипеды. Это позволяет конструктору быстрее поворачивать сборку и не тратить время, ожидая, когда появится результат на экране.

Как известно, мощность ПК растет такими темпами, что разработчики зачастую не успевают настроить ПО в соответствии с последними достижениями в области "железа". А ведь САПР относится к ресурсоемким технологиям, для которых особенно важно эффективное использование всех возможностей компьютеров. Для решения этой задачи "Аскон" и российское представительство Intel провели оптимизацию кода системы. С помощью компиляторов для C++ и анализатора производительности Vtune удалось серьезно повысить скорость КОМПАСа при работе с моделями. Так, сравнение V8 с версией V6 Plus, сделанной без компиляторов Intel, показало, что выигрыш в скорости перестроения моделей составляет от трех до пяти раз.

Но сотрудничество двух компаний на этом не закончится. "Проведя оптимизацию архитектуры системы, "Аскон" заложил фундамент для дальнейшей настройки, - сказал Игорь Сысоев, директор российского представительства Intel по развитию корпоративных проектов. - Следующим шагом станет поддержка 64-разрядной адресации и многоядерных процессоров". Важность совместной работы подчеркнул и генеральный директор "Аскона" Александр Голиков: "Согласно плану стратегического развития, к концу 2007 г. КОМПАС должен работать со сборками из пятидесяти тысяч деталей и более. Это невозможно без серьезных усовершенствований, одно из которых - максимальное использование последних достижений разработчиков "железа"".

  Мощность. В версии V8 появился совершенно новый механизм 2D-параметризации. Чтобы повысить надежность работы, разработчики переписали математическое ядро заново. Теперь система более стабильно реагирует на сложное модифицирование параметризованного объекта и стала устойчивее к неправильным действиям пользователя.

Добавлена новая возможность создания многолистовых чертежей в одном файле. Это позволяет хранить вместе несколько листов одного чертежа. Кроме того, теперь на одном листе можно размещать несколько спецификаций разного стиля. Такая новинка особенно пригодится специалистам проектно-конструкторских бюро. Для управления подключенными к чертежу спецификациями предназначено специальное меню, в котором задается, какие спецификации отображать на листе, а какие - нет. Текстовый процессор системы теперь обеспечивает проверку орфографии и грамматики в документах, надписях на чертежах, ячейках таблиц и т. д. Еще появились четыре новые команды по деформации материалов и более тридцати других изменений, обеспечивающих повышение производительности труда конструктора.

Другие продукты. САПР КОМПАС-3D V8 уже поступила в продажу. А вскоре "Аскон" выпустит и другие новинки . По словам Александра Голикова, помимо КОМПАСа у компании есть еще два основных продукта: система управления инженерными данными "Лоцман:PLM" (версия V8 выйдет в ноябре) и программа для технологической подготовки производства. В последней области недавно произошли серьезные изменения. На смену программе "Автопроект" идет новая система "Вертикаль", которая разрабатывалась два года и появится уже в сентябре. "Главная особенность "Вертикали" - возможность интеграции со всеми распространенными САПР и системами управления данными, - объяснил г-н Голиков. - Данная характеристика очень важна, ведь именно такая связь обеспечивает комплексную автоматизацию проектирования и производства".

   Комплексная автоматизация. Сейчас это - самая актуальная тема в области САПР. Такие интегрированные решения, объединяющие средства автоматизированного проектирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM), инженерного анализа (САЕ) и управления инженерными документами (PDM) с ERP-системами, направлены на реализацию концепции управления информацией об изделиях на протяжении всего жизненного цикла (Product Lifecycle Management, PLM). С помощью PLM-решения предприятие может создать единое информационное пространство данных о корпоративной продукции и тем самым обеспечить "прозрачность" производства. "Только комплексная система позволяет добиться максимального эффекта от автоматизации", - подчеркнул Александр Голиков.

"Аскон" активно реализует идею PLM. Уже завершено более десяти проектов внедрения "Лоцман:PLM", а еще более двадцати находятся в стадии завершения. Отработана связь с ERP-системами, такими как BAAN, IFS, MBS-Axapta, "1С: Предприятие". Но есть и проблемы, главная из которых - острый дефицит кадров. "Впереди мы видим огромный фронт работ по построению комплексных систем, а квалифицированных людей не хватает, причем не только нам, но и всем поставщикам САПР, - сказал Александр Голиков. - Наши вузы работают сами по себе, не учитывая потребности рынка. Никто не готовит аналитиков, руководителей проектов по внедрению". В результате складывается парадоксальная ситуация: спрос на комплексные решения растет, но поставщики САПР не успевают его удовлетворять из-за нехватки специалистов.

Окончание следует